Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт     Клиентам    Специалистам и абитуриентам    Студентам    Библиотека    Календарь    Карта сайта     
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Эссе

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Научные публикации / - Ребёнок – «носитель» симптома в семье.

- Ребёнок – «носитель» симптома в семье.


Бебчук М.А., Кедрова Н.Б.
Результаты второй совместной практической конференции для психологов, врачей и других специалистов, работающих с детьми и семьями.

 19-21 апреля 2002 года Московский гештальт-институт (декан - Н.Б. Кедрова) и Институт интегративной семейной терапии (директор - М.А.Бебчук) провели на территории Детской психиатрической больницы №6 г.Москвы вторую совместную практическую конференцию для психологов, врачей и других специалистов, работающих с детьми и семьями.

      Среди основных задач конференции следует назвать:

·Сравнение теоретических взглядов на ребенка с симптоматическим поведением в гештальт-подходе и подходе системной семейной терапии

·Знакомство с новыми методами и техниками в рамках двух подходов

·Обогащение практического инструментария участников

·Интеграция профессионального сообщества

      Конференция началась не с теоретических представлений гештальт-подхода или системного подхода, а с лекции врача-психиатра Шульпиной Влады о медицинской модели оценки и работы с симптомом у ребенка. В лекции были даны медицинские определения симптома, синдрома и нозологической формы с иллюстрацией каждого понятия наиболее распространенными примерами из детской психиатрии. Отдельно было уделено внимание классификации нервно-психических расстройств и , в частности, современной классификации МКБ-10 (Международная Классификация Болезней 10-го пересмотра).

      Лекция Бебчук Марины была посвящена понятию симптома в системной семейной терапии. Под симптоматическим поведением в системном подходе понимается широкий класс нарушений, включая психические симптомы, а также любое поведение, удовлетворяющее следующим условиям:

·Поведение пациента оказывает сравнительно сильное влияние на других людей.

·Оно непроизвольно и не поддается контролю со стороны пациента.

·Симптоматическое поведение часто закрепляется окружением, и пациент приобретает в той или иной форме вторичное заболевание.

      С развитием коммуникативной теории (П. Вацлавик) и теории систем (Л. фон Барталанфи) произошли изменение в понимании симптомов. В качестве основных положений в лекции были названы и проиллюстрированы примерами из практики работы с семьями следующие:

   1. Симптом - коммуникативная метафора, т.е.является не только характеристикой состояния, но и выражением отношений между людьми. В ряде случаев, симптом выполняет функцию скрытой, парадоксальной коммуникации между людьми. Он несет в себе коммуникативную метафору и в то же время представлен в такой форме, которая не воспринимается другими членами семьи как послание.

      2. Симптом - метафора, отражающая групповую тему семьи.

      3. Симптом - часть циркулярной коммуникативной последовательности.

   4. Симптом сигнализирует о том, что семья испытывает трудности при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой.

      5. Симптом выполняет в семейной системе определенные функции:
а) морфостатическую, т.е. консервацию семейной системы в ее текущем состоянии.
б) морфогенетическую, т.е. изменение семейной системы, способствуя переходу на другую стадию жизненного цикла семьи.

      Лекция Кедровой Натальи (находится в работе)

      Случай, представленный Рихмаер Аленой и посвященный работе с энкопрезом у ребенка дошкольного возраста, наглядно продемонстрировал уместность сочетания двух подходов. Работа на первом этапе была в значительной степени направлена на осознание чувств и их проживание в игровой форме в техниках гештальт-подхода. Уже через четыре сессии жалобы на энкопрез прекратились, и мама ребенка признала терапию успешной, быстро отказавшись на этом основании от продолжения работы в семейном формате (второй этап). Однако через полгода стало известно, что ребенок более не живет с родителями, а проживает с бабушкой по линии матери. Анализ этого случая показал, что симптом трансформировался из парадоксальной коммуникации в прямую и, выполнив морфогенетическую функцию, на сегодняшний день выполняет морфостатическую, стабилизируя семейную систему.

      Случай Волковой Елены (находится в работе)

      Стержнем мастерской Диановой Ольги явилась клиентская работа с детским симптомом одной из участниц. В качестве основной техники была использована «расстановка» (системная терапия Берта Хеллингера). В представленной модификации на роль симптома, наряду со значимыми для клиентки фигурами, был выбран «заместитель», и симптом мог «двигаться» и «говорить». В результате работы был подтвержден один из тезисов системного подхода об участии других членов семьи, и в первую очередь, родителей в «создании» симптома у ребенка.

      Академическая лекция Бебчук Марины по психиатрии была посвящена синдромам нервно-психических расстройств, наиболее часто встречающихся в подростковом возрасте. В лекции были затронуты такие темы, как депрессия и ее возрастные эквиваленты, психопатоподобный синдром и другие нарушения поведения, расстройства влечений и место нервной анорексии среди них.

      Мастерская Волощук Анны являлась практически оформленным обобщением многолетней работы автора с семьями, в которых есть химически зависимые. Методической основой терапии зависимостей служила 12-шаговая модель. Теоретической базой для анализа особенностей детей, воспитывающихся в этих семьях, и возникающей у них симптоматики - системный подход. Во время мастерской особенности детей (ролевые, функциональные, психологические, социальные) были продемонстрированы с помощью техники «семейная скульптура» на материале симулированной семьи.

      Мастерская Шуваловой (находится в работе)

      Мастерская Бойко Ирины касалась возможностей работы с симптоматическим поведением у подростков. Предлагаемая техника («расстановка» по Берту Хеллингеру на замещающих предметах - деревянных брусках) позволяет работать с подростками при выраженных нарушениях поведения, в том числе с сильным сопротивлением теме, процессу или ситуации.

      В мастерской Бебчук Марины и Зенгера Алексея при исследовании реального клиентского запроса одной из участниц было явно представлено, как симптом, «отрываясь» от своего «носителя», начинает «жить» своей жизнью, являясь частью циркулярной коммуникативной последовательности в семейной системе. Интересно, что две независимые группы участников, создававшие скульптуру семьи клиентки, отвели симптому идентичные роли и функции в семье.

      Мастерская Кедровой и Волковой (находится в работе)

      Пожалуй, самыми главными итогами конференции можно признать неиссякающий интерес участников и атмосферу профессионального диалога и сотрудничества.

 


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: