Версия для слабовидящих (Страница 'Левицкий А.Д. - СЕМЬЯ ПОД ЗВЕЗДАМИ')

Вернуться на главную страницу
______________
  


Две вещи тем сильнее поражают наше воображение,
чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них.
Эти две вещи - звездное небо над нашими головами
и нравственный закон внутри нас.
И. Кант

Астрология всегда занималась прежде всего делами человеческими, судьбами людей и за многие века накопила глубокие и важные наблюдения. Но в эпоху просвещения и рационализма интерес к астрологии, да и вообще к «человеческому» фактору уменьшился. Успех точных наук перенес акцент на другие, «объективные вещи», причем перенес настолько убедительно, что слово «объективный» стало почти синонимом слова "истинный". И лишь в ХХ веке астрология снова попадает в центр внимания человечества. А с тех пор, как Карл Густав Юнг заметил, что структура психики человека - архетипическая структура - аналогична структуре планетных типов в астрологии - с тех пор началась новая жизнь этой древней науки.

Рассматривая человека и его жизненные перипетии как аналог космоса и его сложной жизни - именно отсюда произошло понятие «микрокосм» в применении к человеку, столь популярное в гуманистической средневековой мысли - астрология дает в руки владеющего ею человека гибкий и универсальный язык. Основная идея и метод астрологии состоит в том, что структура космоса в момент первого вдоха импринтируется (впечатывается) в психику ребенка. Эта структура - расположение планет относительно горизонта и друг друга - разворачивается в последовательности переживаний и событий по некоторым законам - примерно так, как аккорд разворачивается в мелодию по законам музыкальной гармонии(1).

Системный подход учит нас рассматривать человека не самого по себе, а видеть его как часть, как подсистему охватывающего целого.

Конечно, семья - это целое, и государство - тоже. Но ведь звездное небо над нашими головами - безусловно, целое, охватывающее и каждого из нас, и нашу семью, то целое, в контексте которого мы рождаемся, живем и умираем, и, таким образом включены в него «целиком». И в этом смысле, астрология практикует системный подход.

Я много лет занимался этой наукой и, когда в институте(2) как-то делали расстановку для человека, карта которого была мне известна, я был потрясен, заметив, что расставляя свою семью, он, сам того не подозревая, построил свою натальную карту, где отец был Солнце, мать - Луна и т. д. Метод расстановки помог мне увидеть буквально глазами, а не только умозрительно, что семья ребенка - это и есть его космос, со всеми планетами и звездами. С этого момента и навсегда я - убежденный сторонник системного подхода!
Но семья, являясь космосом для человека, члена этой семьи, сама по себе - тоже микрокосмос. Ведь семью как целое можно рассматривать как аналог космоса и его сложной жизни - она, как и все в мире, когда-то начинается, на этот момент времени, считая его моментом рождения, можно построить карту, и дальше по всем правилам науки смотреть, как жизнь семьи разворачивается во времени.

При этом уместен не только вопрос, как с точки зрения астрологии взаимодействуют члены семьи, но и - как каждый член семьи взаимодействует с семьей в целом, и как семья в целом взаимодействует с миром. На языке системного подхода - учитывать не только горизонтальные связи между подсистемами, но и вертикальные.

Действительно, астрология может внятно описать, как чаще всего будет происходить взаимодействие подсистем внутри семьи, подсистем с семьей и семьи с другими системами - и с семьями и не только.
Итак, астрология считает корректным постановку следующих вопросов:

    * Каков тип, характер семьи?
    * Где ее ресурсные и проблемные области?
    * Как склонны взаимодействовать между собой члены семьи?
    * Как семья взаимодействует с семьями происхождения супругов?
    * Каковы ее творческие ресурсы и возможные сферы их приложения?
    * Как члены семьи склонны взаимодействовать с семьей в целом?
    * Как семья взаимодействует с внешним миром?
    * Как живет семья в кризисных, форс-мажорных обстоятельствах?
    * Зачем возникла семья, в чем ее смыслы, задачи?

Берт Хелингер говорит, что совесть - системный орган равновесия, внутренний орган, отвечающий за соответствие человека требованиям системы. Человек, конечно, может считать себя частью различных систем - это определит и содержание высказываний его совести и степень их общезначимости. Но в любом случае человек - часть космоса, он включен в космос и, несколько перефразируя высказывание Канта, приведенное в эпиграфе, ни звездное небо ни его внутренний представитель, нравственный закон, никогда не станут для человека пустым звуком.
____________________

1. Гармония (от др.-греч. армония - скрепление, связь, слаженность). Соотношение частей целого с целым и между собой. В древней Греции гармониями назывались скрепы, сплачивающие доски в обшивке корабля. Пифагорейская школа этим же термином обозначала музыкальные интервалы и числовые пропорции.

2. Институт интегративной семейной терапии.


 
Телефон: +7 (495) 772 0021
www.familyland.ru