Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Эссе / Владыкина Ирина - Преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе. Варианты использования

Владыкина Ирина - Преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе. Варианты использования



 

 Преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе. Варианты использования.
Владыкина Ирина.
Ростов-на-Дону.
 
 
Преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе.
 
Первую часть названия работы можно воспринимать под разными углами зрения.
Тема может звучать как «преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе» (тогда необходимо говорить о том, в чем расстановка как метод психотерапии имеет преимущества над другими методами психологической работы), а может как «преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе» (и в этом случае моя задача – показать, в каких случаях и каким образом расстановки в индивидуальной работе выигрывают по сравнению с расстановками в работе групповой).
Но так как в силу своих личных особенностей я стремлюсь к полноте изложения, то вижу своей целью рассмотреть оба варианта.
 
                                                                            ***
«Когда человек разъял мир на части,
он перестал понимать действие законов
не только божеских, но и человеческих».
Лао Цзы
 
             Начнем с «преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе» и прежде всего с того, что расстановки – это с одной стороны метод системный, а с другой феноменологический.
Отсюда первое преимущество расстановок заключается не только в том, что они дают возможность увидеть семейную систему клиента, но сам метод основывается на системном мышлении. И если о клиенте в контексте его семейной системы написано уже довольно много, то о системном мышлении как основе метода расстановок не очень. Поэтому я сделаю акцент именно на этом.

Почему для меня это представляется столь важным?
 
               Подавляющее большинство современных людей воспитаны в стиле линейного мышления, на котором основаны многие разделы классической (доквантовой) науки. Главной задачей линейного мышления является анализ причинно-следственных связей и использование пошаговых технологий и инструкций. Линейное мышление связано с чрезмерным развитием формальной логики в ущерб спонтанности мышления.
             В отличие от линейного мышления системное характеризуется отсутствием причинно-следственных связей и выходит за пределы пошаговых технологий, являясь одновременно интеллектуальным и интуитивным. Исходный принцип системного мышления - искусство абстрагироваться от частностей того или иного предмета рассмотрения, от тех его характеристик, которые кажутся разрозненными частностями, выявляя глубинные между ними связи и закономерности. Такой подход дает возможность обнаруживать связи между отдельными событиями, и, уясняя их подлинную природу и соответствующие закономерности, тем самым оказывать влияние на их ход. И поэтому важной задачей, которую могут выполнить расстановки, является еще и то, что клиент начинает учиться воспринимать свою жизнь и отдельные задачи в ней системно.
         Системное мышление - это нечто чрезвычайно практическое, это метод, с помощью которого можно выявить определенные закономерности, определенный смысл в ряду событий и явлений, чтобы лучше подготовиться к будущему и получить возможность оказывать на него влияние. Иными словами, системное мышление дает человеку инструмент для управления своим будущим.
Если детально, то расстановка как системный метод может дать клиенту следующее:
  • возможность активно влиять на свою жизнь, научившись выявлять в ней те закономерности, которые управляют ходом ее событий;
  • эффективные инструменты для решения различных проблем, более отточенные стратегии мышления;
  • может избавить человека от необходимости «биться как рыба об лед» или «ломиться в закрытую дверь», так как позволяет понять, как крепятся на двери петли и в какую сторону она открывается, а потом ее открывать - и тогда, быть может, хватит и одного лишь касания пальцев;
  • не зацикливаться на поисках «виноватого»;
  • системный подход - основа ясного мышления и здоровых взаимоотношений, он позволяет понять больше и видеть дальше;
 
                                                                ***
С другой стороны, расстановки – метод феноменологический.
 
             А феноменология рассматривает конкретный опыт и пытается описать его по возможности с минимальными искажениями или толкованиями. Феноменология, феноменологическая психология и феноменологический метод — понятия многозначные. Они берут свое начало из независимых разработок в философии (напр., работы Гуссерля), в психотерапии, в клинических исследованиях, в психиатрии и в гуманистической философии. Феноменологический метод исходит из того, что индивидуальный опыт может быть научно изучен, а потому является источником надежной информации. Поэтому ориентированный на феноменологию психолог доверяет опыту и готов к его восприятию, особенно когда он приступает к изучению какого-либо феномена. Специальные знания и экспериментальные навыки, полученные в результате серьезной подготовки, временно отходят на задний план; имплицитные предположения формулируются в явной форме и тоже временно откладываются. Выслушиваются и серьезно воспринимаются рассказы клиентов, и что очень важно речь клиентов, когда они «входят в роль» членов своей семейной системы.
             Со стороны ведущего расстановки возникает так называемое феноменологическое замешательство, которое приводит к формулированию хороших вопросов. А именно формулирование хороших вопросов является составляющей изменений в мировоззрении клиента. Хорошие вопросы инициируют исследование (мы оцениваем феномен); они служат путеводителем (мы чувствуем, что находимся на правильном — или на ложном — пути); они играют роль контролера (мы удивляемся, если отвечаем на вопрос, с которого начали свое исследование).
                  Расстановки как феноменологический метод описывает вещи такими, какие они есть, а не такими, какими мы их считаем. Психолог, ориентированный на феноменологию, прежде чем спросить: «Почему это так?», спрашивает: «Что это такое?». Ошибки минимизируются, поскольку опыт описывается не с точки зрения того, что нам известно про условия, в которых прошло детство, или внешние детерминанты. Решению проблемы предшествует осознание самого факта ее существования.
 
                                                                         ***
               Конечно, кроме расстановок, в психотерапии есть и другие методы, которые несут в себе феноменологическое восприятие, основываются на феноменологическом подходе (работа с образами в гештальт-терапии и др.), как и системный подход имел место быть до появления метода расстановок, но только метод расстановок сочетает в себе эти составляющие.
                 Именно поэтому расстановки на сегодняшний день являются самым быстрым и мощным психотерапевтическим методом. И если мы будем говорить о преимуществах расстановок в индвидуальной работе над другими методами психотерапии, то из практики я могу сказать, что они успешно работают с такими проблемами, перед которыми пасуют другие школы психотерапии – с хроническим алкоголизмом и вегето-сосудистой дистонией, с аутичными детьми и «эндогенными» депресиями, с непроходящей «психосоматикой» и сложнейшими семейными ситуациями. Кроме всего вышеперечисленного, здесь большую роль играет понятие контекста, о котором будет немного сказано позднее.
               Очень важно также отметить, что расстановки – метод, работающий с «перенятыми чувствами» – вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом. «Перенятые чувства» хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у наших детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле влияния», «впитывает их с молоком матери» (морфо-системный резонанс).
             Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, и оно вновь появится, но уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства и гармонизирована семейная системная динамика.
            Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с «границами совести». Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. Ещё Карл Густав Юнг сформулировал такие термины, как «архитипы» и «коллективное бессознательное», доказав что психические явления, вызванные ими имеют место в практике психолога. Берт Хеллингер пошёл дальше Юнга, утверждая, что на самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни меняются быстрее, и современная действительность требует пересмотра старых правил: и то, что помогало раньше, сегодня иногда становится помехой.
            Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас.
Преимущество метода Берта Хеллингера в том, что он дает возможность быстрого выхода на центральную, жизненно важную проблему клиента, являясь одновременно диагностическим и терапевтическим. Во время расстановки становятся видны не только причины конфликтов, болезней и несчастных случаев, но и проясняется возможность исцеления и изменения тяжелых судеб и сложных семейных ситуаций.
 
Итак, преимущества расстановок как метода в индивидуальной терапии (тезисно):
  1. возможность работать со всей системой через одного клиента;
  2. краткосрочность, возможность разрешения сложной ситуации за одну расстановку;
  3. использование метода системной расстановки позволяет получить доступ к информационному полю и воспроизвести полную картину сложившейся ситуации;
  4. с помощью расстановки (в индивидуальной терапии) клиент имеет возможность прочувствовать свою семейную систему, понять, какие чувства на самом деле испытывают члены семейной системы по отношению друг к другу, к какой-либо ситуации;
  5. вследствие расстановки, разрешается не только заявленная проблема, а так же происходят улучшения в других контекстах жизни;
  6. высвобождение глубинных внутренних сил, позволяющих человеку жить во всей полноте своих возможностей;
  7. возможность завершить отношения с умершими;
  8. процесс расстановок, является поистине захватывающе интересным, позволяя соприкоснуться с многовековой историей рода, чувствами и страстями, жизнью и смертью;
 
                                                                    ***
Преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе.
 
                Беспристрастный взгляд на себя и на историю своей семьи, смирение и благодарность своему роду - это конец душевному раздраю, освобождение от комплексов, возможность использовать накопленные родовые ресурсы, это новые горизонты жизни.
               Однако не все люди соглашаются на работу в группе. Иногда кто-то опасается придти на группу в первый раз даже в качестве заместителя. На это у человека могут быть самые разные причины: не хочет открываться в присутствии большого количества людей, боится растеряться или испытать сильное напряжение, и от этого не прочувствовать качественно процесс, или тема слишком интимна. А бывают и объективные внешние причины, человек приезжает из другого города или страны и не попадает по срокам на группу. Также у меня были клиенты, довольно известные в своих кругах, и им не хотелось в силу понятных причин «оголяться» на публике.
              В таких случаях я предлагаю сделать семейную расстановку на индивидуальной встрече. Тогда вместо людей-заместителей используются фигуры, листки бумаги или какие-либо другие предметы. Также мы делаем расстановки  в воображении. К примеру, если это фи гурки, человек расставляет фигуры по отношению друг к другу так, чтобы это отвечало его внутреннему образу в соответствии с его ощущениями. Моя задача как ведущей расстановки заключается в том, чтобы через взаимное расположение фигур «вчувствоваться» в систему и выразить чувства, отражающие системную динамику, объяснить и показать проявленное переплетение внутри системы, чтобы для человека стало очевидно само переплетение и то, как его развязать.
               По окончании расстановки я прошу вчувствоваться его в место – решение, а также произнести фразы – решения, обнаруживающие переплетение и приносящие облегчение, дающие силу. Силу, для того, чтобы он смог занять верное место в системе отношений и оттуда принимать, любить, уважать людей из своей семьи, чтобы он мог с любовью отпустить того, кого должен отпустить и принять в систему и в свое сердце тех, кто был исключен. (Подробно о том, как я использую метод расстановок на индивидуальных сессиях, читайте ниже).
            Безусловно, индивидуальная расстановка во многом проигрывает работе в группе, прежде всего тем, что групповая работа более наглядна, масштабна. Иногда в одной расстановке может участвовать более 10 человек. Таким образом, можно одномоментно наблюдать, как они реагируют на то или иное действие в расстановке, часто только совершенно неожиданные высказывания заместителей позволяют ведущему проникнуть в динамику системы. В группе есть также возможность больше экспериментировать и проверять разные варианты решений, полагаясь опять же на ощущения нескольких заместителей и других членов группы, каждый из которых может внести очень важные замечания. В группе есть возможность получить больше поддержки, сразу от нескольких людей, а также поучаствовать в других расстановках в качестве заместителя и тем самым получить больше опыта и осознаваний для себя.
                 Однако порой именно индивидуальные расстановки, благодаря своей интимности, обладают большей глубиной и качеством проживания, чувствования, а поэтому и отличаются другим эффектом.
Главное здесь состоит в том, что психотерапевт работает один на один с клиентом над его запросом. В ходе индивидуальной расстановки достигаются те же результаты, что и при групповой работе. Это происходит за счет более внимательной работы самого клиента. Важно отметить, что ответственность за достижение желаемого результата в индивидуальной расстановке в большей степени ложиться на клиента. У клиента появляется уникальная возможность самому почувствовать (а не увидеть со стороны), что же чувствуют и переживают члены его семейной систем.
          Преимущество индивидуальной семейной расстановки заключается в отсутствии публичности и полнейшей конфиденциальности. Так же к преимуществам индивидуальной расстановки по методу Берта Хеллингера можно отнеси более непринужденную и свободную обстановку и тот факт, что клиенту не нужно подстраиваться под время группы, а можно самостоятельно выбрать удобное для себя время.
                В целом индивидуальная семейная расстановка проходит, так же как и расстановка в группе. Клиент обозначает свой запрос, т.е. ту проблему, для которой он хочет найти решения при помощи метода расстановки. Дальше определяется семантическое ядро проблемы, и необходимые роли в расстановке. В эти роли поочередно входит сам клиент в качестве заместителя. Для проверки, каких либо моментов в ту же роль в качестве заместителя может войти и психотерапевт. Таким образом, вырисовывается объективная картина происходящего в семейной системе, вследствие чего, проявляется путь решения для заявленной проблемы или ситуации. Так же в ходе индивидуальной системной расстановки применяется метод визуализации (так называемой расстановки в воображении) и медитации, что позволяет запустить процесс глубинных бессознательных изменений.
 
                                                Варианты использования.
 
Психотерапевтическая сессия, на которой я провожу клиенту расстановку, состоит из следующих элементов:
  • описание симптоматики и прояснение запроса;
  • анамнез семьи (элементы работы с семейной историей);
  • расстановка и шаги к разрешающему образу;
  • обсуждение и «домашнее задание».
 
Прояснение запроса в данной работе освещаться не будет, поскольку на эту тему есть масса исчерпывающей литературы. Поэтому начнем с анамнеза семьи, так как этот аспект в расстановках имеет свои особенности.
 
Анамнез семьи.
            В начале работы с семейной историей главное внимание должно быть сосредоточено в трех ближайших поколениях семьи клиента. Следует учитывать, что информация всегда доходит до нас не непосредственно, а пропускается через фильтр интерпретаций рассказчика – нужно воспринимать информацию в форме «поэтому и поэтому было сказано следующее», а не  «так в действительности все и было». Обязательно нужно обратить внимание клиента на членов семьи, которые известны как изгои.
           При сборе информации основное внимание надо уделять следующим вещам: рождения, смерти, браки, разделения, разводы, главные болезни и время пребывания в больницах, усыновления (удочерения), смену работы,  участие в военных действиях, изменение экономической ситуации, переезды, учеба, длительные отлучки из дома и возвращения.
          Важными являются вопросы: Какое влияние оказывали члены семьи друг на друга, каков характер их взаимоотношений? Какие события привели к уходу члена семьи? Как это было воспринято? К кому относятся так, словно его (ее) никогда не существовало в семье? Чем вызвана такая ситуация? Это примерные вопросы, ответы на которые помогут начать складывать семейную мозаику.
Все эти сведения лучше всего заносить в генограмму. Точность датировок чрезвычайно важна. И в этом смысле надо помнить, что время - очень субъективное переживание, когда оно относится к семейной истории.
Уже на этой стадии можно сделать выводы о стереотипах поведения членов семьи. Замалчиваемые события, неестественные смерти и всевозможные мифы – самые проблемные звенья истории, работа с которыми дает понимание законов развития семейной системы.
 
Процесс расстановки.
                   Саму расстановку можно делать при помощи разных вспомогательных элементов.
Расстановка с напольными якорями: листами бумаги, шаблонами, кусками фетра, подушками и др. (со всем тем, что можно положить на пол и что имеет средний размер).
                В расстановке с напольными якорями клиент кладет листы бумаги на те места в пространстве, куда, работая в группе, он поставил бы заместителей. После анамнестической беседы я выбираю тех членов системы, которые, на мой взгляд, имеют значение для проблемы и ее решения. Клиенту выдается несколь­ко листов бумаги и инструкция (практически такая же, как в группе): «Это лист для вашего отца, для вашей матери (...) и лист для вас. Найдите в этом помещении хорошее место для каждого из них». Клиент раскладывает листы и садится, либо он сразу встает на то место в системе, которое выбрал для себя сам. Или я могу положить на некотором расстоянии для него на пол еще один лист бумаги и попросить его встать там. Это допол­нительное место служит клиенту своего рода метапозицией, ко­торая позволяет ему установить, в том числе внутреннюю дис­танцию, и таким образом усиливает его способность к так назы­ваемому «терапевтическому расщеплению». Это состояние, в котором клиент осознанно наблюдает себя в своих доселе не осознававшихся действиях и чувствах. Он сам становится своим «внутренним свидетелем», который может видеть себя в своих контекстах со стороны и уже не чувствует себя заложником довлеющего, непонятного происходящего, что при­носит ему большое облегчение.
                Если я собираюсь исследовать отдельную динамику или отдельные отношения, то я могу положить на пол, друг напротив друга, два листа бумаги: «Это лист для вашей мамы, а это для вас. Встаньте на свое место и сделайте глубокий выдох». Или, если клиент очень нерешителен, неуверен или никак не может определиться с выбором места, терапевт может сделать это за него: «Я могу выбрать место для вашей сестры».
             С точки зрения телесной терапии позиция «стоя» сообщает клиенту такой образ тела, который соответствует более старше­му возрасту, чем детская позиция «сидя» или «лежа». Когда кли­ент встает на свое собственное или на другое место, его внутрен­ние образы и эмоции соединяются с бессознательным телесным опытом и чувственными впечатлениями от позы, наклона, на­пряжения и веса. Когда он стоит на ногах, на коленях, совершает поклон или устанавливает отношения с другими позициями в пространстве, его физическая организация закрепляет этот пси­хический и эмоциональный опыт в поле воспоминаний тела.
 
Расстановки с фигурами.
Процесс расстановки с фигурками происходит примерно так.
             Я сижу напроти вклиента, а между нами стоит низкий стол размером 55 х 55 см. Фигурки делятся на мужчин, женщин, детей и отличаются цве­том волос и одеждой (если это фигурки "Плей Мобил"). Также это могут быть деревянные фигурки, которые также делятся по полу и возрасту, но они не отличаются по цвету. Преимущество этого метода состоит в том, что на маленькой по площади поверхности можно очень конк­ретно изобразить сложную семейную ситуацию с большим ко­личеством участников. Кроме того, на столике хватает места для нескольких семейных систем, т. е. для родительской и нынеш­ней семьи, между которыми можно установить отношения.
            Из множества фигурок клиент выбирает подходящие и рас­ставляет их на столе также, как в расстановке с заместителями. Я вместе с клиентом исследую расстановку и проговариваю с ним ситуации и динамики. Сидя напротив клиента, хорошо видно его реакцию и можно учитывать эту информацию.
Переход от изображения к представлению здесь происходит плавно. Я могу называть динамики, предлагать фразы для отдельных персонажей и проверять их действие на клиента, чтобы на этой основе разработать следующие шаги. Обычно переход от визуального восприятия к внутренним образам происходит легко, точно так же легко в процесс вплетается закрепление опыта на физическом уровне.
 
            Расстановки в воображении.
          Во время расстановок в воображении процесс протекает пе­ред внутренним взором клиента: он визуализирует происходя­щее, оставаясь сидеть на своем стуле (кресле, диване). Постепенно он меняет этот образ в направле­нии разрешающего образа. В воображении можно постепенно включать новых персонажей. Таким образом, можно сначала исследовать динамику в отношениях между двумя людьми и постепенно расширить контекст.
      Так как посредством расстановки мы подводим клиента к сильным, старым и глубоким чувствам, для терапевтического процесса полезно, чтобы он чувствовал себя как можно более комфортно и уверенно. Поэтому перед началом визуализации я вкратце рассказываю о том, что я буду делать: «Сейчас я предло­жу вам несколько упражнений, а вы понаблюдайте, как вы буде­те себя при этом чувствовать. Вы можете закрыть глаза или оста­вить их открытыми, вы можете открывать и закрывать их, когда захотите. Если вы почувствуете, что вам нужен перерыв, мы мо­жем в любой момент остановиться». Когда клиент может управ­лять процессом, его волнение в связи с непривычной ситуацией уменьшается. Иногда для настройки полезно провести упражнение на рас­слабление, особенно если клиент нервничает, напряжен или бо­ится. Это может быть маленькое путешествие по телу или помощь в налаживании ровного, глубокого дыхания. Эти упражнения прерывают поток проблемно-ориентированной беседы. Они помогают клиенту расслабиться, сбавить темп и повысить уро­вень внимания.
          По­лезно постоянно — на вербальном или невербальном уровне — находиться в контакте с клиентом. Клиент описывает свои внут­ренние образы, а я в это время наблюдаю, как он уча­ствует в них физически, о чем говорит его поза, движения, им­пульсы, какие чувства он выражает.
 
Домашние задания.
             Упражнения и домашние задания разрабатываются таким об­разом, чтобы, выполняя их, клиент приобретал хороший опыт и вместе с тем мотивацию к дальнейшим экспериментам. При этом маленькие постоянные упражнения целесообразнее, чем не­сколько больших, ведь их задача — получаться, а не лишать кли­ента мотивации. Подспудная цель заключается в том, чтобы дать клиенту возможность узнать, что своими собственными действи­ями, пусть даже совсем небольшими, он способен вызывать изменения в своем окружении и в себе самом, в своем самочув­ствии, своих мыслях, своей мотивации и тем самым опять же в своей способности действовать.
                  Некоторые клиенты во время сессии приобретают опыт, ко­торый они с удовольствием бы продолжили. Если же из сессии не вытекает однозначного упражнения, то лучше всего обсудить задание с клиентом: «На что бы вы хотели обратить внимание в ближайшее время?» или: «В чем вы хотите попрактиковаться до следующего раза? С чем вы хотите поэкспериментировать?» В этом процессе обнаруживаются определенные интересующие клиента темы, с которыми он уже упражнялся и которые он пока не исследовал в полной мере.
              Тренировочные задания после расстановки помогают закре­пить конечный образ и тот опыт, который дало клиенту его дей­ствие. Если есть основания рассчитывать на хороший эффект, клиент может возвращаться в этот образ и время от времени по­вторять разрешающую фразу или ритуалы и жесты. Также он может себе представить, что он берет с собой в свою повседнев­ную жизнь отдельных людей или всех своих предков, говорит с ними и просит у них совета.
 
              Т.о. преимущество индивидуальной работы заключается в том, что терапевту не нужно разбираться со всем комплексом многочисленных свидетельств и динамик, который выносят в группу заместите­ли. Он может сначала заняться одной отдельной динамикой или исследовать проявления и качества чувств в одних отношениях и наблюдать за изменениями, когда в структуре этих отношений появляется еще одно или несколько лиц. Особенно расстановки с напольными якорями или фигурами дают клиенту возможность взглянуть на свою семью с разных точек зрения и рассмотреть структуру семьи с разных сторон или из метапозиции, т. е. со сто­роны.
Индивидуальные сессии позволяют познакомить клиента с данным методом и системным мышлением, а после расстановки разобрать последующие вопросы.
                  На практике выбор индивидуальной или групповой работы обычно обусловлен внешними обстоятельствами или необходи­мостью. Если у клиента слишком много страхов, чтобы предстать перед группой, если не получается территориально или по вре­мени или если нет группы, то индивидуальный сеттинг — это хороший путь.
В своей практике я убедилась, что расстановки в индивидуальной те­рапии могут быть столь же эффективны, как и расстановки в группе.
 

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: