Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт     Клиентам    Специалистам и абитуриентам    Студентам    Библиотека    Календарь    Карта сайта     
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Дипломные работы

Эссе

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для печати
  ИИСТ / Библиотека / Эссе / Сиволоб Вера - Голос как инструмент расстановщика

Сиволоб Вера - Голос как инструмент расстановщика



С физической и физиологической точки зрения, голос — это совокупность самых разнообразных по частоте, интенсивности и тембру звуков, издаваемых человеком с помощью голосового аппарата, т.е. гортанью. Человеческий голос — явление уникальное. Это бесценный дар, благодаря которому человек получает возможность выражать свои мысли, общаться с окружающими его людьми.

Слышимость голоса определяется особенностями голосового аппарата, который принято делить на три части в соответствии с их особым функциональным назначением: гортань с голосовыми складками и органы дыхания являются энергетическим отделом голосового аппарата, резонаторная система — это верхние и нижние резонаторы. За счет верхних резонаторов (рот, глотка, нос, придаточные пазухи носа — гайморовы, лобные) голос становится звонким, легким, «полетным» и распространяется на большое расстояние. За счет нижних резонаторов (трахея, бронхи, легкие, диафрагма) голос приобретает силу, мощь и, как говорят вокалисты, «металл».

Голос важен так же, как внешность, манеры и текст сообщения. Это тот инструмент, с помощью которого можно донести необходимую информацию до человека или группы людей. Голосом можно привлечь внимание, убедить, создать доверительный контакт.  Голос - это мощный инструмент в работе психолога.
 
Расстановщик, как и любой практикующий психолог,  работает с людьми и поэтому должен уметь пользоваться своим голосом.
В первую очередь, сообщение, которое терапевт хочет донести до клиента, должно быть понятно. Кроме того,  оно еще должно вызывать определенное внутреннее состояние у клиента, создающее основу для изменений.
 
Специалист должен уметь правильно произносить слова, а также иметь достаточный словарный запас, ведь в процессе работы приходиться сталкиваться с множеством эмоций и переживаний, которые нужно уметь назвать и, тем самым, помочь клиенту их выразить.
 
В своей работе психолог, безусловно, обращает внимание на голос клиента.
Расстановщик получает дополнительную, а иногда и основную  информацию об эмоциональном и даже физическом состоянии клиента только слушая его голос. То, как клиент говорит, позволяет понять, как он мыслит, его привычный способ передачи информации и вообще, саму суть того, что он сообщает.
 
У большинства людей есть способность распознавать по голосу эмоциональное состояние собеседника. Основы этого закладываются в детстве. Уже в младенчестве ребенок узнает голос матери, чутко реагирует на ее эмоциональное состояние, вместе с ней радуется или тревожится.
 
В расстановочной работе терапевт может понять по голосу клиента наиболее актуальные, значимые, тяжелые темы для него. На это укажет интонация, громкость, дрожание и другие характеристики голоса.
Бывает так, что голос пропадает, клиент начинает откашливаться, но ничего не может произнести. Это может нам указать на волнение, выход на значимую тему, неосознанное желание "молчать" о проблеме, сопротивление.   Расстановщик может обратить на это внимание, дать обратную связь клиенту и, возможно, это позволит "продвинуться" в работе и укрепить доверие.
А как расстановщик может использовать свой голос?
 
  • Голос как инструмент сонастройки терапевта и клиента
С того момента как клиент садиться на стул, начинается работа. Это важный этап установления контакта. Например, клиент только пришел в группу (здесь мы говорим о расстановке, как групповом методе), ему необходимо время, чтобы адаптироваться и первостепенная задача терапевта – обеспечить клиенту безопасность в этом для него новом пространстве. И эта цель может быть достигнута не только тем, что говорит расстановщик, но и тем как он говорит. Мягкий, чуть приглушенный тон голоса могут помочь создать ту атмосферу доверия, которая даст возможность быстрее выйти на запрос и начать работу.
 
  • С помощью голоса можно снизить тревогу клиента
Если клиент сильно нервничает (торопится, «забалтывает», рационализирует, перескакивает с темы на тему), то голосом его можно немного замедлить, обратить к чувствам, например, сказав тихо и вкрадчиво: «Попробуйте погрузиться в себя и почувствовать, что сейчас с вами происходит, что на душе?».
 
Терапевту в процессе расстановки необходимо постоянно отслеживать состояние клиента и быть с ним в контакте, чтобы в нужный момент дать ему поддержку, сказав участливо и тепло короткое: «Угу...» или «Да, это так…».
 
  • Голос является инструментом в самом процессе расстановки
Метод расстановок считается трансовым, поэтому голос расстановщика здесь играет немаловажную роль. Часто можно услышать такое выражение, как «гипнотический голос». Именно подобная составляющая голоса расстановщика позволяет создать определенную трансовую атмосферу для клиента, заместителей и, как не странно, для самого себя.
 
В этом процессе важно все и если каждый из участников находятся в «нужном» состоянии, то расстановщик может чувствовать поле расстановки, клиента и, в то же самое время, руководить процессом. В этом случае вероятнее, что для клиента будет найдено нужное решение.
 
Голосом, определенной интонацией мы можем «погладить» человека (клиента, заместителей), а можем, и «навести порядок» прикрикнув на заместителей, которые к концу расстановки могут устать и начать отвлекаться. Ответственность терапевта велика, и здесь необходимо уметь правильно распределить внимание между клиентом и полем расстановки, при этом не забывать учитывать свое состояние.
 
  • Голос в расстановочной работе позволяет сделать акценты
Зачастую в терапии большое значение имеют детали, которые клиент не замечает, но каждый расстановщик обязательно обращает на них внимание. Это может быть изменение положения заместителей в поле расстановки,  чуть уловимый вздох или выдох заместителей, направленность взгляда и поза.  Исходя из этих  особенностей, расстановщик проводит интервенции, предлагает фразы-решения.
 
С помощью голоса терапевт может расставить акценты непосредственно в самом процессе расстановки и после нее. Обычные слова, которые мы часто говорим в расстановочной работе: «Запомни последнюю картинку, возьми ее себе в сердце!» могут прозвучать как сухая рекомендация и клиент останется в недоумении. И та же самая фраза с помощью нужной интонации, громкости голоса терапевта будет донесена до самого сердца и у клиента не возникнет вопроса: «А как это сделать или что терапевт имеет в виду?».
  
  • Голос расстановщика, как источник нового опыта и уверенности клиента
Расстановщик в своей работе сталкивается с непростыми темами  - это темы смерти, неизлечимых болезней, принятия, прощения, темы жертва-насильник, потеря детей и многие другие. О них непросто говорить и о них непросто молчать. Конечно, расстановщик тоже человек и все эти сложные темы, так или иначе, трогают его.
 
Иногда бывает, что тема, поднимающаяся в расстановке, перекликается с какой-то важной непережитой историей терапевта. В таком случае, возможно, расстановщик поглощен своими чувствами, при этом говорит дрожащим или чересчур «стальным» голосом, пытаясь справиться с накатившей волной переживаний. Если такое происходит и специалист "выпадает" в свои процессы, то работа становится невозможной. Важно отследить это и  вовремя принять меры. Это может быть личная терапия или супервизия.
 
Напротив, если специалист знает о своей "больной" теме, но способен с ней обходиться, быть в контакте со своим состоянием.  Клиент чувствует и видит, как расстановщик растроган, возможно, у терапевта появляется слеза, но голос его тверд, уверен и спокоен. Это свидетельствует о том, что терапевт живой и тогда клиент получает опыт как можно справляться с тем, что, казалось, невозможно пережить.
 
Клиент сможет довериться терапевту, если он умеет говорить о тяжелых событиях твердо и спокойно, руководствуясь законами, которые лежат в основе системной терапии.
 
  • Голос расстановщика в метафорах, историях
Расстановщик часто в своей работе использует метафоры, рассказывает истории и даже анекдоты. Все это может выступать в качестве "якорей", чтобы закрепить нужное состояние клиента и помочь в достижении цели. Конечно, каждая история рассказывается определенным тоном, с нужной интонацией, ударением. Если это притча, то скорее голос будет чуть приглушенный, мягкий, спокойный и "тягучий". Если это история из жизни, то она будет рассказана исходя из тех событий и эмоций, которые фигурируют в самой истории. 
 
Важно понимать, как та или иная метафора встраивается в общую картину расстановочной работы, и что мы хотим вложить в это сообщение. В целом, эффект достигается интонацией, паузами, ударением на нужной фразе.
 
Конечно, у каждого расстановщика вырабатывается собственный стиль ведения расстановки, появляются свои находки в виде фраз, метафор, тонкостей в технике работы, способах подачи и донесения информации до клиента.
Голос – это один из наиболее важных инструментов расстановщика. Это звуковое сопровождение всей работы, те невидимые нити, которые соединяют слова расстановщика с душой клиента и наполняют сообщения смыслом.
 
 

 
 
Лицензия 77Л01 №0007170, рег.№036364, от 23 июля 2015г.    Телефон: +7 (495) 772-0021    Е-mail: