|
|
ИИСТ / Библиотека / Научные публикации / Ермакова М.В. - Специфика проведения танцевальных занятий при работе с детьми, имеющими особенности в развитии.
Ермакова М.В. - Специфика проведения танцевальных занятий при работе с детьми, имеющими особенности в развитии.
Ермакова М.В. Специфика проведения танцевальных занятий при работе с детьми, имеющими особенности в развитии. Актуальные вопросы науки: Материалы VII Международной научно-практической конференции (25.10.2012). -М.: Издательство «Спутник+», 2012.
Специфика проведения танцевальных занятий при работе с детьми, имеющими особенности в развитии.
Занятия танцами открывают много возможностей для работы с различными категориями детей. Существуют отдельные программы для детей с гиперактивностью, задержкой речевого и психического развития, страдающих различными неврологическими заболеваниями, аутизмом [2, стр.49].
Для разных детей, и для разных целей можно использовать разные танцевальные стили. Например, для застенчивых, неуверенных в себе детей подходят сильные, резкие джазовые движения. Для агрессивных детей - мягкие и тихие движения. Во время занятий можно переходить от одного танцевального стиля к другому, проигрывая разные образы и характеры. Важно обращать внимание на актуальное состояние ребят в начале занятий, и исходя из этого выбирать музыкальное сопровождение и характер движений.
На танцевальных занятиях важно большое внимание уделать музыке. Она помогает открыть детям те чувства, о которых они и не подозревают, и затем переработать их. Например, когда вскипают сильные ипульсы злобы, музыка может удержать их в границах умеренности. Дети могут перевести свою агрессию в сильные хлопки руками и топанье ногами, а не переносить ее на товарищей и педагога.
При работе с группой, важно использовать те танцевальные движения и музыку, которые подходят всем без исключения. Задачей педагога должно стать создание групповой синхронности. Это могут быть, например, русско-народные хороводы.
Многие дети с большим трудом понимают, что занятие закончено и пора уходить. Педагог может ввести в работу определенный ритуал, начиная и заканчивая занятие одинаковой музыкой.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать их индивидуальные особенности и потребности. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях [1, стр.25].
Для детей с аутизмом характерны трудности в социальной коммуникации, нестандартное поведение, неадекватные реакции на сенсорные сигналы и отклонение в игровом поведении. Они страдают от непонимания и в то же время боятся изменений. У таких детей измененные картины собственного тела, они часто не могут разделять «Я» и «Ты» [4, стр15].
На занятиях с аутичными детьми огромное значение имеет музыка. Необходимо иметь большой музыкальный репертуар, так как часто детей с аутизмом музыка может пугать, и необходимо найти ту музыку, которая понравится им. Музыка помогает установить первоначальный контакт с детьми. Но часто этого бывает недостаточно, чтобы побудить у детей желание танцевать.
При работе с аутичными детьми бывает сложно наладить контакт, и тогда педагог может провоцировать детей, танцуя соло, это пробуждает интерес и может являться моделью для них[2, стр.51].
Часто в работе помогает прикосновение. Непосредственную физическую коммуникацию можно использовать, двигаясь вместе под музыку, при этом терапевт держит ребенка за руку. Он надавливает на кисть ребенка всеми пальцами или только большим пальцем или запястьем. Таким образом он может «разговаривать» с ребенком, побуждать его к действию, останавливать, дать почувствовать, что он в безопасности, или же заставить подчиниться. Движения рук терапевта усиливают воздействие музыки, его руки могут быть настойчивыми, заботливыми, сопротивляющимися, пассивными или же направляющими. Они должны помочь ребенку следить за музыкой или побудить к действию без помощи слов. Такие приемы можно использовать, чтобы двигаться под музыку. Музыка должна быть мягкой и мелодичной. При появлении аутистических стереотипных движений следует переломить ситуацию, выбрав темп чуть более быстрый, чем темп раскачивания, с тем чтобы вынудить ребенка осознать это движение и музыку, восприятие которой в конечном счете должно управлять движением. Постепенно ребенок оказывается вовлечен в совместную с педагогом деятельность. Теперь у него рождается ассоциация «педагог – удовольствие и свобода», и он начинает доверять взрослому, несмотря на то, что может продолжать упрямиться, пытаться манипулировать, злиться или бунтовать. Важно принять это и никогда не прибегать к наказаниям.
Важно учитывать, что некоторые дети с аутизмом воспринимают прикосновения как угрозу. Педагог должен учитывать и осторожно подходить к тем, кто исптывает страх перед физическим контактом [2, стр.53].
Для аутичных детей очень важна тренировка телесного понимания. Они нуждаются в помощи, чтобы понять свое тело, научиться чувствовать разные его части и телесные границы, они не ощущают контакт с землей и действительностью. С осознанием тела ребенок достигает понимания того, как оно функционирует. Поэтому необходимо включать в занятия разнообразный двигательный репертуар: разные виды ходьбы, бега, прыжки, вращения, хлопки, топанье. Важно использовать разную по темпу музыку. Для аутичных детей важны занятия перед зеркалом, чтобы они видели как функционирует их тело.
Если кто-то из детей боится делать то, что предлагает педагог, необходимо вынуждать ребенка пробывать это делать. И здесь определяющей становится осознанность, с которой педагог фрустрирует его. Фрустрация возможна и необходима для того, чтобы дети шли дальше в своем развитии.
Так как аутичные дети имеют различные страхи и зависимы от определенной структуры, чтобы вселить в них уверенность, нужно вводить ритуалы начала и конца занятий – одинаковые каждый раз. В конце занятий важно обращаться к каждому ребенку и говорить «спасибо»[2, стр.58].
Для детей с двигательными нарушениями главной проблемой является сниженная функция понимания возможностей своего тела или его частей. У некоторых детей само движение может вызывать боль, поэтому они очень пассивны в своих мотивациях двигаться. Чтобы разработать подходящую программу для детей с детским церебральным параличом, для начала необходимо выяснить, какие упражнения им нравятся. Так как, если первые занятия будут слишком трудными, то дети еще больше будут ощущать свою неполноценность. Поэтому важно начать с легких упражнений и затем постепенно переходить к более сложным [3, стр.40].
Из-за трудностей в передвижении, такие дети сильнее зависят от других и нуждаются в помощи окружающих. Поэтому родителям, имеющим детей с нарушениями органов движения, необходимо научиться не бояться оставлять их одних и позволять им самим ходить в танцевальную группу.
Целью танцевальных занятий для детей с ДЦП становится сделать телесную практику позитивной и реалистичной, улучшить их самооценку, контактность и коммуникативность, а так же развить личные качества.
При работе с детьми с церебральным параличом, так же как и при работе с аутичными детьми, педагог может сначала отзеркаливать детские движения. Затем можно развить движенческий диалог. Помочь наладить контакт педагога и ребенка могут какие-нибудь игрушки или предметы.
Танцевальные занятия со слепыми и слабовидящими детьми так же имеют свои особенности. Слабовидящие и слепые дети часто боятся разных форм физической активности, потому что обладают затрудненным балансом, им трудно ориентироваться в комнате. Поэтому, прежде чем начинать выполнять с ними упражнения, необходимо помочь детям освоиться в пространстве, в котором будут проходить занятия. Ребята будут двигаться свободно и смогут выразить свои чувства через движения только, если почувствуют себя в безопасности. Основная цель работы со слепыми и слабовидящими – помочь отпустить страх, раскрыть удовольствие и радость движения в танце [2, стр.63].
Дети с нарушениями зрения не могут имитировать движения, поэтому занятия танцами не должны включать в себя быстрые свободные импровизации. Инструкции к танцу должны быть четкие, ясные и доступные для понимания. Вербального объяснения бывает недостаточно, тогда нужно помогать детям руками. Иногда ребенку легче понять какое-то движение или позу, если он своими руками попробует поставить в эту позу педагога.
С помощью занятий танцами слепые и слабовидящие дети развивают возможности своего тела, учатся преодолевать ограничения, вызванные болезнью.
Таким образом, занятия танцами помогают разным категориям детей лучше понять возможности своего тела, полнее осознавать его. Развивая координацию и моторику, дети становятся более ловкими и быстрыми, что повышает их самооценку. Во время танца дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Взаимодействуя в танце с группой, дети учатся общаться, то есть развиваются коммуникативные качества. Упражнения по импровизации помогают развить образное мышление, артистизм, творческие способности, снять напряжение.
Список литературы
1. Архипова Е. Коррекционная работа с детьми. – М.: 1989.
2. Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, мотедика, практика. – СПб.: Речь, 2011.
3. Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2008.
4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – Изд. 2-е. – М.: Теревинф, 2007.
|