Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт     Клиентам    Специалистам и абитуриентам    Студентам    Библиотека    Календарь    Карта сайта     
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Дипломные работы

Эссе

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для печати
  ИИСТ / Библиотека / Эссе / Сатбаева Гульнара - Роль матери в казахской семье и проявление её позиции в расстановках (расстановки по Берту Хеллингеру)».

Сатбаева Гульнара - Роль матери в казахской семье и проявление её позиции в расстановках (расстановки по Берту Хеллингеру)».



Введение
Мой личный опыт в семейных расстановках по Берту Хеллингеру.
Впервые я познакомилась с методом на собственном опыте, во время обучения на  долгосрочной программе от Института интегративной семейной системной терапии.
 
Сначала немного биографии…
У родителей я – старший и единственный ребенок. В возрасте четырех месяцев родители отдали меня на воспитание бабушке по линии мамы. Это было сделано скорее вынуждено (мама занимала руководящий пост и «партия» звала), чем из соображений по обычаю.  А обычай такой: первого ребенка молодая семья отдает на воспитание своим родителям (чаще по линии отца). С одной стороны – это как помощь молодой семье, а с другой – стимул для стареющих дедушек и бабушек. Ребенок называет мамой и папой своих бабушку и дедушку, чаще не зная всей правды. А своих родителей называет по имени и считает их братом и сестрой. Вот такой «казус».
 
Когда я пришла вообще  в психологию, у меня было очень много обиды на родителей ( в частности на маму) за тот стресс, который я получила в детстве. Ведь дедушка и бабушка умерли, когда мне было 5-6 лет. А я их считала своими родителями. И подумал, что я осталась сиротой, и очень сильно боялась разозлить тетю (свою маму).
 
Работая на психологических семинарах по психодраме и гештальту, я, конечно, выходила с этой темой. Но окончательно «пазлы сошлись» в моей душе после расстановок. Первую мне проводил Игорь, где я разделила роли мамы и бабушки, определила для себя: кому я дочь, кому внучка. И, можно сказать, разрешила себе любить свою маму, не боясь обидеть при этом бабушку. Следующая расстановка была проведена Аленой, на прерванное движение к матери.
 
Сейчас  у меня совсем иное отношение к маме – я люблю её без чувства вины перед бабушкой и могу обнять ее без чувства отвержения. Соответственно у меня изменились отношения и с моими детьми, и с окружением вообще. В дальнейшем я делала расстановки и на другие темы. Но самыми решающими для меня были первые две расстановки на тему матери.
 
Про маму…
 «Мать – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни.Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с матерью. Поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Материнская любовь является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребеночком и мамой».
Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности
  • доверять
  • любить
  • принимать любовь.
Женщина – хранительница очага. «Домашний очаг» предполагает особый уют в семье, добрую атмосферу и тепло человеческих отношений. Формировать и хранить эту атмосферу, заботиться о порядке и чистоте в доме – первейшая задача жены. Надо признать, что сегодня эта роль становится все менее популярной и привлекатель­ной. В мире не модно быть хорошей женой, но модно и престижно быть деловой и независимой женщиной.
В своей работе я хочу рассмотреть незаменимую роль женщины как матери, на примере казахской семьи.
 
Казахская семья. Взаимоотношения супругов.
 
Как типичная родовая структура, казахская семья сохраняет в себе матриархальные основы. В истории народов матриархальные основы организации семьи вполне естественны. Мать была центром дома, центром рождения и организации семьи. Роль мужчины и отца исторически возрастает лишь в ситуациях войн и родовых конфликтов и становится главной в государственных системах, несущих в своей основе несемейные принципы организации.
«Взаимоотношения супругов в современной казахской семье, как правило, основываются на взаимной любви, уважении, взаимной помощи и поддержке. А основное условие для заключения брака – добровольность, взаимное чувство и самостоятельное решение вопроса молодыми».
 
В межрелигиозных браках  наблюдается следующая ситуация.  В парах мужчина – казах, женщина – русская, жена «следует» за мужем в мусульманство. При этом в расстановках они стоят близко друг к другу.  В случаях, когда мужчина - русский, женщина – казашка, она остается в мусульманстве.
 
Казахские женщины интуитивно стремятся к созданию крепкого брака, предпочитая ответственных, сильных, способных заботиться о семье мужчин. Но и сами казашки ни в чём не уступают мужчинам, они трудолюбивы и ответственны, скромны и умны, и конечно, прекрасны своей обворожительностью и красотой, своим глубоким духовным миром. Самый крепкий и счастливый брак – это брак, конечно с казахской женщиной!
 
В природе женщины изначально заложена большая ответственность за семью и детей, чем в мужчине. Более того, она заботится о своем муже и детях и уделяет им много внимания. Муж, о котором она заботится, уважаем ею. Жена привязана к такому мужчине, все ему прощает, в том случае, если он не жесток. Казахские женщины кротки с тем, кто честен и добр, и никогда не покорны тому, кто груб и жесток. Она полностью посвящает себя и заботится о том, кого она почитает. 
С самого раннего детства она уже знает, что от нее требуется, как от матери. Обычно, в казахских семьях много детей. Как и во многих других семьях, старшие дети всегда заботятся и оберегают младших. Весьма трогательно наблюдать, как шестилетняя девочка заботится о своем младшем братике. Даже в детстве, казашка является чьей-то мамой. 
 
Со временем, сила материнского инстинкта растет и развивается. Возможно,  эта сила не контролируется ее волей, так как она всегда проявляет ее характерные черты – жизнерадостность, обаяние, почтительность и терпение. 
У казахов есть поговорка: «Спроси меня о моей матери, и я расскажу тебе все. Спроси меня о моей дочери и я открою тебе свое сердце». Они всегда проявляли великую нежность и любовь по отношению к своим дочерям и девочкам. 

Основной принцип всех казахских женщин - терпеливость, терпеливость и еще раз терпеливость. Казашки деятельные, продуктивные и одаренные, и способны участвовать во многих сферах деятельности. Следуя материнским инстинктам, они ориентируются на любовь и семью. Поэтому, казашка и может являться хорошей женой, матерью, и в то же время являться ответственной социальной фигурой. 

Казахские жены соблюдают традиции, уважают своих мужей, взамен получая уважение с обратной стороны. У них есть способность сочетать сразу несколько качеств: уважение к людям, дружбу и независимость без притворства и агрессивности. Традиционно казашка почитает мужчину, ставит его на первое место, считает его главой, но это не означает, что у нее нет прав и она не может давать ему советов или, поступать как ей хочется. Но высказывание уважения к мужу -  их важнейшая необходимость и обязанность.
 
Отношение матери к детям в казахской семье.
«Республика Казахстан —  это полиэтническое,  поликультурное государство, на территории которого проживают более сотни наций и народностей. В силу исторически сложившихся условий территорию страны длительное время преимущественно населяет коренное и русское население, что предполагает (и так есть на самом деле) историческое взаимопроникновение культур двух народов друг в друга». Тем не менее, каждая нация обладает своими национально-психологическими особенностями,  влияющими на функционирование семейной системы,  её составляющих элементов, в том числе и на детско-родительские отношения.
 
Детско-родительские отношения — это самостоятельная целостная составляющая в организации и функционировании семейной системы, содержанием которой будут выступать феномены родительства и детства. Это отношения между родителями и детьми во всём их многообразии. Родительство как многомерное динамическое явление,  отражающее взаимодействие между родителями и детьми, имеет трёхкомпонентную структуру:
  • когнитивный компонент — знания,  представления о способах и формах взаимодействия с ребенком, реализующиеся преимущественно в родительских установках, восприятии и осознании ребенка и себя как родителя;
  • эмоциональный — эмоциональный фон родительского отношения, проявляющийся в родительских чувствах и любви;
  • поведенческий — форма и способы взаимодействия родителей с ребёнком, проявляющиеся в особенностях и стиле родительского воспитания.
Родительское отношение.
Когнитивный компонент.

Матери в казахских ориентированы на речевое партнёрское взаимодействие со своим ребёнком,  в которомучитываются мнения  и интересы обоих сторон. У матерей проявляются социальные установки, отражающие направленность  на оптимальный эмоциональный контакт с ребёнком. Ведущими установками обоих родителей у казахов являются воспитание  порядочности в ребёнке («мойребенок вырастет достойным, порядочным человеком») и  жизненная ценность семьи и ребёнка («моя семья и ребёнок - самая большая ценность моей жизни»).

Восприятие ребёнка матерью в казахских семьях — позитивное. Матери воспринимаютребёнка веселым, красивым, эмоциональным. Элементы восприятия ребёнка матерями носят эмоциональный характер.  Данный факт можно объяснитьпроявлением чувства родительской любви к своему ребёнку.
 
В восприятии себя как родителя преобладают позитивные характеристики.Матери воспринимают себя хорошими, добрыми и ласковыми родителями. При восприятии себя в роли родителя у матерей преимущественно преобладают элементы эмоционального уровня проявления,у отцов — поведенческого.
 
Эмоциональный компонент.
 
Доминирующим типом эмоционального отношения к ребёнку матерей и в семейных системах казахов выступает выраженное чувство родительской любви к ребёнку. Это обусловлено адекватностью восприятия, принятием и положительным отношением к ребёнку на когнитивном уровне.
 
Поведенческий компонент.
 
Во взаимодействии с ребёнком у матерей были выявлены чувство страха потери ребёнка,  боязнь за его жизнь и здоровье. Позитивными аспектами взаимодействия матери с ребёнком является организация с ним совместной деятельности, игр, прогулок, которые позволяют создать для ребёнка  физический и социально-психологический комфорт. У матерей отмечено стремление к установлению взаимопонимания с ребёнком  и уделять ему больше времени.
Таким образом, значение матери в казахской семье, как женщины можно сгруппировать по функциям следующим образом.
 
Хозяйственно-бытовая функция направлена на  удовлетворение по­требностей в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятель­ность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных ее членов. Эту функцию выполняет женщина постоянно, что на­кладывает отпечаток на ее социальный статус в семье
 
Функция первичного социального контроля — моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязатель­ность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется в первую очередь жен­щинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи.
 
Досуговая функция — ее главная цель — общение, под­держание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимное обогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, тури­стских походов, чтение художественной и научной литерату­ры, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др.
 
Воспитательная функция - чаще всего выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения.
 
Проявление позиции  матери в расстановках  (по Берту Хеллингеру)[1]
  • Расстановка" — это авторский термин, переведенный с немецкого языка (familien-stellen — семейная расстановка).
  • Берт Хеллингер ввел понятие «семейное переплетение», с чем и работает расстановка.
  • Семейные расстановки -  работа с семейными проблемами;
  • Позиция матери в данной расстановке весьма активна. Женщина в казахкой семье – настоящая хранительница очага, хорошая домохозяйка, а значит сталкновение с семейными проблемами неизбежно. Сюда можно отнести проблемы взаимопонимания с детьми.
  • Структурные расстановки - позволяют работать с такими явлениями (структурами), как работа, деньги, болезни, страхи и др., к ним же относятся симптомные расстановки;
  • Работа, деньги, болезни и страхи – все то, с чем приходится сталкиваться современной казахской женщине, как и любой другой.  Страх -  за ребенка,  а работа и деньги – ежедневный атрибут семейной жизни. Более того, боязнь за своего ребенка  –  это практически  постоянное состояние матери.
  • Организационные расстановки - для разрешения проблем в трудовых коллективах;
Позиция казахской женщины как матери здесь будет проявляться в ответственности и разумности.
 
Клиентские расстановки (относятся к организационным расстановкам) -- расстановки для людей помогающих профессий (врачей, психологов, педагогов, социальных работников). Этот вид растановки позволяет увидеть отношения того, кто помогает и того, кому помогают. Здесь можно увидеть насколько действенна и эффективна помощь и скорректировать ее, прояснить истинные мотивы помощи, прояснить цели участников процесса, внести ясность в ситуацию. 
 
С этой установкой казахская женщина-мать сталкивается также  постоянно: забота о муже, детях, семейном очаге, домашние хлопоты – все это может включать в себя элемент и помощи. Мать всегда готова помочь своим детям первая, сделать это бескорыстно и с безграничной любовью.
 
Заключение
Таким образом, без преувеличения можно сказать, что мать в казахской семье  (как и во многих других) играет первостепенную роль.
Также, все перечисленное, является  важными компонентами счастливой жизни, которые  может дать только мать, ведущая себя предсказуемо, последовательно, спокойно. Такой матери должны быть присущи в огромном количестве - забота, ласка, внимательность, чуткость.  Материнская любовь выводит малыша в мир, пронизанный человеческими связями.
Роль матери настолько велика, что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. 
Мать особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к  себе, миру,  другим людям.
 
Список литературы

Краткая энциклопедия для женщин, “Мысль”, Москва, 1992.

Вадим Рябикин, “Казахстан”. Москва, 1990.
Райгородский Д.Я. / "Психология и психоанализ любви"

http://www.drevo-help.ru/help/hellinger/method - расстановки по Берту Хеллингеру.

http://www.kazakhstanlive.ru/  - сайт Казахстана.
 
 

  


 
 
Лицензия 77Л01 №0007170, рег.№036364, от 23 июля 2015г.    Телефон: +7 (495) 772-0021    Е-mail: