Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт     Клиентам    Специалистам и абитуриентам    Студентам    Библиотека    Календарь    Карта сайта     
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Дипломные работы

Эссе

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для печати
  ИИСТ / Библиотека / Эссе / Сауле Смадьярова - Пути интеграции расстановщиком собственных каналов восприятия информации, механизмов ее анализа и способов воздействия на протагониста.

Сауле Смадьярова - Пути интеграции расстановщиком собственных каналов восприятия информации, механизмов ее анализа и способов воздействия на протагониста.



  Часть 1.

           С раннего детства я подозревала, что жизнь, которая нас окружает, не обязательно должна зависеть от внешних обстоятельств, которые нас окружают, и что мы каким-то образом можем на них влиять. Подтверждение этому я начала находить, только когда моя жизнь перевалила за 25-летний рубеж и я начала целенаправленно заниматься познанием себя и других людей.
 
 Я много читала, исследовала, экспериментировала, вела личные дневники, анализировала жизненные ситуации, собирала обратную связь.
 
К сожалению, результаты меня не очень радовали, поскольку хотелось волшебных изменений в жизни, а они не происходили.
Чуть позже мое увлечение переросло в профессиональный интерес. Я получила второе высшее образование, окончив факультет психологии, и продолжила свои исследования вопроса.
 
           Сама жизнь, как сейчас я понимаю, способствовала мне в этом деле, «забрасывая» меня в разные сферы деятельности и давая, таким образом, возможность познать разные аспекты жизни и степень влияния человека на свою жизнь.
Продолжительное время я работа в области образования, учителем в общеобразовательной школе. Затем решила попробовать себя в коммерческих структурах, мой опыт в бизнесе начался в сфере подбора персонала, работала рекрутером, затем карьера в крупном строительном холдинге от специалиста до заместителя директора по работе с персоналом.
 С 2004 года я начала свою частную практику в качестве психолога-консультанта, тренера личностного роста.
 
          Но в какой бы сфере я не работала, развитие человека для меня всегда оставалось ключевым аспектом, на него были направлены все мои усилия. Полученный жизненный и профессиональный опыт позволил «пролить» свет на интересующий меня вопрос, но чего-то до полной ясности все-таки не хватало.
 И только поступив  в ИИСТ, получив знания о семейной системе, овладев уникальным методом системных семейных и структурных расстановок, все встало на свои места, как будто нашелся недостающий пазл, который завершил картинку и сделал ее понятной.
 
Часть II. Особое восприятие расстановщика
 
…Чтобы действовать согласно порядкам помощи, необходимо особое восприятие…
Б. Хеллингер
 
Получив тему дипломной работы, я очень расстроилась и долгое время не могла к ней приступить. Мне были непонятны ни сама формулировка, ни то, о чем я должна написать, ну и тем более как это связано со мной. Я начала обзванивать своих сокурсников, спрашивать их мнения.
 
Но, как оказалось, большая часть из них находилась в таком же состоянии, как и я, относительно своих тем, и поэтому, кроме дружеской поддержки, мы друг другу дать ничего не могли.
Через некоторое время я все-таки села за написание, поскольку поняла для себя, что только сам процесс работы над дипломной работой может дать ответы на мои вопросы.
 
Я решила исследовать этот вопрос и идти за процессом. И в ходе самого процесса работы познавать себя, размышлять, анализировать, осознавать, принимать и как результат увидеть зону своего ближайшего развития в этом вопросе.
 
2.1. Каналы восприятия информации
 
Что такое восприятие?
Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Результатом процесса восприятия становится построенный образ.
Получив образ, человек производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении (источник: Википедия).
 
Восприятие человека делится на зрительное (визуальное), аудиальное (слуховое) и кинестетическое (то есть телесное, включая внешние и внутренние ощущения, вкусовую информацию и запах).
Итак, каналы восприятия человека по упрощенной схеме:
Зрительный (или визуальный)
Слуховой (аудиальный)
Кинестетический (телесный + запах и вкус)
 
Расстановщику очень важно все знать о себе, о своих ведущих каналах восприятия информации и их особенностях. Постоянно должна развиваться и совершенствоваться его способность видеть, слышать, чувствовать, обонять, ощущать и т. д.
Для расстановщика также очень важна интуиция, которая тесно связана с каналами восприятия.
 
  • Визуальная интуиция – способность получать интуитивные ответы и подсказки в виде картин, цветовых сигналов, фигур и знаков.
  • Аудиальная интуиция – способность получать звуковые интуитивные подсказки, это может быть мысль, проговоренная про себя, слова из песни, отрывок из разговора с клиентом.
  • Кинестетическое восприятие мы можем разделить на два подвида: внешнее и внутреннее.
  • Сенсорная интуиция – это способность получать информацию от окружающих предметов, чувствовать атмосферу комнаты, настраиваться на человека. Она характеризуется изменениями кожи (румянец, мурашки, ощущения холода или тепла).
  • Внутренняя интуиция более глубокая и характеризуется ощущениями внутри человека, внутренним чутьем.
  • Существует мультисенсорная, или смешанная, интуиция. Это интуиция, которая объединяет несколько каналов восприятия.
Бытует мнение, что, усиливая один из видов восприятия, мы можем усилить ту или иную область интуиции. Это не совсем так. Можно улучшить слух, но это не значит, что улучшится интуиция. Можно улучшить зрение, но это не значит, что улучшится "видение". Можно улучшить чувствительность физическую, но это не значит, что улучшится предчувствие.
Интуиция – это в первую очередь умение использовать все виды восприятия и внезапное понимание следующего необходимого шага.
 
В последнее время я все чаще замечаю, что в своей жизни, личной и профессиональной, я доверяю интуиции, но доверяю не до конца. Когда я улавливаю тихий голос своей интуиции, то стараюсь его перепроверить, а правильно ли он мне шепчет. Перепроверяя, я начинаю анализировать, размышлять, основываясь на определенных знаниях, опыте, технологиях, авторитетном мнении, и этот голос совсем замолкает. И только потом, когда уже все произошло, начинаю понимать, что интуиция моя не ошиблась, либо прихожу к пониманию, что имело смысл прислушаться к ней.
И для меня это вопрос доверия – доверия себе.
 
 
2.2. Пути интеграции
 
             На разных этапах процесса расстановки восприятие расстановщика остается основным инструментом, но возможны разные пути интеграции каналов восприятия.
Уже с первых минут расстановки в процессе распределения заместителей в пространстве помещения расстановщику открываются некоторые пласты информации и о клиенте, и о его системе. Расстановщик «считывает» эту информацию, подключая все свои каналы восприятия.
А это значит слышать, что говорят заместители, видеть их позы, жесты, движения, чувствовать их состояние. При этом улавливать, как происходит это движение, какой тон голоса, какой взгляд, куда он направлен, какой ритм дыхания. Каждое из этих движений, жестов, тонов – это то, что чувствуют заместители как члены семейной системы клиента благодаря эффекту «замещающего восприятия». Каждое послание, переданное голосом, движением тела и т. д., может быть и должно быть воспринято расстановщиком, поскольку именно эта информация позволяет увидеть динамику расстановки, услышать и понять подсказки «знающего поля».
 
Для меня лично очень важным моментом в начале расстановки является наличие «чистого восприятия». Удивительно, но каждый раз ловлю себя на том, как сложно просто наблюдать и быть полностью открытой происходящему, чтобы в этот момент не мешали «внутренние шумы» и были задействованы все каналы восприятия по максимуму. Ведь когда клиент начинает рассказывать о своей ситуации, расставляет заместителей, он своими движениями – моторными, мимическими, интонационными – передаёт бездну информации. А позже «знающее поле» сигнализирует и передает терапевту подсказки, которые невозможно увидеть, если не освободиться от своих замыслов и представлений, т. е. предварительно не очистив свои каналы восприятия.
 
Также очень важно набраться терпения и не спешить. Вообще терпение, на мой взгляд, является ключевым навыком расстановщика. Важно позволить образу подействовать на себя, поскольку дальнейшие шаги основываются на первоначальном образе – это своего рода точка старта. И от того, насколько правильно выбрана точка старта, будут зависеть ход и успех расстановки.
 
Точка старта, базирующаяся на чистом восприятии, – еще один важный момент, на который я хочу обратить особое внимание в будущих своих работах.
 
               Далее, отслеживая семейные динамики, расстановщик анализирует и размышляет над ситуацией, проверяет гипотезы. Если терапевт в этот момент сам не находится в состоянии нацеленного восприятия ситуации в целом, без намерений и страхов, то поверхностные высказывания заместителей могут увлечь его на ложный путь и завести в тупик. Это в свою очередь вселяет неуверенность в других заместителей. Существует один верный признак, по которому можно определить, на правильном ли пути расстановка. Если она сбилась с него, то в наблюдающей группе нарастает беспокойство, внимание ослабевает.
С другой стороны, расстановщик должен помнить о том, что, углубляясь в процесс размышления, он не воспринимает. Поэтому гораздо важнее просто открыться ситуации как целому и, исходя из этого, увидеть главное. Поэтому восприятие двояко: оно одновременно и нацелено и сдержанно.
«Телесный резонанс» расстановщика может служить в таких случаях непосредственным средством восприятия. В этом резонансе постоянно находит дополнительное отражение происходящее в группе, что позволяет найти вопросы, импульсы или «разрешающие» фразы. Кроме того, телесный резонанс помогает обнаружить, куда стремится энергия, и найти момент ее максимальной концентрации.
 
Научиться слышать свое тело и использовать его как инструмент восприятия – важный навык расстановщика. Я это успела уже прочувствовать на себе, даже имея пока относительно небольшой опыт расстановок. Могу сказать, что он меня не раз выручал в сложных ситуациях, когда я не знала, куда двигаться дальше, какое действие предпринять. Есть большое желание развивать его, и это еще одна из зон моего развития.
 
               На завершающей стадии расстановки восприятие расстановщика позволяет почувствовать, когда именно нужно завершить расстановку. Рекомендуется завершать расстановку в тот момент, когда появилось решение, а сила и энергия достигли своей высшей точки. В этом случае клиент может выйти из расстановки, «заряженный» решением. Конец расстановки – это всегда начало, которое способствует чему-то, что, питаемое силой души, ведет человека по жизни дальше.
Но только особое восприятие расстановщика может подсказать, когда и какая помощь уместна и когда она нанесет вред, когда она скорее лишит силы, чем посодействует; когда поможет смягчить страдания клиента, чем послужит чему-то еще.
 
Отслеживаю за собой, что мне очень нравится, когда мои расстановки проходят эмоционально и завершаются хеппи-эндом, некой кульминацией – идеальной картинкой. Но порой не всегда это нужно клиенту. Порой бывает достаточно, чтобы он просто смог увидеть членов своей семьи, подойти, что-то сказать и обнять.
 
Стремление к совершенству, идеальной картинке, к наилучшему решению – одна из ведущих черт моего характера. Вероятно, что это неким образом отражается и на моей работе как расстановщика. Осознание этого пришло только сейчас, при написании этого абзаца, вероятно, стоит над этим еще подумать. И, соответственно, фокус своего внимания при завершении расстановки держать не на возможной идеальной картинке, а на чувствовании ситуации, отвечая себе на вопрос «какая помощь будет сейчас более уместна для клиента?», помня о том, что мы никогда до конца не знаем, что на самом деле приносит освобождение.
 
Завершать расстановку, основываясь не только и не сколько на своем видении, а на потребности самого клиента, находясь в созвучии с его судьбой и семейной системой, – это еще один важный момент моего профессионального развития.
Процесс наблюдения и восприятия приводит к пониманию. Без наблюдения и восприятия понимание невозможно. И наоборот, без понимания наблюдение и восприятие бессильны. Наблюдение, восприятие и понимание составляют единое целое. Только когда они действуют совместно, мы воспринимаем таким образом, что можем действовать осмысленно и прежде всего осмысленно помогать.
 
Завершая свои размышления над темой дипломной работы, я пришла к выводу, что в жизни ничего случайного нет. И то, что мне досталась именно такая тема, которая заставила меня не просто описать свое видение по данному вопросу, а глубоко задуматься и проанализировать начало своего профессионального пути, тоже не случайно. Для меня это очень важно и ценно. Ведь благодаря этому анализу я теперь понимаю, что уже могу и знаю о себе как о расстановщике, а чему мне еще нужно учиться. У меня есть четкое осознание того, над чем именно мне нужно работать и какова зона моего ближайшего развития. А самое главное, что мне нужно, чтобы иметь особое восприятие расстановщика, а значит, осмысленно помогать своим клиентам.
 
В заключение хочу сердечно поблагодарить преподавателей ИИСТ за их знания, опыт, мастерство, которыми они щедро делились с нами, приезжая в другую страну, за те гибкость и уважение, которые они проявляли к особенностям наших национальных традиций, религии, ментальности. Хочется пожелать вам дальнейших творческих успехов, счастья вам и вашим семьям. Институту – расширения географии филиалов и дальнейшего развития.

 


 
 
Лицензия 77Л01 №0007170, рег.№036364, от 23 июля 2015г.    Телефон: +7 (495) 772-0021    Е-mail: