Версия для слабовидящих (Страница 'Ракитина Е. - Применение метода функционального биоуправления при подготовке беременных женщин к родам')

Вернуться на главную страницу
______________
  


Несколько лет назад в России появилось еще одно направление подготовки беременных женщин к родам – психофизиологический тренинг, основанный на применении метода функционального биоуправления.
Что представляет собой  метод функционального биоуправления, на чем он основан?
Биоуправление – направленное изменение физиологических параметров организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении. Метод функционального биоуправления, используемый для обучения необходимым навыкам, основан на использовании феномена биологической обратной связи.  Биологическая обратная связь – это принцип лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями организма. Суть принципа биологической обратной связи отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от возврата информации о работе этой системы. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения. Например, все мы прекрасно помним пример из биологии с амебой, которая реагирует на  прикосновение к ней сжатием, или нам всем знакома ситуация, когда при прикосновении к горячему чайнику мы невольно отдергиваем руку. 
У любого человека можно зарегистрировать различные физиологические параметры, например: величину пульса, силу мышечного напряжения, частоту дыхания, электроэнцефалограмму, периферическую температуру и.т.д. Затем с помощью специальной компьютерной программы идет преобразование сигнала в вид, доступный для понимания и анализа конкретным человеком; это может быть столбик, изменение картинки, изменение музыкального тона или просто приятная музыка и.т.д.  Это все изображается на экране компьютера. У человека появляется возможность идентифицировать свое внутреннее состояние с объективным сигналом. Например, женщину просят расслабиться, если у нее это получается, она слышит приятную музыку, как только она теряет это состояние, музыка звучит тише и ей необходимо снова найти состояния спокойствия для того, что бы музыка зазвучала громче. То есть человек может не только сравнивать свои субъективные ощущения с объективными данными в каждый конкретный момент времени, но и изменять определенный физиологический параметр, а, следовательно, и свое состояние в целом, так как, изменяя какой-либо один параметр, мы неизбежно  влияем на общее состояние нашего организма.
Как давно метод функционального биоуправления появился у нас в России и наше ли это «детище»?
Фундаментом для развития метода биоуправления, как научного направления, послужили исследования в области физиологии конца XIX – начала XX века. Идея возможности произвольного управления физиологическими процессами с помощью информации об этих процессах, предоставляемых пациенту, появилась в начале столетия, но успешная реализация экспериментов, стала возможна лишь в 60-х годах в связи с развитием технологических возможностей, позволявших осуществить идею в реальном масштабе времени. Именно создание технологической базы, позволило американским исследователям положить начало практическому применению систем обучения саморегуляции (специалисты NASA (США) работали в системе биоуправления для предупреждения стрессовых состояний у астронавтов). И, тем не менее, метод функционального биоуправления базируется на результатах исследований, прежде всего И.П. Павлова и его последователей и теории функциональных систем П.К. Анохина.
В каких областях медицины нашел применение метод функционального биоуправления?
В мировой практике метод функционального или его ещё называют адаптивного биоуправления, с успехом  применяется в неврологии:
  • Лечение постинсультных нарушений и двигательных расстройств;
  • Лечение фантомных болей;
  • Церебральные арахноидиты;
  • Неврозы;
  • Церебральные формы вегето-сосудистой дистонии;
  • Головные боли напряжения.
в психиатрии:
  • Эпилепсия;
  • Депрессия и дистимические расстройства;
  • Синдром нарушения внимания (с гиперактивностью);
  • Аддиктивные состояния.
в терапии:
  • Язвенная болезнь;
  • Бронхиальная астма и гипервентиляционный синдром;
  • Нарушения артериального давления.
в ортопедии:
  • Коррекция нарушений осанки и сколиоза;
  • Коррекция плоскостопия;
  • Коррекция аномалий прикуса;
  • Восстановление двигательных функций.
в спорте.
 
И, наконец, применение ФБУ в акушерстве и гинекологии.
Применение ФБУ в гинекологии:
  1. Коррекция психосоматического состояния пациенток гинекологической практики: Стабилизация функционального состояния (кровоснабжения органов малого таза, уменьшение общего и мышечного напряжения, стабилизация артериального давления, улучшение выделительной функции почек);
  2. Коррекция нарушений психоэмоционального  состояния;
  3. Коррекция нарушений сна, уменьшение тревожности и страхов, повышение стрессоустойчивости;
  4. Психофизиологическое сопровождение лечения бесплодия, в том числе методом  ЭКО и ПЭ (дети из пробирки);
  5. Сопровождение лечения климактерического синдрома;
  6. Коррекция нарушений психоэмоционального  состояния женщин после аборта; подготовка к гинекологическим операциям и реабилитация после них.
Применение ФБУ в акушерстве:
  1. Комплексная психофизиологическая подготовка к родам: Формирование эмоционального настроя на роды, повышение стрессоустойчивости; Обучение дыханию и поведению во время родов; Обучение навыкам психоэмоциональной релаксации и мышечного расслабления во время родов.
  2. Коррекция психоэмоциональных нарушений у беременных: диагностика и коррекция тревожного, депрессивного состояний, нарушений сна.
  3. Коррекция психосоматического состояния беременных: сопровождение лечения гестозов, состояний угрожающих выкидышей и преждевременных родов.
Все вышеперечисленные области применения метода функционального биоуправления в акушерстве и гинекологии объединяет в себе программа «Амалтея».
«АМАЛТЕЯ» это авторская программа дородовой подготовки, имеющая  очень высокую эффективность благодаря абсолютно индивидуальному подходу и использованию современных компьютерных технологий.
Автор программы и методики, ее непосредственной «мамой» является Ледина Вероника Юрьевна, физиолог, медицинский психолог. Директор по науке научно-производственной фирмы «Амалтея» г.Санкт-Петербург.
Родина программы – г. Санкт-Петербург.
Окончательно программа была создана в 1999 году.
Официально зарегистрирован первый патент в 1998г., остальные  два в 2000г.
В Минздраве программа получила утверждение тоже в 2000г.
С самого начала работы велась апробация методики на базе 18 роддома г.Санкт-Петербурга, затем, в лаборатории клинической эмбриологии НЦ АГиП РАМН в г.Москве, сейчас – почти полсотни клиник применяют эту программу.                                                                                                                                           
На что направлена программа «АМАЛТЕЯ»?
Основополагающей задачей является обучение женщины не просто «правильным» навыкам, а индивидуально соответствующим функциональному состоянию каждой беременной и усвоение и закрепление их на уровне бессознательной «памяти тела».
Об обучении каким именно навыкам идет речь?
  • навыкам дыхания, расслабления, обезболивания  для  периода схваток;
  • навыкам дыхания и мышечного напряжения в периоде потуг (профилактика родового травматизма);
  • навыкам саморегуляции психоэмоционального состояния женщин во время  беременности, формирования оптимального настроя на благополучное течение беременности и естественный ход родов.
Одна из основных задач, которые решает данная методика – это обучение женщин диафрагмально-релаксационному дыханию.
 
Диафрагмально-релаксационное дыхание, что это?
Это дыхание «животом» с длинным, медленным выдохом через рот.  Брюшной тип дыхания улучшает кровоснабжение органов малого таза, а также обеспечивает «кислородный комфорт» для мышцы матки и плода при снижении числа дыханий и частоты сердечных сокращений, то есть это экономичный тип дыхания, который позволяет снизить избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, что особенно важно во время беременности и в период родов. Такое дыхание поддерживает активное состояние дыхательных мышц диафрагмы и брюшной стенки, благоприятно воздействует на работу почек, что имеет неоспоримые преимущества в качестве психофизиологического сопровождения лечения различных нарушений у пациенток в акушерско-гинекологической практике. При обучении дыханию регистрируется кардиограмма женщины, и снимаются показатели дыхания, эти параметры позволяют наглядно показать пациентке ее индивидуальный характер дыхания, найти ощущения, способствующие «абсолютному запоминанию» алгоритмов дыхания на уровне «памяти тела».
Этим дыханием женщина будет пользоваться во время беременности в моменты, когда ей нужно перестать волноваться; заснуть, расслабиться или снять мышечные боли. Во время родов: на слабых схватках, между сильными схватками для того чтобы максимально расслабиться, а также в послеродовой период для того чтобы ускорить период восстановления, увеличить лактацию.
Компьютерная система и датчики: не вредно ли все это будущей маме?
Еще раз хочется отметить, что речь идет о «пассивных» датчиках, то есть о диагностических, тех, которые могут передавать сигнал только в одну сторону - от тела, где они закреплены к прибору, а от него к компьютеру. Внешне такие датчики представляют собой кусочек липучки с прикрепленной на нем металлической кнопкой, на которую и «защелкивается» проводок.
Что же касается компьютера, то по времени это всего лишь 30-40 мин. 2 раза в неделю.
Чему именно беременная женщина может научиться с помощью данного метода?
  • Нормализовать свой сон;
  • Эффективно снимать мышечные спазмы и головные боли;
  • Избавиться от запоров.
  • Эффективно бороться с болью на схватках. В отличие от роженицы, не прошедшей подготовку по этому методу, наша будущая мама самостоятельно снижает интенсивность и продолжительность болевых ощущений. Это дает возможность сохранить силы для еще более важного этапа родов – периода потуг или «изгнания плода».
  • Правильно тужиться. Уметь направить силу потуги вниз, подталкивая малыша к выходу; в кульминационный момент рождения, не причиняя вреда новорождённому.
Если рассмотреть субъективную оценку своих родов, женщинами, прошедшими дородовую подготовку «Амалтея», можно отметить, что:
  • они испытывают чувство спокойной сосредоточенности в родах;
  • поддерживают контакт с ребенком в течение всего родового процесса;
  • эффективно применяют навыки дыхания, обезболивания на схватках и расслабления в промежутках между схватками;
  • к периоду изгнания подходят с запасом физических сил;
  • ощущают уверенность в правильности своего поведения и использования навыков во время родов.
Каковы реальные результаты?  
  1. существенно уменьшается длительность родового акта;
  2. снижается риск развития слабости  и дискоординации родовой деятельности;
  3. сокращается частота гипоксий плода в родах;
  4. улучшается состояние новорожденных, что подтверждается  более высокими оценками по шкале Апгар;
  5. уменьшается количество случаев артериальной гипертензии у роженицы почти в 4 раза;
  6. снижается количество травм мягких родовых путей женщины в 2,4 раза;
  7. Послеродовые осложнения наблюдаются в 3 раза реже.
  8. Метод благотворно влияет на здоровье новорожденных. В 90-95% случаев акушеры оценивают здоровье новорожденных малышей в 8-9 баллов по шкале Апгар.
  9. Есть и отдаленные благоприятные последствия. Достоверное известно, что все мамы, прошедшие подготовку «Амалтея», вскармливают грудью своих малышей как минимум, до трехмесячного возраста, а очень многие – до шести месяцев.
Самым главным своим достижением мы считаем тот факт, что 98 % ПОДГОТОВЛЕННЫХ НАМИ ЖЕНЩИН ИСПЫТЫВАЛИ ВО ВРЕМЯ РОДОВ УВЕРЕННОСТЬ В СВОЕМ ПРАВИЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ И ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ!
Многие молодые мамы, которые занимались на различных курсах подготовки к родам говорят: «Пока ходила беременная, все помнила, как рожать, как дышать, что делать…  А как роды начались, так все из головы и вылетело!». Можете ли Вы обещать, что ваша «ученица» вспомнит в родах то, чему вы ее учили?
Главная задача, решаемая нами – обучение женщины  навыкам саморегуляции,  усвоенным и закрепленным на уровне бессознательной «памяти тела». Именно при таком условии возможно практически автоматическое воспроизведение полученных умений в стрессовой ситуации родов. Практически это достигается  путем правильного (под контролем показателей её состояния) последовательного многократного (около 8 раз) повторения будущей мамой ранее необходимых упражнений. Как показывают научные исследования, такого количества повторений достаточно, чтобы перевести выученный «головой» урок из знания – в умение, то есть  в «память тела».
Как стоится программа занятий, сколько их должно быть?
Курс психофизиологической дородовой подготовки «Амалтея» может включать в себя от 8 до 12 занятий.
Занятия проходят с частотой 2-3 раза в неделю. Каждое занятие занимает от 30 до 45 мин.
Приблизительная программа занятий следующая:
  1. Диагностика (1 сеанс, длительностью 1час). На этом занятии проводится полная психофункциональная диагностика, которая даёт возможность составить представление о физиологическом состоянии  беременной женщины, оценить ресурсы и психологическую готовность к родам, что позволит подобрать режим подготовки к родам с учётом всех индивидуальных особенностей и потребностей конкретной женщины.В результате комплексной психофизиологической диагностики составляется индивидуальный план подготовки к родам,  для того чтобы результат был максимально эффективным.
  2. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания (от 2 до 5 занятий).
  3. Подготовка к первому периоду родов (схватки). Обычно обучение правильному поведению и дыханию в этот период родового процесса занимает 2-3 сеанса. Использование  в схватках навыков, которые женщина приобретает на этих сеансах, позволяет  создать хорошие  условия для правильного процесса раскрытия  матки  и  является  профилактикой  дискоординации  сократительной  деятельности  матки и слабости родовой деятельности. Дыхание в периоды отдыха способствует сохранению сил роженицы для  периода изгнания, улучшает маточно-плацентарный кровоток, что в свою очередь служит профилактикой гипоксии плода в родах.
  4. Подготовка ко второму периоду родов (потуги) – также занимает 2-3 сеанса. На этих занятиях идет обучение приёмам дыхания  в  режиме периода изгнания. Использование этих навыков во время родов  дает  возможность  ребенку  благополучно  проходить  родовые  пути  и  является  профилактикой  детского и материнского  родового  травматизма.
  5. Заключительное диагностическое занятие (1 сеанс, продолжительность 1 час) – это своеобразный контроль за качеством выработанных навыков, повторная диагностика, оценка динамики состояния женщины.
Все сеансы подготовки происходят при контроле  физиологических параметров женщины по кардиограмме, миограмме и энцефалограмме.
Кроме того, по результатам психологической и функциональной диагностики на всех этапах подготовки возможно проведение дополнительных сеансов по обучению мышечному и психоэмоциональному расслаблению.
  
Как врачи воспринимают данное новшество?
За последние три-четыре года методика «Амалтея» была введена во многих роддомах и медицинских центрах России. Регионы с большим энтузиазмом поддержали и опробовали новый эффективный метод работы. Далее – несколько отзывов…
«В МПЦ г.Оренбурга в стационарных условиях на базе роддома организован кабинет ФБУ, оснащенный компьютерной системой  «Амалтея».
За апрель месяц проведена работа с 30 беременными.
При работе с беременными с психоэмоциональными нарушениями без приема медикаментов у 60% пациенток отмечены улучшения сна, полноценный ночной отдых уже после 5 сеансов. У всех пациенток отмечается улучшение эмоционального состояния, снижение страхов, напряжения, негативного настроя.
В работе с пациентами с психосоматическими нарушениями  отмечено улучшение клинических показателей, свидетельствующая о высокой эффективности метода..
При работе с пациентами с нарушением кровотока в фетоплацентарной системе 2-й степени и с монотонным ритмом по кардиотахограмме в ходе сеансов в динамике отмечено улучшение состояния плода.
На основании полученных клинических  данных можно сделать вывод, что использование данного метода дает хорошие результаты при лечении ложных схваток, гестозов, при нарушениях кровообращения в системе мать-плацента-плод.
13.05.2002г.»
Из отчета о применении методики «Амалтея» в условиях перинатального центра г. Оренбурга.
Гл. врач Е.Г. Шапиро, врач акушер-гинеколог О.А.Васюкова.
На сегодняшний день, в этом центре успешную подготовку прошло около 700 женщин.
«В нашем роддоме с 2000 года работает 2 кабинета ФБУ: в центре планирования семьи и на отделении патологии беременности роддома. Метод применяется по следующим направлениям:
- подготовка беременных к родам, коррекция психоэмоциональных состояний  беременных;
-  бесплодие с эндокринным генезом – Эффективность лечения составила 30-36%.  Все женщины с эндометриозом и бесплодием проходят сеансы психоэмоциональной коррекции и лечение у них проводится только после прохождения курса методом ФБУ;
-  психоэмоциональная коррекция у беременных с невынашиванием – Эффективность составила 93%;
-  профилактика постабортального синдрома – У прошедших ФБУ (164 человека), ни в одном случае не наблюдалось постабортального синдрома. Этот метод позволил снизить процент осложнений в 2 раза.
Октябрь 2001г.»
Из отзыва о применении  методики «Амалтея» в МУЗ Роддом г.Норильска,
гл.врач Ласточкина Т.В.

 
Телефон: +7 (495) 772 0021
www.familyland.ru