Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Эссе / Нигматуллина Светлана - Толковый словарь и словарь синонимов фраз-решений для расстановщика

Нигматуллина Светлана - Толковый словарь и словарь синонимов фраз-решений для расстановщика



Введение:
 
Я недолго думала над тем, каким образом данная мне тема касается меня, и вообще, почему именно я получила её!
В памяти всплыли несколько моментов, общения с клиентами, когда недоуменным взглядом клиент смотрит на меня, непонимая, о чем я говорю! И тогда я объясняла простыми, доступными словами, возмущаясь потом, про себя: «Ну как же так! Что же тут непонятного? Ведь это же так просто!»
Теперь я понимаю!
 
Вспомнился весь мой жизненный путь, до прихода в профессию, ведь тогда я очень многого не понимала! И была далека от всего того, что я знаю и умею сейчас. За это я очень благодарна моим учителям, тренерам! В связи с этим хочу озвучить одну поговорку:
Толком толковать, да бес толку расперетолковывать -   хорошая поговорка, отражает суть данной темы, сколько бы ты не пытался говорить с  человеком  непонятным языком, он все равно ничего не поймет, попробуй по-другому! Очень важно для расстановщика быть понятным клиенту. Стараться доносить до него простым языком, те порой непонятные термины, которыми  мы привыкли апеллировать  в своем профессиональном кругу.
 
Иногда возникает кардинальная нехватка простых слов, для описания клиенту того, что происходит в расстановке.
Возможно, это происходит от скудности своего собственного словарного запаса, от того, что нет времени на чтение художественной литературы?
 
Возможно да! У меня есть время читать лишь профессиональную литературу, очень жаль! Последний раз, года три назад я перечитала свое любимое произведение Булгакова «Мастер и Маргарита».
 С тех пор перешла только на профессиональную литературу.
 Проводя свою предсупервизионную расстановку, мой запрос к супервизору был о нехватке разрешающих фраз-решений, помню, я тогда спросила у Анастасии, откуда идут фразы-решения из души? Или их просто надо учить? Анастасия ответила: «надо учить!».
 
И тогда, я подняла всю имеющуюся у меня литературу касаемую расстановок, выписала все фразы решения, и стала их учить, вникая в суть каждой фразы. Для расстановщика все фразы – решения понятны,  что нельзя сказать о  клиентах, иногда необходимо их  перефразировать, подбирая слова синонимы.
Вот для этого необходимо обратится (в моем случае) к толковому словарю, а конкретно к словам синонимам.
 
Толковые словари
 
Большой интерес для тех, кто заботится о культуре речи, стремится расширить свой словарный запас, представляют толковые словари. Их основное назначение - объяснить слово, определить все его значения. Наиболее полный - "Словарь современного русского литературного языка". Он состоит из 17 томов.
 
Первый том вышел в 1950 г., а семнадцатый - в 1965 г. Этот словарь - самое представительное лексикографическое издание. Он содержит около 120 тысяч слов; охватывает лексическое богатство русского литературного языка с грамматической его характеристикой от Пушкина до середины XX в.
 
Этот словарь - толково-исторический и нормативный. Значения, оттенки значений и особенности употребления слов богато иллюстрируются в словаре цитатами из художественной, научной и общественно-политической литературы XIX-XX вв. В справочном отделе словарной статьи на основании русских лексикографических трудов и других источников приводятся сведения по истории языка, словообразованию, правописанию, ударению слов и т.п.; в отдельных статьях даются справки об этимологическом составе слов, о заимствовании данного слова из другого языка.
На базе "Словаря современного русского литературного языка" был составлен "Словарь русского языка" в четырех томах, четвертое издание которого вышло в 1999 г. Словарь содержит более 90 тысяч слов современного русского литературного языка. При слове дается толкование его значений, приводятся основные грамматические формы, слово снабжено нормативным ударением, стилистическими пометами. Словарные статьи иллюстрированы. При словах иноязычного происхождения приводится этимологическая справка. В этом издании нашли отражение изменения в лексике за прошедшие 20 лет после выхода в свет первого издания.
 
Наиболее известен и более доступен "Словарь русского языка", составленный С.И. Ожеговым. Его 22-е издание было опубликовано в 1990 г.
После кончины С.И. Ожегова (1964 г) продолжила работу над словарем Н.Ю. Шведова, став его редактором. Постепенно количество слов увеличилось с 57 до 70 тысяч, расширилось описание многозначных слов, обогащалась иллюстративная часть. В соответствии с изменениями некоторых акцентологических, грамматических норм были внесены исправления. В результате в 1993 г. вышел новый "Толковый словарь русского языка" И„С. Ожегова и Н.Ю. Шведовой; его второе издание, исправленное и дополненное, датируется 1994 г.
 
Однотомный толковый словарь русского языка содержит 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений. Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слова, грамматические и акцентологические (в случае необходимости также орфоэпические) характеристики слова. Словарная статья завершается описанием тех фразеологических выражений, которые порождены этим словом или так или иначе с ним связаны.
 
Не менее интересен "Толковый словарь русского языка конца XX в. " (СПб, 1998). Словарь отражает те изменения,  которые произошли в русском языке за последние 12 лет (1985-1997). " Словарь, - как пишет его редактор, - включает разные группы слов: слова абсолютной новизны, не зафиксированные к настоящему моменту ни в одном словаре русского языка (контактер, посткоммунистический); слова относительной новизны, отличающиеся повышенной частотностью (бартер, ваучер, бомж, имидж, инвалюта, приватизация), наименования "вернувшихся* в жизнь нашего общества реалий (губернатор, гимназия, гувернер); слова высокой активности (аренда, рынок, демократия, банк); слова, которые в советский период стойко ассоциировались с жизнью капиталистических стран и имели соответствующие словарные характеристики, а теперь приложимы  к реалиям нашей действительности (инфляция, коррупция, многопартийность, забастовка, безработица, бизнес, банкир); обозначения возрожденных понятий духовной жизни и нравственности (благотворительность, милостыня, призрение, святой, праведник)".
 
За всю историю существования русского языка в него вошло немало иноязычных слов, но особенно интенсивно этот процесс происходит в конце XX в. Читая газеты, журналы, книги, слушая передачи по радио и телевидению, мы нередко встречаем иностранные слова, значение которых не знаем. В таких случаях приходится обращаться к толковым словарям заимствованных слов. Таких словарей существует несколько. Наиболее интересны самые новые по времени издания. К ним относятся:
"Современный словарь иностранных слов" (М., 1999). Словарь содержит около 20 тысяч слов, в разное время заимствованных русским языком из других языков, а также слов, образованных из элементов древнегреческого и латинского языков. Словарь включает общеупотребительную лексику, общераспространенные термины и терминологические сочетания по различным областям знаний. При каждом слове дается толкование и справка о его происхождении (этимология). В словаре учтены изменения, которые произошли в языке в последнее время; в него включены новые слова и значения, пересмотрены существующие толкования многих слов.
 
"Словарь иностранных слов", составленный И.А. Васильевой (М., 1999), В словарь включено около 6000 наиболее распространенных слов иностранного происхождения. Даются их толкования, сведения о том, из какого языка пришло к нам слово, его грамматические свойства (часть речи, склонение, спряжение, падежные окончания, род, число и др.), примеры употребления в речи, а также синонимы (в том числе исконно русские, которыми можно заменить иностранное слово).
   Этот словарь отражает те большие изменения, которые произошли в словарном составе современного русского языка, обусловленные серьезными переменами в общественно-политической, экономической, культурной и других сферах жизни российского общества в 80-90-х гг. XX в.
 
Семонимические словари
 
Среди разнообразных словарей русского языка особую группу составляют семонимические словари.
Семонимическими (греч. sema - знак, опута - имя) называются такие словари, где собраны и толкуются не отдельные слова, а два и более, при объединении которых учитываются отношения между их звучанием и (или) значением. Эти объединения могут состоять из слов, сходных или близких по значению, но разных по звучанию (синонимы); имеющих противоположные значения (антонимы); сходных по звучанию, но разных по значению (омонимы) или не полностью сходных в звучании, имеющих разные значения и ошибочно употребляющихся одно вместо другого (паронимы).
Известно несколько словарей синонимов.
 
В 1956 г. вышел "Краткий словарь синонимов русского языка", составленный В.Н. Клюевой. В нем фиксируется около 1500 слов, В 1961 г. вышло 2-е, исправленное и дополненное издание этого словаря, в котором количество словарных статей увеличилось до 3000.
Каждая словарная статья этого словаря состоит из синонимического ряда, который начинается со стержневого слова (доминанты). Затем указывается значение, объединяющее слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются. Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе:
 
ДУМАТЬ мыслить размышлять
Эти слова объединены значением - совершать мыслительный процесс. Думать - слово наиболее широкого значения, означает - совершать любой мыслительный процесс, Думать - еще не значит делать какие-нибудь умозаключения. Напротив, мыслить (слово книжного стиля) - это сопоставлять мысли и делать из них выводы. Размышлять - думать о чем-нибудь определенном, стараясь прийти к каким-нибудь выводам.
 
Словарь терминов для расстановщика
  • Баланс "давать-брать"
Баланс между «брать» и «давать» является основой любых партнерских отношений. Даря и принимая  взамен  (любовь, заботу, внимание, подарки, детей, обиды... — разное),  мы позволяем  отношениям длиться. Если один из партнеров только берет, не привнося ничего в отношения, или, наоборот, только дает, не получая ничего от этих отношения для себя — отношения прекращаются.

По-другому происходит уравновешивание между родителями и детьми. Родители всегда дают жизнь, дети берут ее и передают эту эстафету дальше, своим детям. Если же ребенок решит возместить родительский дар: жизнь за жизнь, и всего себя посвятит родителям — род может прерваться. Также нарушением баланса «брать/давать» является аборт, когда родители забирают жизнь. Поэтому аборты нередко разрушают брак изнутри, что можно увидеть в расстановке.
  • Вытеснение

Один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования.

Первым вытеснение описал Зигмунд Фрейд, считавший его основным механизмом формирования бессознательного. По его словам, «судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения».
Как защитный механизм вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом) и не перестают влиять на поведение человека и его сны. На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например, мы говорим: «я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того, чтобы отвлечься, мне нужно сменить обстановку» и пр.
  • Генограмма
Графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии. Это своего рода родословное дерево со специфической системой обозначений, отражающей, собственно, цели, для которых она составлялась.

Обычно мужчины на генограмме обозначаются квадратами, женщины - кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод, характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.).
Можно задаться целью, исследовать, например, семейные болезни, выявить, хотя бы приблизительно, некую склонность членов рода к соматическим патологиям. Тогда на схеме надо будет приводить описания внешности, отмечать аллергии, серьезные...
  • Динамика
Отношения между элементами системы, определенный сценарий развития семейной ситуации, который часто не очевиден, но становится явным в расстановке. 

Некоторые из особо распространенных системных динамик получили специальные названия. Например: динамика триангуляции (от англ. `triangle` - `треугольник`) проявляется в том, что ребенок передвигается вверх по иерархии системы и встает рядом с родителями (или между ними), часто при этом возникает подобие "любовного треугольника", в этом случае страдают и партнерские отношения родителей, и ребенок, который в такой позиции не может получать через родителей энергию рода;

динамика парентификации (от англ. `parent` - `родитель`) - нарушение базового порядка, при котором ребенок чувствует себя больше, чем родитель, стремится заместить своему родителю кого-то из его родителей;
динамика следования за кем-либо в болезнь или в смерть (ее часто называют "я последую...)
  • Жизненный цикл семьи
Последовательная смена стадий  жизни, связанных с важными событиями (брак, рождение детей, отделение детей от родителей, рождение внуков, изменение возраста...), которые проходит любая семья в ходе своего развития. Считается, что переходный период к следующему жизненному циклу сопровождается неизбежным кризисом семьи. Именно в переходный период семьи наиболее часто обращаются за психологической помощью.
  • Заместитель 
В основе работы расстановки лежит феномен замещающего восприятия - люди берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают. Люди, выбранные на определенные роли, называются заместителями. Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют ведущему расстановки восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений, вернуть в систему исключенных, выстроить правильную иерархию, восстановить баланс  (см. "Порядки (законы) любви"). Это делается при помощи добавления, перемещения заместителей в поле расстановки, применяются разрешающие фразы и ритуалы. Показателем верности решения для данной системы является комфортное состояние всех заместителей и клиента (ровные чувства, отсутствие дискомфорта в теле, признаки физического и психического облегчения у клиента). 
 
Ведущие расстановщики подчеркивают, что заместителем может быть любой человек (существуют только ограничения, связанные с состоянием здоровья), но лучше, когда мужские роли "играют" мужчины, а женские - женщины. Заместитель может вводиться в расстановку  клиентом или терапевтом, при этом заместителю сообщается, чью роль он исполняет (например: "Ты - мой дедушка Вася, папа моей мамы"), кем приходятся ему уже стоящие в расстановке заместители (например: "Эта женщина - твоя жена, а это ваша дочь"); обычно клиент проходит с ним пару шагов, держа его за плечи и как бы направляя, так заместитель входит в роль. Иногда после расстановки заместителей "выводят" из роли (например, похлопывая по спине со словами: "Ты больше не дедушка Вася, ты - это ты"). В некоторых расстановках требуются заместители не только на роли людей, но и на роли абстрактных понятий или предметов, например, для бизнеса, денег, симптома (болезни), внутреннего органа или даже смысла жизни. Лучший способ понять, как работает расстановка - принять в ней участие в роли заместителя.
  • Заместительское (замещающее) восприятие
Феномен, заключающийся в том, что заместитель члена системы, находясь в поле расстановки, начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (например, боли в той области тела, которая болит/болела у прототипа), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство). Обычно заместитель четко различает свои и "чужие" переживания. Практически каждый человек может быть заместителем и воспринимать информацию о замещаемом человеке, но одни люди более чувствительны, другие менее, и опыт заместительской практики развивает заместительское восприятие.
 
Заместительское восприятие возникает, в том числе и при полном отсутствии информации о замещаемом члене системы, как у самого заместителя, так и у клиента. Это объясняется существованием морфического (знающего) поля - внешнего источника информации о системах; в расстановках уже накоплен обширный опыт подтверждений приходящей из поля информации.
  • Идентификация
Выражение любви к родственнику (часто с трагической судьбой) через повторение его судьбы; напоминание о ком-то, кого семья не вспоминает (например, о первом муже своей мамы) через повторение его судьбы. По сути, идентификация - это утрата себя через слияние с чужой судьбой. У такого человека нет своих целей в жизни, он живет по чужому сценарию,  часто даже не осознавая этого, другими словами, замещает кого-то, исключенного из родовой системы.
  • Интервенция
В широком смысле - любое целенаправленное вмешательство внешней силы в процесс. Когда говорят о расстановках, под термином интервенция понимают действия терапевта, направленные на поиск,  стимулирование развития или на прерывание какой-либо динамики в расстановке, которые он совершает после создания первичного образа расстановки. Интервенция может проводиться также и для проверки гипотез терапевта, которые тот строит, исходя из положений и движений заместителей. Терапевт, например, может ввести нового заместителя, если видит, что кого-то в системе не хватает (так бывает, когда кто-то из уже стоящих как бы ищет кого-то, или все время смотрит в пол, - в этом случае речь обычно идет об уже умершем). Разрешающие фразы и ритуалы, таким образом, также являются видами интервенции.
  • Исключенный член семьи
Член семьи, о котором по какой-то причине не принято говорить, вспоминать, и таким образом лишенный права принадлежности к семье. В этом качестве очень часто выступают рано умершие дети, абортированные дети, родственники, совершившие что-то неодобряемое или связанные с какой-то историей, о которой не принято говорить, часто в русских семьях советского периода - репрессированные. Напоминанием семье об исключенном члене может стать повторение его судьбы кем-то из потомков, следование его привычкам, болезням.
  • Лояльность
Связь, основанная на родственных узах, привязанности к любому из членов рода. Эта связь как бы подтверждает закон принадлежности (см. "Порядки любви") и может иметь различные формы проявления. В случае нарушения закона принадлежности с исключенным членом, чье право на принадлежность к роду нарушено, проявление лояльности к нему может вести к перенятию чувств или даже к идентификации и приобретать самые тяжелые и уродливые формы: повторение тяжелой судьбы, следование за предком в смерть, болезнь.
  • Морфическое (знающее, информационное) поле
В своей книге "Новая наука жизни: гипотеза формообразующей причинности" (1981) биолог-теоретик Руперт Шелдрейк предложил радикально новую теорию, объясняющую, как обучаются живые существа и как они изменяют форму. Гипотеза Шелдрейка состоит в следующем: если то или иное поведение повторяется достаточно часто, оно запечатлевается в неком "морфогенетическом (или формообразующем) поле". Это поле (теперь Шелдрейк называет его просто "морфическим") обладает своего рода кумулятивной памятью, хранящей все, что происходило с данным видом в прошлом. Представители каждого вида (речь идет не только о биологических организмах, но также о белковых молекулах, кристаллах и даже атомах) настроены на свое отдельное морфическое поле, которое простирается во времени и пространстве, проявляясь посредством процесса, называемого "морфический резонанс".
 
Возьмем, например, кристаллы. Согласно теории Шелдрейка, форма и структура кристалла зависят от характеристик соответствующего поля. Более того, в первый раз построить кристалл новой разновидности очень трудно, но с каждым разом это становится все проще в силу влияния морфического поля (или "памяти") каждой предыдущей кристаллизации. "Этот факт прекрасно известен химикам", – отмечает Шелдрейк.
 
В нашем случае теория Шелдрейка объясняет, каким образом могут произойти фундаментальные (или архетипические) изменения в человеческой психике. На первых порах изменение в поведении или отношениях дается с трудом, но по мере того, как новую модель поведения перенимает все больше отдельных индивидуумов, новым людям становится проще измениться – даже без прямого влияния со стороны окружающих. Согласно теории Шелдрейка, люди посредством морфического резонанса настраиваются на новую модель в морфическом поле и испытывают все более сильное влияние с ее стороны, – это объясняет, почему со временем перемены даются все легче.
 
Сам Шелдрейк пишет: "Предлагаемые мною идеи очень близки теории Юнга о коллективном бессознательном. Главное отличие состоит в том, что теорию Юнга применяют главным образом в отношении человеческого опыта и человеческой коллективной памяти. А я предполагаю, что подобный принцип действует во всей Вселенной, а не только в человеческой психике."
  • Незавершенное горе
Зависание человека, потерпевшего утрату, в одной из стадий процесса горевания. Эта ситуация может длиться годами. Она не всегда осознаваема. Такая привязка к событию в прошлом может негативно влиять на жизнь в настоящем (мешать продвижению по жизни, построению новых отношений и т.п.) и иметь негативные последствия для последующих поколений (то, что не завершили предки достается "по наследству" потомкам, которые могут попасть в переплетение). Если, например, произошла утрата, но по каким-то причинам не была отреагирована (например, оплакана), она может повторяться из поколения в поколение (см. «Синдром годовщины»).
  • Незавершенный развод
Развод не может считаться завершенным, если между формально разведенными супругами существуют неразрешенные вопросы, эмоциональная привязанность. При этом не важно, положительные это эмоции, или отрицательные. Упреки в адрес друг друга, ненависть могут связывать так же сильно, как и любовь. Ситуация незавершенного развода может длиться десятилетиями и препятствовать новым отношениям. Расставание — это процесс и, чтобы его завершить, нужно время (по статистике до 3 лет). Спокойное и ровное общение между бывшими супругами — показатель завершенности развода.
  • Образ-решение (разрешающий образ)
Собственно, расстановка нацелена на поиск образа-решения. 
После формирования первичного образа расстановки терапевт проводит опрос всех заместителей; до расстановки терапевт уже выяснил, кто относится к данной системе, а уже в процессе расстановки обычно становится ясно, кто уступил свое место в системе другому, или был из нее исключен. Часто это происходит через несколько промежуточных ступеней, представляющих собой важные с терапевтической точки зрения промежуточные шаги. Разрешающий образ возникает в процессе взаимодействия. При формировании разрешающего образа в систему включаются те, кто раньше был из нее исключен, а также другие члены системы, у кого были особые судьбы. Нередко бывает, что отсутствуют нужные сведения, что затрудняет или делает невозможным продвижение вперед. В случае сомнений терапевт больше полагается на собственные наблюдения, особенно если невербальное поведение участников противоречит их словам. В течение всей этой фазы тот, кто расставлял свою систему, только наблюдает и в ответ на вопросы терапевта дает дополнительную информацию. 
Если был найден хороший разрешающий образ, клиента приглашают занять свое место.

Когда клиент увидел решение, достаточно того, чтобы он просто вобрал этот образ в себя и продолжал жить, как жил. Он должен дать пройти времени. Это похоже на процесс исцеления, который протекает медленно, а потом вдруг все налаживается. Никому больше в его системе меняться не нужно. Также не надо никому говорить, что ему следует занять другое место. Все изменения происходят только благодаря запечатленному в душе образу. Иногда бывает полезно рассказать о ходе расстановки членам семьи, но без комментариев: было так-то и так-то, и результат был такой-то. Если родители привели в порядок систему внутри себя, это оказывает непосредственное влияние на детей, даже если им никто ничего об этом не говорит. Признаком хорошего решения является наличие у каждого члена системы своего хорошего места, хотя конечно, если человек остался что-то должен, то ему лучше привести это в порядок. Некоторым клиентам бывает полезно зарисовать образ-решение. Подробности часто забываются.
  • Перенятые чувства
Феномен, заключающийся в том, что человек может испытывать вытесненные, не прожитые до конца, заблокированные или запрещенные обществом чувства, которые испытывал кто-то из его предков. Эти чувства хранятся в памяти семейной системы и позднее могут проявляться в следующих поколениях. Подобные чувства посещают человека спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент происходят. В частности, когда война или несчастный случай неожиданно вырывают человека из жизни, мертвые оставляют после себя в семьях большие пустоты. Иногда эту пустоту стремиться заполнить другой член семьи, и тогда он чувствует себя так же, как тот человек. Освобождение от "перенятых чувств" равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. 
  • Переплетение
Фундаментальное, действующее во всех семейных (и не только семейных) системах поле сил требует, чтобы все члены (семейной) группы имели равное право принадлежать к системе, для того чтобы она сохраняла равновесие (см. "Порядки любви"). Это требование не позволяет по какой-либо причине исключать одного из членов, поскольку в таком случае судьба исключенного будет неосознанно перенесена и продолжена каким-то другим членом этой системы в следующих поколениях. Такой процесс Хеллингер называл «переплетением».
Как только исключенный член семьи (или любой другой системы) восстанавливается в правах (то есть, остальные члены системы признают его, выражают ему свое уважение), любовь, с которой они это делают, исправляет допущенную ранее несправедливость и избавляет других членов семьи от необходимости повторять чужую судьбу.
  • Прерванное движение любви
Прерванная эмоциональная связь между ребенком и его матерью, отцом, или обоими родителями. Обычно ребенок сам прерывает это «движение любви». Часто причина прерывания — вынужденная разлука (ребенок находится в больнице, у бабушки...), которую малыш переносит болезненно. Чтобы избавиться от этой боли, он внутренне как бы отказывается от родителя (или обоих). В дальнейшем их общение будет отмечено непониманием. Человек с прерванным движением любви к маме, папе, не принимая любовь от родителей, с трудом может принимать то, что ему дает жизнь. Его могут преследовать неудачи в семейной жизни и в работе. Не принимая родительскую поддержку, а значит и ресурс всего рода, он мало что может дать своим детям. Метод расстановки позволяет привести прерванное движение к цели.
  • Разрешающие фразы
Движение заместителей в процессе расстановки показывает, как обстоят дела в системе (семье, организации...) на уровне "души" системы, то есть, можно сказать, диагностирует происходящее в ней. Функцией же разрешающих фраз является прояснение ситуации и развязывание переплетений, то есть, непосредственно терапевтическое воздействие. Если фразы правильно подобраны, энергия расстановки преображает ситуацию, приближая к ее разрешению. Фразы должны быть короткими, емкими, концентрированными. Чем короче и точнее фраза, тем она эффективнее. Например, заместитель сына, который несет на себе бремя отца, в расстановке может сказать заместителю отца: "Я маленький, а ты большой. Твое я отдаю тебе".
За разрешающими фразами для закрепления терапевтического воздействия, прежде всего в сознании клиента часто следует какой-либо ритуал, который мог бы сопровождать подобную фразу в реальности, например, поклон.
 
  • Семейная система
В классическом представлении к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним "отношениями жизни и смерти" - отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение жизни членов семьи, ее смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие люди, так и умершие/нерожденные. К семейной системе относятся люди независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо.
 
В общем случае к семейной системе клиента относятся:
  1. биологические родители клиента (независимо от того, живы они или умерли, знал их клиент или не знал, был ли он зачат естественным путем или с использованием современных технологий оплодотворения)
  2. братья и сестры клиента: родные и неполнородные; живые, умершие, нерожденные (аборт, выкидыш); известные клиенту или нет
  3. сексуальные партнеры, возлюбленные, супруги: независимо от того, зарегистрированы ли отношения, признаны ли они, насколько они длительны и длятся ли они на настоящий момент. Зачатие ребенка соединяет его родителей в семейную систему независимо от характера отношений (в т.ч. краткосрочная связь или насилие, в т.ч. если ребенок не был рожден).
  4. дети клиента: живые, умершие, нерожденные, усыновленные или отданные на усыновление, известные клиенту или нет
  5. другие кровные родственники: дяди и тети, бабушки и дедушки, братья и сестры бабушек и дедушек, пра-бабушки и пра-дедушки и далее.
  6. люди, которые связаны с клиентом или другими членами его системы "отношениями жизни и смерти", например: тот, кто спас во время войны или в других угрожающих жизни обстоятельствах; тот, кто лишил жизни (например, виновник ДТП, убийца); тот, кто отдавал много заботы и участия (няня, учитель); тот, кто обеспечил жизнь (благотворитель); тот, кто лишил имущества (например, во времена раскулачивания) и др.
Эти правила отнесения к семейной системе не являются жесткими и однозначными, они были выявлены Бертом Хеллингером  и другими расстановщиками в процессе исследования того, как в расстановке проявляется запрос клиента через его взаимосвязь с другими людьми.
  • Травма
Травма – это витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями побороть их, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира. Она может привести к болезненным реакциям в психической и вегетативной сферах (депрессия, неврозы и др.).
Классические душевные травмы: экзистенциальная травма (т.е. с угрозой существованию) – например, тяжелая авария, попытка убийства и
 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: