|
|
ИИСТ / Библиотека / Эссе / Владыкина Ирина - Преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе. Варианты использования
Владыкина Ирина - Преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе. Варианты использования
Преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе. Варианты использования.
Владыкина Ирина.
Ростов-на-Дону.
Преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе.
Первую часть названия работы можно воспринимать под разными углами зрения.
Тема может звучать как «преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе» (тогда необходимо говорить о том, в чем расстановка как метод психотерапии имеет преимущества над другими методами психологической работы), а может как «преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе» (и в этом случае моя задача – показать, в каких случаях и каким образом расстановки в индивидуальной работе выигрывают по сравнению с расстановками в работе групповой).
Но так как в силу своих личных особенностей я стремлюсь к полноте изложения, то вижу своей целью рассмотреть оба варианта.
***
«Когда человек разъял мир на части,
он перестал понимать действие законов
не только божеских, но и человеческих».
Лао Цзы
Начнем с «преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе» и прежде всего с того, что расстановки – это с одной стороны метод системный, а с другой феноменологический.
Отсюда первое преимущество расстановок заключается не только в том, что они дают возможность увидеть семейную систему клиента, но сам метод основывается на системном мышлении. И если о клиенте в контексте его семейной системы написано уже довольно много, то о системном мышлении как основе метода расстановок не очень. Поэтому я сделаю акцент именно на этом.
Почему для меня это представляется столь важным?
Подавляющее большинство современных людей воспитаны в стиле линейного мышления, на котором основаны многие разделы классической (доквантовой) науки. Главной задачей линейного мышления является анализ причинно-следственных связей и использование пошаговых технологий и инструкций. Линейное мышление связано с чрезмерным развитием формальной логики в ущерб спонтанности мышления.
В отличие от линейного мышления системное характеризуется отсутствием причинно-следственных связей и выходит за пределы пошаговых технологий, являясь одновременно интеллектуальным и интуитивным. Исходный принцип системного мышления - искусство абстрагироваться от частностей того или иного предмета рассмотрения, от тех его характеристик, которые кажутся разрозненными частностями, выявляя глубинные между ними связи и закономерности. Такой подход дает возможность обнаруживать связи между отдельными событиями, и, уясняя их подлинную природу и соответствующие закономерности, тем самым оказывать влияние на их ход. И поэтому важной задачей, которую могут выполнить расстановки, является еще и то, что клиент начинает учиться воспринимать свою жизнь и отдельные задачи в ней системно.
Системное мышление - это нечто чрезвычайно практическое, это метод, с помощью которого можно выявить определенные закономерности, определенный смысл в ряду событий и явлений, чтобы лучше подготовиться к будущему и получить возможность оказывать на него влияние. Иными словами, системное мышление дает человеку инструмент для управления своим будущим.
Если детально, то расстановка как системный метод может дать клиенту следующее:
- возможность активно влиять на свою жизнь, научившись выявлять в ней те закономерности, которые управляют ходом ее событий;
- эффективные инструменты для решения различных проблем, более отточенные стратегии мышления;
- может избавить человека от необходимости «биться как рыба об лед» или «ломиться в закрытую дверь», так как позволяет понять, как крепятся на двери петли и в какую сторону она открывается, а потом ее открывать - и тогда, быть может, хватит и одного лишь касания пальцев;
- не зацикливаться на поисках «виноватого»;
- системный подход - основа ясного мышления и здоровых взаимоотношений, он позволяет понять больше и видеть дальше;
***
С другой стороны, расстановки – метод феноменологический.
А феноменология рассматривает конкретный опыт и пытается описать его по возможности с минимальными искажениями или толкованиями. Феноменология, феноменологическая психология и феноменологический метод — понятия многозначные. Они берут свое начало из независимых разработок в философии (напр., работы Гуссерля), в психотерапии, в клинических исследованиях, в психиатрии и в гуманистической философии. Феноменологический метод исходит из того, что индивидуальный опыт может быть научно изучен, а потому является источником надежной информации. Поэтому ориентированный на феноменологию психолог доверяет опыту и готов к его восприятию, особенно когда он приступает к изучению какого-либо феномена. Специальные знания и экспериментальные навыки, полученные в результате серьезной подготовки, временно отходят на задний план; имплицитные предположения формулируются в явной форме и тоже временно откладываются. Выслушиваются и серьезно воспринимаются рассказы клиентов, и что очень важно речь клиентов, когда они «входят в роль» членов своей семейной системы.
Со стороны ведущего расстановки возникает так называемое феноменологическое замешательство, которое приводит к формулированию хороших вопросов. А именно формулирование хороших вопросов является составляющей изменений в мировоззрении клиента. Хорошие вопросы инициируют исследование (мы оцениваем феномен); они служат путеводителем (мы чувствуем, что находимся на правильном — или на ложном — пути); они играют роль контролера (мы удивляемся, если отвечаем на вопрос, с которого начали свое исследование).
Расстановки как феноменологический метод описывает вещи такими, какие они есть, а не такими, какими мы их считаем. Психолог, ориентированный на феноменологию, прежде чем спросить: «Почему это так?», спрашивает: «Что это такое?». Ошибки минимизируются, поскольку опыт описывается не с точки зрения того, что нам известно про условия, в которых прошло детство, или внешние детерминанты. Решению проблемы предшествует осознание самого факта ее существования.
***
Конечно, кроме расстановок, в психотерапии есть и другие методы, которые несут в себе феноменологическое восприятие, основываются на феноменологическом подходе (работа с образами в гештальт-терапии и др.), как и системный подход имел место быть до появления метода расстановок, но только метод расстановок сочетает в себе эти составляющие.
Именно поэтому расстановки на сегодняшний день являются самым быстрым и мощным психотерапевтическим методом. И если мы будем говорить о преимуществах расстановок в индвидуальной работе над другими методами психотерапии, то из практики я могу сказать, что они успешно работают с такими проблемами, перед которыми пасуют другие школы психотерапии – с хроническим алкоголизмом и вегето-сосудистой дистонией, с аутичными детьми и «эндогенными» депресиями, с непроходящей «психосоматикой» и сложнейшими семейными ситуациями. Кроме всего вышеперечисленного, здесь большую роль играет понятие контекста, о котором будет немного сказано позднее.
Очень важно также отметить, что расстановки – метод, работающий с «перенятыми чувствами» – вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом. «Перенятые чувства» хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у наших детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле влияния», «впитывает их с молоком матери» (морфо-системный резонанс).
Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, и оно вновь появится, но уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства и гармонизирована семейная системная динамика.
Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с «границами совести». Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. Ещё Карл Густав Юнг сформулировал такие термины, как «архитипы» и «коллективное бессознательное», доказав что психические явления, вызванные ими имеют место в практике психолога. Берт Хеллингер пошёл дальше Юнга, утверждая, что на самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни меняются быстрее, и современная действительность требует пересмотра старых правил: и то, что помогало раньше, сегодня иногда становится помехой.
Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас.
Преимущество метода Берта Хеллингера в том, что он дает возможность быстрого выхода на центральную, жизненно важную проблему клиента, являясь одновременно диагностическим и терапевтическим. Во время расстановки становятся видны не только причины конфликтов, болезней и несчастных случаев, но и проясняется возможность исцеления и изменения тяжелых судеб и сложных семейных ситуаций.
Итак, преимущества расстановок как метода в индивидуальной терапии (тезисно):
- возможность работать со всей системой через одного клиента;
- краткосрочность, возможность разрешения сложной ситуации за одну расстановку;
- использование метода системной расстановки позволяет получить доступ к информационному полю и воспроизвести полную картину сложившейся ситуации;
- с помощью расстановки (в индивидуальной терапии) клиент имеет возможность прочувствовать свою семейную систему, понять, какие чувства на самом деле испытывают члены семейной системы по отношению друг к другу, к какой-либо ситуации;
- вследствие расстановки, разрешается не только заявленная проблема, а так же происходят улучшения в других контекстах жизни;
- высвобождение глубинных внутренних сил, позволяющих человеку жить во всей полноте своих возможностей;
- возможность завершить отношения с умершими;
- процесс расстановок, является поистине захватывающе интересным, позволяя соприкоснуться с многовековой историей рода, чувствами и страстями, жизнью и смертью;
***
Преимущества применения метода расстановок в индивидуальной работе.
Беспристрастный взгляд на себя и на историю своей семьи, смирение и благодарность своему роду - это конец душевному раздраю, освобождение от комплексов, возможность использовать накопленные родовые ресурсы, это новые горизонты жизни.
Однако не все люди соглашаются на работу в группе. Иногда кто-то опасается придти на группу в первый раз даже в качестве заместителя. На это у человека могут быть самые разные причины: не хочет открываться в присутствии большого количества людей, боится растеряться или испытать сильное напряжение, и от этого не прочувствовать качественно процесс, или тема слишком интимна. А бывают и объективные внешние причины, человек приезжает из другого города или страны и не попадает по срокам на группу. Также у меня были клиенты, довольно известные в своих кругах, и им не хотелось в силу понятных причин «оголяться» на публике.
В таких случаях я предлагаю сделать семейную расстановку на индивидуальной встрече. Тогда вместо людей-заместителей используются фигуры, листки бумаги или какие-либо другие предметы. Также мы делаем расстановки в воображении. К примеру, если это фи гурки, человек расставляет фигуры по отношению друг к другу так, чтобы это отвечало его внутреннему образу в соответствии с его ощущениями. Моя задача как ведущей расстановки заключается в том, чтобы через взаимное расположение фигур «вчувствоваться» в систему и выразить чувства, отражающие системную динамику, объяснить и показать проявленное переплетение внутри системы, чтобы для человека стало очевидно само переплетение и то, как его развязать.
По окончании расстановки я прошу вчувствоваться его в место – решение, а также произнести фразы – решения, обнаруживающие переплетение и приносящие облегчение, дающие силу. Силу, для того, чтобы он смог занять верное место в системе отношений и оттуда принимать, любить, уважать людей из своей семьи, чтобы он мог с любовью отпустить того, кого должен отпустить и принять в систему и в свое сердце тех, кто был исключен. (Подробно о том, как я использую метод расстановок на индивидуальных сессиях, читайте ниже).
Безусловно, индивидуальная расстановка во многом проигрывает работе в группе, прежде всего тем, что групповая работа более наглядна, масштабна. Иногда в одной расстановке может участвовать более 10 человек. Таким образом, можно одномоментно наблюдать, как они реагируют на то или иное действие в расстановке, часто только совершенно неожиданные высказывания заместителей позволяют ведущему проникнуть в динамику системы. В группе есть также возможность больше экспериментировать и проверять разные варианты решений, полагаясь опять же на ощущения нескольких заместителей и других членов группы, каждый из которых может внести очень важные замечания. В группе есть возможность получить больше поддержки, сразу от нескольких людей, а также поучаствовать в других расстановках в качестве заместителя и тем самым получить больше опыта и осознаваний для себя.
Однако порой именно индивидуальные расстановки, благодаря своей интимности, обладают большей глубиной и качеством проживания, чувствования, а поэтому и отличаются другим эффектом.
Главное здесь состоит в том, что психотерапевт работает один на один с клиентом над его запросом. В ходе индивидуальной расстановки достигаются те же результаты, что и при групповой работе. Это происходит за счет более внимательной работы самого клиента. Важно отметить, что ответственность за достижение желаемого результата в индивидуальной расстановке в большей степени ложиться на клиента. У клиента появляется уникальная возможность самому почувствовать (а не увидеть со стороны), что же чувствуют и переживают члены его семейной систем.
Преимущество индивидуальной семейной расстановки заключается в отсутствии публичности и полнейшей конфиденциальности. Так же к преимуществам индивидуальной расстановки по методу Берта Хеллингера можно отнеси более непринужденную и свободную обстановку и тот факт, что клиенту не нужно подстраиваться под время группы, а можно самостоятельно выбрать удобное для себя время.
В целом индивидуальная семейная расстановка проходит, так же как и расстановка в группе. Клиент обозначает свой запрос, т.е. ту проблему, для которой он хочет найти решения при помощи метода расстановки. Дальше определяется семантическое ядро проблемы, и необходимые роли в расстановке. В эти роли поочередно входит сам клиент в качестве заместителя. Для проверки, каких либо моментов в ту же роль в качестве заместителя может войти и психотерапевт. Таким образом, вырисовывается объективная картина происходящего в семейной системе, вследствие чего, проявляется путь решения для заявленной проблемы или ситуации. Так же в ходе индивидуальной системной расстановки применяется метод визуализации (так называемой расстановки в воображении) и медитации, что позволяет запустить процесс глубинных бессознательных изменений.
Варианты использования.
Психотерапевтическая сессия, на которой я провожу клиенту расстановку, состоит из следующих элементов:
- описание симптоматики и прояснение запроса;
- анамнез семьи (элементы работы с семейной историей);
- расстановка и шаги к разрешающему образу;
- обсуждение и «домашнее задание».
Прояснение запроса в данной работе освещаться не будет, поскольку на эту тему есть масса исчерпывающей литературы. Поэтому начнем с анамнеза семьи, так как этот аспект в расстановках имеет свои особенности.
Анамнез семьи.
В начале работы с семейной историей главное внимание должно быть сосредоточено в трех ближайших поколениях семьи клиента. Следует учитывать, что информация всегда доходит до нас не непосредственно, а пропускается через фильтр интерпретаций рассказчика – нужно воспринимать информацию в форме «поэтому и поэтому было сказано следующее», а не «так в действительности все и было». Обязательно нужно обратить внимание клиента на членов семьи, которые известны как изгои.
При сборе информации основное внимание надо уделять следующим вещам: рождения, смерти, браки, разделения, разводы, главные болезни и время пребывания в больницах, усыновления (удочерения), смену работы, участие в военных действиях, изменение экономической ситуации, переезды, учеба, длительные отлучки из дома и возвращения.
Важными являются вопросы: Какое влияние оказывали члены семьи друг на друга, каков характер их взаимоотношений? Какие события привели к уходу члена семьи? Как это было воспринято? К кому относятся так, словно его (ее) никогда не существовало в семье? Чем вызвана такая ситуация? Это примерные вопросы, ответы на которые помогут начать складывать семейную мозаику.
Все эти сведения лучше всего заносить в генограмму. Точность датировок чрезвычайно важна. И в этом смысле надо помнить, что время - очень субъективное переживание, когда оно относится к семейной истории.
Уже на этой стадии можно сделать выводы о стереотипах поведения членов семьи. Замалчиваемые события, неестественные смерти и всевозможные мифы – самые проблемные звенья истории, работа с которыми дает понимание законов развития семейной системы.
Процесс расстановки.
Саму расстановку можно делать при помощи разных вспомогательных элементов.
Расстановка с напольными якорями: листами бумаги, шаблонами, кусками фетра, подушками и др. (со всем тем, что можно положить на пол и что имеет средний размер).
В расстановке с напольными якорями клиент кладет листы бумаги на те места в пространстве, куда, работая в группе, он поставил бы заместителей. После анамнестической беседы я выбираю тех членов системы, которые, на мой взгляд, имеют значение для проблемы и ее решения. Клиенту выдается несколько листов бумаги и инструкция (практически такая же, как в группе): «Это лист для вашего отца, для вашей матери (...) и лист для вас. Найдите в этом помещении хорошее место для каждого из них». Клиент раскладывает листы и садится, либо он сразу встает на то место в системе, которое выбрал для себя сам. Или я могу положить на некотором расстоянии для него на пол еще один лист бумаги и попросить его встать там. Это дополнительное место служит клиенту своего рода метапозицией, которая позволяет ему установить, в том числе внутреннюю дистанцию, и таким образом усиливает его способность к так называемому «терапевтическому расщеплению». Это состояние, в котором клиент осознанно наблюдает себя в своих доселе не осознававшихся действиях и чувствах. Он сам становится своим «внутренним свидетелем», который может видеть себя в своих контекстах со стороны и уже не чувствует себя заложником довлеющего, непонятного происходящего, что приносит ему большое облегчение.
Если я собираюсь исследовать отдельную динамику или отдельные отношения, то я могу положить на пол, друг напротив друга, два листа бумаги: «Это лист для вашей мамы, а это для вас. Встаньте на свое место и сделайте глубокий выдох». Или, если клиент очень нерешителен, неуверен или никак не может определиться с выбором места, терапевт может сделать это за него: «Я могу выбрать место для вашей сестры».
С точки зрения телесной терапии позиция «стоя» сообщает клиенту такой образ тела, который соответствует более старшему возрасту, чем детская позиция «сидя» или «лежа». Когда клиент встает на свое собственное или на другое место, его внутренние образы и эмоции соединяются с бессознательным телесным опытом и чувственными впечатлениями от позы, наклона, напряжения и веса. Когда он стоит на ногах, на коленях, совершает поклон или устанавливает отношения с другими позициями в пространстве, его физическая организация закрепляет этот психический и эмоциональный опыт в поле воспоминаний тела.
Расстановки с фигурами.
Процесс расстановки с фигурками происходит примерно так.
Я сижу напроти вклиента, а между нами стоит низкий стол размером 55 х 55 см. Фигурки делятся на мужчин, женщин, детей и отличаются цветом волос и одеждой (если это фигурки "Плей Мобил"). Также это могут быть деревянные фигурки, которые также делятся по полу и возрасту, но они не отличаются по цвету. Преимущество этого метода состоит в том, что на маленькой по площади поверхности можно очень конкретно изобразить сложную семейную ситуацию с большим количеством участников. Кроме того, на столике хватает места для нескольких семейных систем, т. е. для родительской и нынешней семьи, между которыми можно установить отношения.
Из множества фигурок клиент выбирает подходящие и расставляет их на столе также, как в расстановке с заместителями. Я вместе с клиентом исследую расстановку и проговариваю с ним ситуации и динамики. Сидя напротив клиента, хорошо видно его реакцию и можно учитывать эту информацию.
Переход от изображения к представлению здесь происходит плавно. Я могу называть динамики, предлагать фразы для отдельных персонажей и проверять их действие на клиента, чтобы на этой основе разработать следующие шаги. Обычно переход от визуального восприятия к внутренним образам происходит легко, точно так же легко в процесс вплетается закрепление опыта на физическом уровне.
Расстановки в воображении.
Во время расстановок в воображении процесс протекает перед внутренним взором клиента: он визуализирует происходящее, оставаясь сидеть на своем стуле (кресле, диване). Постепенно он меняет этот образ в направлении разрешающего образа. В воображении можно постепенно включать новых персонажей. Таким образом, можно сначала исследовать динамику в отношениях между двумя людьми и постепенно расширить контекст.
Так как посредством расстановки мы подводим клиента к сильным, старым и глубоким чувствам, для терапевтического процесса полезно, чтобы он чувствовал себя как можно более комфортно и уверенно. Поэтому перед началом визуализации я вкратце рассказываю о том, что я буду делать: «Сейчас я предложу вам несколько упражнений, а вы понаблюдайте, как вы будете себя при этом чувствовать. Вы можете закрыть глаза или оставить их открытыми, вы можете открывать и закрывать их, когда захотите. Если вы почувствуете, что вам нужен перерыв, мы можем в любой момент остановиться». Когда клиент может управлять процессом, его волнение в связи с непривычной ситуацией уменьшается. Иногда для настройки полезно провести упражнение на расслабление, особенно если клиент нервничает, напряжен или боится. Это может быть маленькое путешествие по телу или помощь в налаживании ровного, глубокого дыхания. Эти упражнения прерывают поток проблемно-ориентированной беседы. Они помогают клиенту расслабиться, сбавить темп и повысить уровень внимания.
Полезно постоянно — на вербальном или невербальном уровне — находиться в контакте с клиентом. Клиент описывает свои внутренние образы, а я в это время наблюдаю, как он участвует в них физически, о чем говорит его поза, движения, импульсы, какие чувства он выражает.
Домашние задания.
Упражнения и домашние задания разрабатываются таким образом, чтобы, выполняя их, клиент приобретал хороший опыт и вместе с тем мотивацию к дальнейшим экспериментам. При этом маленькие постоянные упражнения целесообразнее, чем несколько больших, ведь их задача — получаться, а не лишать клиента мотивации. Подспудная цель заключается в том, чтобы дать клиенту возможность узнать, что своими собственными действиями, пусть даже совсем небольшими, он способен вызывать изменения в своем окружении и в себе самом, в своем самочувствии, своих мыслях, своей мотивации и тем самым опять же в своей способности действовать.
Некоторые клиенты во время сессии приобретают опыт, который они с удовольствием бы продолжили. Если же из сессии не вытекает однозначного упражнения, то лучше всего обсудить задание с клиентом: «На что бы вы хотели обратить внимание в ближайшее время?» или: «В чем вы хотите попрактиковаться до следующего раза? С чем вы хотите поэкспериментировать?» В этом процессе обнаруживаются определенные интересующие клиента темы, с которыми он уже упражнялся и которые он пока не исследовал в полной мере.
Тренировочные задания после расстановки помогают закрепить конечный образ и тот опыт, который дало клиенту его действие. Если есть основания рассчитывать на хороший эффект, клиент может возвращаться в этот образ и время от времени повторять разрешающую фразу или ритуалы и жесты. Также он может себе представить, что он берет с собой в свою повседневную жизнь отдельных людей или всех своих предков, говорит с ними и просит у них совета.
Т.о. преимущество индивидуальной работы заключается в том, что терапевту не нужно разбираться со всем комплексом многочисленных свидетельств и динамик, который выносят в группу заместители. Он может сначала заняться одной отдельной динамикой или исследовать проявления и качества чувств в одних отношениях и наблюдать за изменениями, когда в структуре этих отношений появляется еще одно или несколько лиц. Особенно расстановки с напольными якорями или фигурами дают клиенту возможность взглянуть на свою семью с разных точек зрения и рассмотреть структуру семьи с разных сторон или из метапозиции, т. е. со стороны.
Индивидуальные сессии позволяют познакомить клиента с данным методом и системным мышлением, а после расстановки разобрать последующие вопросы.
На практике выбор индивидуальной или групповой работы обычно обусловлен внешними обстоятельствами или необходимостью. Если у клиента слишком много страхов, чтобы предстать перед группой, если не получается территориально или по времени или если нет группы, то индивидуальный сеттинг — это хороший путь.
В своей практике я убедилась, что расстановки в индивидуальной терапии могут быть столь же эффективны, как и расстановки в группе.
|