Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Научные публикации / Ермакова М.В. - Роль импровизации в танцевальных занятиях для детей

Ермакова М.В. - Роль импровизации в танцевальных занятиях для детей



Ермакова М.В. Роль импровизации в танцевальных занятиях для детей. Новые педагогические технологии: Материалы VII Международной научно-практической конференции (10.09.2012). -М.: Издательство «Спутник+», 2012.
 
Роль импровизации в танцевальных занятиях для детей.
 
Танцам отводится особое место в процесе физического воспитания детей, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они заключают в себе развитие возможностей умственного, эстетического и нравственного воспитания, обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость [4, стр.5].
 
Сам по себе танец – это уже оздоровление. Однако  четкая образовательная программа, где упражнения все время усложняются, а педагог постоянно исправляет неверные движения учеников, не дает полной свободы самовыражения, следовательно, терапевтический эффект ограничен.
 
Танец – это физическая активность и творческий процесс. Использование творческого воображения ребят  и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяют превратить танцы в самую приятную физическую активность [4, стр.23].  А танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжение чувств. Включая в уроки танцевальные игры, упражнения на импровизацию для развития образного мышления, снятия напряжения и усталости в группе, можно добиться поразительных результатов.
 
Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки.
Танцевальная игра с одной стороны помогает: снять напряжение, выплеснуть энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, пробудить положительные эмоции. С другой стороны, развивает: коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности [2, стр.26].
 
Танцевальная игра может быть сильным терапевтическим средством, которое способствует раскрытию личности. Танцевальная игра – это особая форма экспрессивного поведения ребенка, которая открывает «границы», в особенности тем, кто имеет проблемы в общении, кто отгорожен от мира.  Танцевальная игра погружает в мир образов и чувств, движения несут символическую форму повествования.
 
При проведении танцевальных игр с разными возрастными группами важно учитывать,  что развитие танцевальных возможностей на каждом возрастном этапе происходит различно [3, стр.10].
В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения порой не согласованы с музыкой. На четвертом году жизни дети начинают чувствовать смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания. Они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому важно учить их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку) и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки [3, стр.11].
 
В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой создают определенную двигательную активность, задача психолога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально - танцевальный материал [3, стр.12].
 
В подростковом возрасте необходимо предоставлять возможность самовыражения через движения. Подростки уже могут самостоятельно придумывать танцевальные движения и целые танцы, можно вместе придумывать танцы «эмоций». Подростки очень любят импровизировать, можно приносить различные маски, атрибуты разных времен (барабаны, веера, разнообразные платки ит.д.) и придумывать целые танцевальные сюжеты [3, стр.13].
 
Танцевальные игры можно разделить на две части. Игры, в которых педагог четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а дети «отзеркаливают» его движения: ритмические игры, игры-повторялки, игры на перестроения в пространстве, игры на понимание движенческих контрастов (быстрый – медленный, большой – маленький и т.д.).
 
Игры, построенные на импровизации, в которых педагог только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции: импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т.д.), ипровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т.д.), импровизация на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т.д.), контактные импровизации (в паре, в группе), упражнения на релаксацию [2, стр.29].
 
Танцевальные игры первого раздела в основном носят подготовительную функцию и призваны разогреть тело и открыть его для движения, а также разбудить эмоции. Такие игры помогают в формировании пространственных представлений, осознании детьми двигательных возможностей своего тела: отдельных частей и их взаимосвязи, тела в целом, развивают способность управлять  своим поведением и эмоциями, соотносить свои действия с действиями других детей, то есть развивают произвольную саморегуляцию.
 
Игры второго раздела предполагают полную свободу выражения чувств и ощущений. Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация.  Для того, чтобы ребята  могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей, поэтому задача педагога – только направить фантазию ребенка, а не навязывать свою собственную.  С помощью занятий по импровизации дети учатся выражать эмоции через движения.  Известно, что познавательные процессы, воля и эмоции находятся в тесном взаимодействии. Эмоции могут оказывать регулирующие воздействие на познавательные процессы, их можно рассматривать как результат и основу познавательной деятельности человека. Дети с трудом осознают и называют свои эмоции. Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей [1, стр.72]. Поэтому значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, дети учатся адекватно выражать, принимать и регулировать  их. Развивается способность понимать эмоциональное состояние других людей.
 
Работу над импровизацией необходимо вести поэтапно.  На первом этапе, используются занятия по пантомимике. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания: «Прошу – не надо», «Давай дружить». На втором этапе дети учатся создавать свои танцевальные этюды. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений. Детям предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить какой-нибудь сюжет. Затем они пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку. Так же, можно предложить детям нарисовать соответствующий сюжет и обсудить разнообразные телесные ощущения, чувства и мысли, которые возникли во время исполнения этюда.
На третьем этапе, дети учатся сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия) после прослушивании музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем совместно мы объединяем их в простейший рисунок.
 
Таким образом, занятия по импровизации предусматривают высокий уровень владения и управления своим телом.  В условиях драматургической импровизации дети способны полнее осознавать свое тело, воображение, чувства. Импровизация развивает образное мышление, артистизм, творческие способности, снимает напряжение. Во время танцевальных игр дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Развивая координацию и моторику, дети становятся более ловкими и быстрыми, что повышает их самооценку. Взаимодействуя в танцевальных играх с группой, дети учатся общаться, то есть развиваются коммуникативные качества.
 
 
Список используемой литературы
  1. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.    
  2. Раздрокина Л.Л. Танцуйте на здоровье. Танцевально-игровые тренинги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Речицкая Е.Г, Кулигина Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом: Методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. Стр.3
  4. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам/ Джим Холл; пер. с англ. Т.В. Сидориной. – М.: АСТ: Астрель, 2009. Стр.16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: