Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт     Клиентам    Специалистам и абитуриентам    Студентам    Библиотека    Календарь    Карта сайта     
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Эссе

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Научные публикации / Ермакова М.В. - Танцевальные занятия – пространство для развития эмоционально-волевой сферы детей и подростков.

Ермакова М.В. - Танцевальные занятия – пространство для развития эмоционально-волевой сферы детей и подростков.



Ермакова М.В. Танцевальные занятия – пространство для развития эмоционально-волевой сферы детей и подростков. Проектирование системы дополнительного образования детей с ОВЗ в учреждениях различных типов и видов. Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой – М.: «Федеральный институт развития образования», 2012.
 
Танцевальные занятия – пространство для развития эмоционально-волевой сферы детей и подростков.
 
Работа по обучению детей танцам играет большую роль в осуществлении всестороннего воспитания и развития ребенка.
Двигательная активность - является не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляет собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности. Замечено, что дети, лишенные возможности свободных движений, менее развиты, обычно вялы, не эмоциональны. Таким образом, для укрепления здоровья, нормального физического и психического развития ребенка ему с самого раннего возраста необходима двигательная активность  [1, с.19].
 
Комплекс коррекционных занятий по танцам позволяет разнообразить двигательные возможности ребенка. Приобретая опыт танцевального искусства, ребенок овладевает разнообразными двигательными навыками и умениями.
 Основное направление программы танцевальных занятий: использование танца и движения как процесса, способствующего развитию эмоционально-волевой сферы, индивидуальному самовыражению и физической интеграции.
Опыт использования данной программы показал, что ее привлекательность в доступности реализации содержания, а так же в гибкости самой системы работы, способствующей гармоничному развитию тела и духа.
 
Задачи программы:
1.Формирование осознанного восприятия эмоций.
2.Умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
3.Умение понимать эмоциональное состояние других людей.
4.Развитие произвольной регуляции поведения и своего эмоционального состояния.
5.Развитие координации движений, ориентации в пространстве и двигательной активности.
6.Развитие слухового восприятия и чувства ритма.
7.Воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, сила воли).
8.Развитие творческих способностей детей.
9.Развитие коммуникативных качеств.
 
Данная программа подходит для занятий с разными возрастными группами, включая дошкольников, младших школьников и подростков.
При проведении занятий с разными возрастными группами важно учитывать, что развитие танцевальных возможностей на каждом возрастном этапе происходит различно.
В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения порой не согласованы с музыкой. На четвертом году жизни дети начинают чувствовать смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания. Они еще плохо ориентируются в пространстве, по этому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать не сложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают).
 
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку) и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки [5, с.21].
 
В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой создают определенную двигательную активность, задача психолога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально - танцевальный материал [5, с.22].
 
В подростковом возрасте необходимо предоставлять возможность самовыражения через движения. Подростки уже могут самостоятельно придумывать танцевальные движения и целые танцы, можно вместе придумывать танцы «эмоций». Подростки очень любят импровизировать, можно приносить различные маски, атрибуты разных времен (барабаны, веера, разнообразные платки ит.д.) и придумывать целые танцевальные сюжеты [5, с.24].
 
Программа занятий поделена на три блока.
Содержание первого блока: знакомство с музыкой, ритмами, снятие мышечных зажимов (с помощью общеразвивающих упражнений), изучение танцевальных движений, сплочение группы. Данный блок включает в себя следующие задачи: развитие движений (координации, моторики); развитие произвольной регуляции мышечного тонуса; пластики; слухового восприятия и чувства ритма; внимания, ловкости, быстроты и точности движений, развитие произвольной регуляции поведения.
 
Содержание второго блока: занятия по импровизации и драматическому искусству. Данный блок включает в себя следующие задачи:  развитие воображения, артистизма, выражение своих эмоций и чувств, снятие напряжения, повышение самооценки, развитие коммуникативных качеств.
 
Содержание третьего блока: работа с чувствами (их взаимосвязь с телом, способы выражения) по средством танца. Данный блок включает в себя следующие задачи:  дифференциация разнообразных чувств и эмоций, умение выражать их через тело, проработка своих негативных эмоций. Развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния и адекватного выражения своего эмоционального состояния; формирование осознанного восприятия эмоций.
 
Чтобы заинтересовать участников танцевальным творчеством, на занятиях рассказывается об общей характеристике танца, отмечаются его особенности. Уделяется внимание прослушиванию музыки танца (ее характера, настроения, ритмическим особенностям).
 
На занятиях целесообразно сочетание трех компонентов: когнитивного (передача детям знаний), эмоционального (пробуждение соответствующих чувств) и практического (отработка умений и навыков в практической танцевальной деятельности).
 
Основной процесс обучения рекомендуется строить на игровом методе проведения занятий, так как он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
На занятиях используются следующие методические техники и приемы: обучение правильному шагу и бегу; разучивание конкретных движений; аутентичное движение; кинестетическая эмпатия; целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений; использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения; экспериментирование с движениями; целенаправленный выбор музыки; организация обратной связи, введение игровых персонажей, рассматривание картин, фотографий и видеозаписей.
 
Для  проведения занятий необходимо просторное помещение, важно наличие зеркал. Так же, чтобы вызвать интерес у детей, на занятиях используется различный инвентарь: мячи разного размера, кегли, кубики, гимнастические палки, прыгалки, обручи, флажки, ленты, стулья.
 
Работа должна осуществляться с учетом принципов поэтапности, последовательности и систематичности.
Особое внимание на занятиях уделяется развитию эмоционально-волевой сферы.  Так как познавательные процессы, воля и эмоции находятся в тесном взаимодействии. Эмоции могут оказывать регулирующие воздействие на познавательные процессы, их можно рассматривать как результат и основу познавательной деятельности человека. Многие дети с трудом осознают и называют свои эмоции. Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей [4, с.25]. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, дети учатся адекватно выражать, принимать и регулировать  их. Развивается способность понимать эмоциональное состояние других людей  [6, с.9].
 
Главное направление развития эмоционально-волевой сферы  - появление способности управлять эмоциями, то есть произвольного поведения. Важным на занятиях является развитие у детей творческих способностей, умений проявлять фантазию. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества.
 
В играх-импровизациях можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности [2, стр.8]. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.  При использовании на занятиях игр – импровизаций описывается ситуация, но ничего не показывается, чтобы дети сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность.
 
Следует отметить, что развитие творческих способностей детей на занятиях  может быть эффективным лишь на основе продуманного музыкального материала. Швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроза в комплексе ритмических упражнений выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем; пространством и движением; развивает тонкий музыкальный слух и богатое воображение.
 
Подбирая музыку для движений, надо руководствоваться тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения. В репертуар можно включать музыку отечественных и зарубежных композиторов, произведения детских авторов и так далее, от простых к более сложным композициям [5, с.38].
Таким образом, наша программа включает в себя: изучение танцевальных движений, импровизацию и  драматическое искусство.
 
Занятия по драматическому искусству предусматривают высокий уровень владения и управления своим телом.  В условиях драматургической импровизации дети способны полнее осознавать свое тело, воображение, чувства. Импровизация развивает образное мышление, артистизм, творческие способности, снимает напряжение [3, с.46]. Во время танца дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Развивая координацию и моторику, дети становятся более ловкими и быстрыми, что повышает их самооценку. Взаимодействуя в танце с группой, дети учатся общаться, то есть развиваются коммуникативные качества.
Для достижения хороших результатов необходимо придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровней их подготовки и возрастом, не слишком усложняя, но и не занижая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение к ним требований.
 
Список литературы:
  1. Вильчковский Э.С. «Развитие двигательной функции у детей». - Киев: «Здоров’я», 1983.
  2. Грачева В.Н. «Телесно-ориентированный тренинг».- М.:Издательство «Речь», 2011.
  3. Любомирский Л.Е. «Управление движениями у детей и подростков». – М., 1974.
  4. Речицкая Е.Г., Кулигина Т.Ю. «Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом». – М.: «Книголюб» , 2006.
  5. Сербина Л.П. Взаимодействие музыки и движения.// Теория и практика физической культуры.  – 2000 - №5.
  6. Чистякова М.И. «Психогимнастка». – М.: «Просвещение»: ВЛАДОС, 1995.
 

    


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: