Изначально, с самого момента появления человека рядом с ним всегда присутствует страх. Он появился впервые тогда, когда человек ослушался Бога, вкусив запретного плода. И с тех пор является неизбывным атрибутом человеческой жизни. Он постоянно сопровождает человека на его пути. Согласно философам страх – это «напасть», это нечто нападающее на человека извне. Он возникает не внутри самого человека, но имеет определенный внешний источник. Страх всегда имеет конкретный предмет: человек боится чего-то определенного. Страх всегда ощущается и переживается как возможность утраты чего-то, как скорая вероятная потеря. Страх это отрицательная эмоция – это отрицание предмета, навязанного человеку помимо его воли. Он есть отрицание «напасти». Страх несамодостаточен, он иллюзорен. Он есть «нелепое допущение необходимости там, где ее нет». Любая фобия есть навязанность того, чего в действительности нет. Страх человеку кажется случайным, не связанным с его человеческой сущностью. Именно поэтому абсолютное большинство людей способно лишь убегать от страха, меняя свое пространственное окружение, но пи этом никак не изменяя своей «кроличьей природы». С самого начала человечество сопровождало множество фобий. Одной из самых пугающих и завораживающих была тема смерти. Такой она остается и на сегодняшний момент. И внимание многих ученых, философов и психологов приковано к ней. Но помимо этого, в последнее время все чаще внимание человека стало обращаться на еще один тип ситуаций, повергающих его в трепет – ситуации одиночества, и ситуации полного слияния. Страх одиночества, равно как и страх слияния является одними из закономерно возникающих образований в ходе онтогенетического развития человека. Ребенок начинает бояться оставаться один, бояться потерять единение с взрослыми впервые в возрасте 4-5 лет (девочки немного раньше, чем мальчики). Он начинает опасаться, что может потерять поддержку родителей и оказаться без защиты с их стороны. Истоки этого страха могут быть связаны с ранее возникшим и получившим неправильное развитие страхом потери мамы. Страх слияния появляется в чуть более зрелом возрасте, когда взрослеющий человечек начинает понимать, что есть совершенно уникальное и неповторимое его Я, занимающее определенное место в пространстве и способное настойчиво заявлять о себе. Но кроме этого есть множество внешних факторов и объектов (социальные группы, отдельные люди) которые способны поглотить его Я, разрушить его индивидуальность, сделать его таким же, как и все, прекратить его «существование». И человек естественно стремится избежать поглощения. Эти страхи являются возрастными, преходящими, и в норме они должны исчезать после прохождения определенного этапа в развитии. Если только фиксация или заострение возникшие в результате не совсем правильно выбранного воспитателями пути развития ребенка не сделают их постоянными спутниками человека. По видимому, в последнее время все человечество идет по «неправильному» пути развития. Ведь современные люди склонны сохранять все эти возрастные страхи. И нести их с собой по жизни. В последнее время тема одиночества стала одной из наиболее актуальных. Хотя про него еще издавна говорили многие видные философы, и выдающиеся писатели. Про одинокого человека можно встретить и у Германа Гессе, и у Габриеля Гарсиа Маркесса, и у современных авторов. Одинокий человек, одиночество в толпе, среди людей – вот что волнует современного человека. Казалось бы, современный уровень жизни: большие многотысячные, а чаще миллионные города, многоэтажные дома, мощные производственные предприятия, где одновременно работают много человек не дают человеку остаться одному. Вообще сегодня человек практически нигде и никогда не бывает один, рядом с ним всегда кто-то есть (пусть даже это будет диктор радио или телевидения, или собеседник по смс). Но в тоже время, современный человек постоянно чувствует свое одиночество, он ощущает себя покинутым, брошенным в пустоте. Это созвучно с утверждениями философов: человек заброшен в этот мир. Я тоже очень хотела бы верить, что человек изначально где-то существовал, где-то он был целостным и самодостаточным, ему никто и никогда не был нужен, кроме него само. Но потом человек родился, он оказался выброшенным в мир. И в этом мире он стал уже несовершенным. Он больше не был замкнутым на самом себе, он потерял целостность и чувствовал это. Он стал незавершенным, требующим завершения. Он больше не был свободным, беспечным. Он приобрел множество обязательств. Он приобрел ответственность, он стал отвечать за все свои деяния. Всю свою жизнь человек стремится вернуться в исходное состояние. Но на этом пути человек абсолютно одинок. Нет никого, кто смог бы помочь ему. И нет никого, кто мог бы пойти этот путь вместо него. Если предположить, почему человек стал опасаться одиночества, то можно допустить следующее. Если он находится совершенно один, то он никогда не сможет понять, какой он есть на самом деле. Ведь познать себя человек может только в ситуациях присутствия другого, только через другого, рассматривая себя в нем, как в зеркале. Взаимодействуя с другим, и видя, как он воспринимает его поведение, как он реагирует на его особенности, человек выстраивает собственный образ таким, каким, по его мнению, видит его другой. И он строит свою жизнь, исходя из этого образа. Если же другого человека рядом нет, то он не может представить, какой он есть на самом деле, или его представления о самом себе будут очень далеки от настоящих. А, кроме того, при отсутствии поддержки или порицания со стороны окружающих, человек не способен правильно оценить свое поведение и изменить его в сторону принятого. Вообще, когда человек находится один то прекращают действовать все законы, нормы, правила и стандарты, которые были когда-то созданы и приняты и которые необходимо выполнять, находясь среди других. Одинокий человек не подчиняется никаким законам. Он совершенно свободен, он не подчиняется никаким условностям. Он сам задает себе эталоны, сам определяет уместность того или иного действия. Он сам все определяет, и он сам за все отвечает. Он осуществляет полый контроль. Кроме того, современный человек боится оказаться в ситуации, когда «в старости некому будет стакан воды подать». Он боится, что когда будет слабым и немощным, ему никто не поможет. Что, когда он будет болеть – никто не позаботиться о нем. Он вообще боится оказаться никому не нужным, лишним, бесполезным и никчемным. Его страшит возможность оказаться на «свалке жизни». Кроме того, человек по своей природе необходимо нуждается в обществе, в коллективе, который окружал бы его. Ему очень нужно общение: возможность обменяться с ними практической информацией, а также эмоциями, переживаниями; возможность быть выслушанным, и возможность выслушать другого человека. В его жизни обязательно должны присутствовать ситуации совместного выполнения каких-либо действий. Человек обязательно должен получать подтверждения со стороны других людей, что он есть в этом мире. Что он значим для других. Что он что-то делает. Всю свою жизнь человек стремится вернуться в свое исходное состояние. Туда, где он еще не был свободным, ответственным, одиноким. Страх одиночества, боязнь единоличия побуждает человека к слиянию, к полному «растворению» в другом. Всю жизнь он стремится к симбиозу, слиянию. К возвращению в состояние эмбриона. Но одновременно он и боится слияния. Ведь это означает, что человек полностью потеряет сам себя. Он целиком и полностью растворится в другом. Его Я, его уникальность и неповторимость, его индивидуальность и специфичность, его особенности и неповторимые качества. Он сам, как результат долгого и упорного труда в процессе развития, как естественное следствие приложения многих внутренних сил Его мысли, чувства, переживания – все перестанет существовать. Он сам перестанет быть, перестанет иметь место – в психологическом плане. Весь его внутренний мир станет достоянием другого. Он станет лишь частью чего-то другого. Он потеряется. Он исчезнет как уникальность, неповторимость, как личность, творец, он потеряет свою свободу, смысл своей жизни, подлинную цель своего существования; он подменит все это целями, смыслом, ценностями другого человека. А кроме этого, отдавая приоритет слиянию, люди образуют своего рода «толпу». Эта толпа эмоциональна, необычайна аффективна. Она анонимна, ее невозможно организовать, невозможно остановить, ее нельзя управлять – ведь среди множества подобных себе человек теряется и становится лишь маленькой составной частью, незаметной, способной легко затеряться. И человек боится себя такого, он не знает, на что он способен, будучи совершенно свободным, лишенным всякой ответственности.
Я тоже человек. И тоже очень часто испытываю страх одиночества. Я боюсь оставаться одна. Особенно ночью. Даже оставаясь ночевать в общежитии и зная, что через очень тоненькую стенку от меня уже есть люди, не могу спокойно спать. Обязательно включу музыку, зажгу свет везде и оставлю гореть на ночь. А весь день буду чувствовать себя очень неуютно. Потому, что очень страшно. Я не могу прожить день ни с кем не разговаривая, если не получится со знакомыми - заговорю в очереди, в общественном транспорте, да где угодно. Потому что очень страшно остаться одной. Очень неуютно, когда рядом никого нет, не с кем поговорить, посоветоваться. Некому показать свои прежиания. Точно также я не могу делать что-либо сама, выполнять какое либо задание в одиночестве. Мне обязательно нужна помощь. И даже не столько помощь, сколько указание, что и как мне необходимо делать. Сама я не могу сделать выбор, принять решение, и чаще всего просто долгое время колеблюсь то в одну, то в другую сторону. Я очень боюсь остаться одна, так как боюсь ответственности, которая ложится на плечи в такие моменты. Гораздо удобнее, приятнее и выгоднее для меня находится в слиянии с кем-то. Ведь тогда я могу занять наиболее приятную мне позицию – позицию ребенка. Тогда кто-то другой будет видеть всю существующую у меня ситуацию, будет направлять и контролировать меня. И возьмет на себя всю ответственность за мои действия и мне не придется ни за что отвечать.
Эти мои особенности очень отчетливо проявились в супервизии. Я очень сильно испугалась моего клиента. Я испугалась, что я осталась с ним один на один (а ведь именно так оказало, когда мы оказались с ней в круге). Я знала, что мне сейчас надо будет что-то делать, что на меня смотрят коллеги и оценивают меня. Я боялась огорчить их. Опасалась показаться некомпетентной. Я ужасно испугалась тех обязательств терапевта, которые свалились в тот момент. Я очень испугалась сделать что-то не так и тем самым навредить моему клиенту. Поэтому я выбрала наиболее оптимальный для меня путь выхода из данной ситуации: я полностью отдала работу в руки моего коллеги. Сама я как отельный человек просто перестала существовать (в символическом смысле). Я полностью приняла точку зрения коллеги, приняла ход его мыслей и его видение последовательности терапевтической работы. Хотя конечно, в тоже время я была не совсем согласна с предложенной ситуацией. Я не хотела оставаться в тени всегда, был полностью незаметной и выполнять только роль мебели. Мне хотелось как то заявить о себе, попробовать сделать что-то с клиентом самой. И в некоторый моменты я действительно добивалась этого. Таким образом, на шкале «одиночество-слияние» я балансирую, колеблюсь между полюсом слияния и серединкой. Большинство людей также практически всю свою сознательную жизнь делают и никак не могут сделать окончательный выбор. Они мечутся между абсолютной свободой, независимостью, самостоятельностью, но при этом ответственностью и одиночеством. И между удобством, безответственностью, но при отказе от собственной индивидуальности. Каждый человек делает собственный выбор. Но все равно: что бы человек не выбрал, он будет об этом жалеть.
|