Версия для слабовидящих (Страница 'Боровая А., Фокина А. - СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ')Вернуться на главную страницу |
|
______________ | |
Сенсорная интеграция «Сенсорная интеграция» - один из подходов к помощи детям с особенностями развития. При помощи этого подхода можно устранить сенсомоторные и поведенческие трудности. Главная идея подхода заключается в том, что мозг по определенным причинам неправильно регулирует обработку сенсорной информации, поступающей от всех органов чувств. Нарушения обработки сенсорной информации включают гипочувствительность (кажется, что все время ребенка нужно «тормошить, взбадривать, трясти») и гиперчувствительность к различным стимулам (тактильным, например, не может прикасаться к предметам, включая невозможность носить одежду; зрительным; вкусовым; аудиальным), а также искажения сенсорного восприятия. Эти нарушения часто встречаются также у детей с аутизмом и СДВГ. Ученые из Калифорнийского университета Сан-Франциско с помощью диффузной спектральной томографии определили у группы детей с нарушениями сенсорной интеграции аномалии в структуре белого вещества (играет ключевую роль в восприятии, мышлении, обучении) головного мозга в его задних отделах (которые связаны со слуховым, тактильным, зрительным восприятием и положением тела в пространстве), а также в межполушарных связях этих отделов. Аномальная микроструктура вероятнее всего влияет на время поступления информации, что приводит к трудностям обработки информации сенсорных стимулов и интеграции сигналов, поступающих от разных органов чувств. Нарушения сенсорной интеграции встречаются по данным различных исследований у 5-16% детей школьного возраста. Ребёнок с сенсорной дезинтеграцией может агрессивно реагировать на несущественные для большинства людей звуковые, тактильные, зрительные и другие раздражители. Например, есть дети, не переносящие громких звуков, их уши слишком чувствительны - крик одноклассника может причинять им настоящую боль, а ответом может стать агрессия в адрес кричащего ребёнка. Бывают дети, у которых сенсорная дезинтеграция проявляется в том, что они не точно ощущают своё тело в пространстве из-за того, что их мозг неправильно обрабатывает информацию от вестибулярного аппарата и мышц. Таких детей просто вывести из равновесия (во всех смыслах этого слова), для них мир может казаться небезопасным, потому что они неуверенно стоят на ногах. Выраженность проявлений у детей с нарушениями обработки сенсорной информации очень различна: от легких признаков, которые заметы только родным (например, избирателен в пище или «вылезает из шкурки», когда приходят гости), до тяжелых дезадаптирующих ребенка (а иногда и всю семью) форм поведения (например, предпочитает в людных местах закрывать уши, не реагируя на обращение, или натягивать на глаза водолазку, не видя, куда двигается). Большинство родителей мечтают, чтобы ребенок (особенно ребенок школьного возраста) был уравновешенным, сосредоточенным на выполнении задания, выносливым к нагрузкам. Однако часто бывает иначе. Ваши наблюдения за ребенком помогут Вам: а) найти стратегии совладания с малоадаптивными реакциями ребенка; б) использовать потенциал развития ребенка; в) подробно описать сенсорные потребности ребенка тем взрослым, с которыми ребенок остается вместо Вас в течение дня – бабушке, няне, учителю; г) правильно и полно описать поведение ребенка специалисту, если Вы самостоятельно не можете справиться.
1/ Постарайтесь, наблюдая, постоянно отвечать на вопрос: «Что нужно ребенку именно сейчас - активизировать его или успокоить?» 2/ Ребенок сам даст Вам подсказки, что ему необходимо. Вы заметите, что ребенок все трогает или, наоборот, не использует руки, прыгает или спрыгивает, врезается в предметы или без остановки вращается, закрывает уши или глаза, «залипает», рассматривая игру тени и света (например, забор), или прячется под тяжелые предметы. По характеру того, что ребенок делает, понятно, что ему предлагать в качестве сенсорных активностей. 3/ Ответив на вопрос 1/, ребенку можно: а) при потребности в торможении/ покое предложить спрятаться в игрушечную палатку, дать поиграть в сыпучие материалы (крупа), приглушить свет; б) при потребности в активизации/ возбуждении – попрыгать на большом мяче или батуте, принести что-то тяжелое или поприседать с ним, держась за руки, и многое другое. 4/ Не забудьте оценить, есть ли именно сегодня у ребенка ресурс справиться с информационной нагрузкой (аудиальной, тактильной, визуальной). Быть может сегодня ребенок более чувствителен, т.к. он не выспался, заболевает или голодный? 5/ Не настаивайте на сенсорной нагрузке. Предположим, Вы уже знаете, что обычно полежать в «гнезде» (т.е. в кровати или гамаке) под тяжелым одеялом помогает ребенку начать делать уроки, но в этот день эта стратегия не работает. Присмотритесь, возможно сегодня ребенку нужна тишина, и Ваши настойчивые и громкие уговоры залезть в «гнездо» его только дестабилизируют. 6/ Помните, что сенсорные потребности ребенка могут меняться даже в течение одного дня. Это означает, если Вы обнаруживаете, что однажды подобранная сенсорная активность сейчас не работает, не отчаивайтесь и попробуйте что-то другое. Каждой семье нужно иметь запас предложений/ полезных активностей на разные случаи: для потребности в мышечно-суставных ощущениях (гимнастические упражнения на растяжку, прыжки на мяче, ползанье с полосой препятствий, глубокий, проминающий массаж), в тактильных ощущениях (предметы с утяжелителями, «обнимашки», залезание в узкие щели, поглаживания, теплая ванна перед сном), при реакции на аудиальные раздражители (наушники в метро), на визуальные сигналы (темные очки, кепка с козырьком, капюшон, выход на улицу после захода солнца), для вестибулярно-проприоцептивной активности – прыжки на батуте. 7/ Постоянно ищите новые формы и стратегии перевода малоадаптивного поведения ребенка на более адаптивный уровень. Регулярность подбора правильных заданий ребенку получится легче, если Ваши предложения ему будут вписываться в повседневную жизнь. При мышечно-суставном дефиците он может, например, толкать тяжелую тележку в супермаркете, разгружать стиральную машину, носить дрова на даче, помогать передвигать мебель при переезде, а при необходимости внимания к тактильным сигналам – мыть и перебирать крупу перед приготовлением каши. 8/ Важно следить за организацией времени сенсорных активностей (10 прыжков, 5 минут ползанья), иначе упражнения, которые традиционно успокаивают (например, занятия с сыпучими материалами) могут растормаживать, и ребенок начинает песок/крупу разбрасывать. 9/ Если ребенку сложно организовать себя, то ему нужна «обедненная» внешняя среда с малым количеством раздражителей. Взрослый, заметив потребность ребенка, в этом случае должен сам предложить активность (например, предложить ящик с крупой (пшеном или рисом), в которую спрятан «клад»). Если ребенок может определить свои потребности, то взрослому нужно только организовать среду, из которой ребенок извлечет то, что ему необходимо именно сейчас. Более подробную информацию о подходе можно прочитать в книгах Джейн Айрес «Ребёнок и сенсорная интеграция», Уллы Киплинг «Сенсорная интеграция в диалоге». |