Бебчук М.А., Жуйкова Е.Б.
3-я Международная научная конференция "Психологические проблемы современной семьи" 6 - 8 октября 2007 г. (тезисы и доклады) Москва
Согласно многочисленным статистическим данным в России наблюдается постоянное увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача социализации этих детей стоит в ряду наиболее приоритетных национальных проблем, а необходимость ее решения предъявляет практические требования к психологии и медицине.
В настоящее время психиатрами и клиническими психологами активно изучаются нарушения психического и соматического здоровья детей-сирот, исследуются факторы, влияющие на их развитие и социальную адаптацию, в том числе, связанные с моделями воспитания.
Детский дом, как традиционная и наиболее распространённая модель воспитания детей-сирот, признан большинством зарубежных и отечественных исследователей недостаточным, а в некоторых случаях и неадекватным потребностям ребёнка.
На сегодняшний день большинством специалистов признаётся в качестве наиболее успешной модели - модель усыновления и опекунства. В последнее время в России, вслед за многими другими странами, регистрируется рост числа усыновлений, появилось множество патронатных семей (опекун или патронатный воспитатель получает заработную плату от государства). Однако, параллельно с этой тенденцией, растёт количество отказов от усыновления и увеличивается число приемных детей, госпитализированных в психиатрические клиники.
• В связи с этим, особенно актуальными становятся подготовка приёмных родителей и психологическое (психотерапевтическое) сопровождение семей с приёмными детьми. В настоящее время, данное направление практической деятельности психологов и врачей только зарождается. Лишь редкие детские дома, дома ребёнка, социальные проекты уже осуществляют программы подготовки приёмных родителей, и немногие психологические консультации имеют психологов и психотерапевтов, способных оказать этим семьям профильную квалифицированную помощь.
В настоящей работе мы попытались коротко обобщить данные литературы и собственные наблюдения, а также отразить наиболее существенные моменты психологической (психотерапевтической) работы с приемными семьями.
1. Типы приёмных семей. Некоторые особенности терапии.
Деревни SOS – программа, спонсируемая зарубежными фондами, существует во многих странах. В таких деревнях (больших домах или квартирах в городах) живут несколько семей. Они состоят из мамы, которая заключила контракт с фондом на определённое время и получает зарплату, и из нескольких приёмных детей. Среди этих детей есть и сироты, и дети, чьи родители живы, но лишены родительских прав, и дети, от которых отказались родители.
Многие из них остаются временно в семейном детском доме, пока не решится дальнейшая судьба ребёнка. Директором, как правило, является мужчина, в обязанности которого входит взаимодействие с фондом и руководство «мамами». Несмотря на то, что работающие в этой программе люди подчёркивают, что деревни SOS – не семьи, а детские дома семейного типа, женщины, живущие там с детьми, называют себя «мамами», выполняют материнские функции, воспринимаются детьми как мамы.
Психотерапия. Вопрос о психотерапии таких семей или каких-либо её членов решается директором, оплачивается и согласовывается с руководством фонда.
• Психотерапевту важно определить, кого именно он хочет видеть на сессии, т.к. семья (система) включает в себя много детей и приёмную маму.
Существенное значение для функционирования этой системы имеет директор. Если идентифицированный пациент (ИП) – ребёнок, родные родители которого лишены родительских прав или идёт судебный процесс над ними, однако они или их родственники приходят к ребёнку, принимают участие в его жизни, то, возможно, их приглашение к семейному консультанту может изменить ход терапии и эффективность процесса в целом. Следует попробовать сформулировать предварительную гипотезу, и только затем приглашать семью.
• Часто проблемы связаны с взаимодействием, конфликтами между детьми в семье, а отношения между детьми и приёмной матерью определяются степенью её компетентности в разрешении детских конфликтов. В работе с такими проблемами неизбежно обращение к вопросам иерархии, т.к. в таких семьях она часто запутана. Это связанно с тем, что на иерархическую ступеньку, на которой находится член семьи, влияет не только возраст, но и время вхождения в систему. Нередко по возрасту более старшие дети появляются в семье позже, чем младшие. Важно показать семье эти 2 направления, которые определяют иерархию. В подобной работе нам представляется наиболее удачным использование техник «с движением»: расстановки и скульптуры, т.к. членов семьи много, и наглядность облегчает восприятие терапевтического процесса участниками.
• Нередко в работе с семьями из деревень SOS возникает тема окружения проблемного ребенка, потребность в прояснении роли и места в жизни ИП тех людей, которые находятся вокруг него, особенно, это касается места родных родителей.
Патронатные семьи – семьи, которые воспитание детей делают своей профессией, они заключают контракт с государством, на основании которого обязуются воспитывать детей из детских домов у себя дома, получают помимо денег за это, ряд льгот, например, возможность пользоваться услугами специалистов.
Психотерапия. Патронатные семьи также обращаются к психотерапевтам. Во-первых, многие испытывают потребность именно в психотерапевтической поддержке, во-вторых, на этот вариант приёма ребёнка часто соглашаются родители, изначально настроенные на усыновление. В некоторых детских домах потенциальным родителям предлагают именно такой вариант, мотивируя родителей тем, что семья приобретёт материальные льготы и будет чувствовать постоянную поддержку социальных служб. Многие родители часто соглашаются на этот вариант, т.к. в нем предусматривается возможность возвращения ребёнка в детский дом по истечению сроков контракта.
• На патронатный вариант часто соглашаются семьи, имеющие ситуативную необходимость в ребёнке для поддержания системного равновесия, поэтому в ходе терапии необходимо выяснить, функцию усыновления для семьи. Если, например, ребёнок был взят в семью на той стадии развития семьи, когда супруги остались одни, а дети выросли и покинули дом, важно уделить внимание вопросам супружеских отношений, сепарации детей, преодоления кризиса.
Опекунство предусматривает воспитание детей приёмными родителями, но чаще родственниками до совершеннолетия ребенка.
Психотерапия. Если этот тип приёма ребёнка выбран родителями из материальных соображений, то работа с семьёй будет иметь те же особенности, что в патронатных семьях и в семьях с усыновлёнными детьми. Если опекуны являются родственниками ребёнка, семья также может обратиться к психотерапевту, как правило, запросы касаются асоциального поведения в подростковом возрасте. Опекуны предъявляют жалобы о трудностях взаимоотношений с ребенком, недостатке с его стороны уважения и любви.
• В ходе психотерапии семей, где опекают ребёнка родственники, важно уделить внимание распределению ролей в семье, прояснению отношений с отсутствующими родителями ( нередко родственники проецируют на ребёнка чувства, адресованные его родителям).
• В целом, психотерапия обычно связана с прояснением коммуникаций (особенно это может быть актуально, когда возрастной разрыв между опекунами и ребёнком очень велик), с темой признания и предполагает «работу» с чувствами.
Усыновление юридически предусматривает установление между приёмным ребёнком и усыновителями отношений, аналогичных отношениям родных родителей со своим ребёнком. Психологически предполагается, что новая семья должна заменить ребёнку прежнюю. Существует три основных фактора, которые влияют на возникновение проблем в приёмной семье и определяют особенности функционирования:
- мотивы усыновления;
- наличие или отсутствие тайны усыновления и отношение к родным родителям ребёнка;
- степень гибкости семейной системы.
Эти факторы достаточно специфичны именно для приёмных семей, включая и третий, т.к. усыновление – очень серьёзное изменение в системе, и от неё (системы) требуется очень высокая гибкость. По этой причине терапевту важно учитывать эти факторы и прояснять их.
Психотерапия. Семьи с усыновлённым ребёнком часто обращаются за помощью к терапевтам на различных стадиях развития семьи, часто дети из этих семей госпитализируются в психиатрические больницы по поводу нарушений поведения.
• В психотерапии семей с усыновленными детьми крайне важно прояснить историю семьи и тщательно исследовать родственные связи. Для решения этой задачи, в качестве технического приема, может быть использована генограмма. Ее построение представляется важным, как для семьи, особенно для детей, так и для психотерапевта, поскольку в приёмных семьях нет чёткости в том, кто называется «мамой», кто «папой», что делает запутанным процесс терапии.
• В процессе работы важно выявить ситуацию усыновления, мотивы усыновления, ожидания от ребёнка на момент усыновления и то, насколько они оправдались. Мотивы усыновления могут оказывать сильное влияние на уровень функционирования семьи.
2. Мотивы усыновления:
А. В истории семьи была смерть родного ребёнка, и родители хотят найти ему замену.
В этом случае усыновлённый ребёнок становится заменой родному. В приёмном ребёнке видится другой человек, он «нагружается» определёнными ожиданиями, не учитываются его индивидуальные психологические особенности. В ответ у ребёнка могут возникать идеи самообвинения, формируется негативная и низкая самооценка. Он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями.
Такая семейная система на стадии усыновления находится в неустойчивом состоянии диады, супруги либо отдалены друг от друга, ищут новые фигуры, либо объединены, но, в основном, горем от потери ребёнка. Скорее всего, для такой семьи характерны жёсткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей и негибкость семейных правил. В семье присутствует множество негласных правил, регулирующих коммуникацию, а также вероятны скрытые конфликты между супругами.
Б. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка.
В таких случаях воспитание детей выступает как реализация смысла жизни пары, и с ребёнком связываются большие ожидания. В воспитании, чаще всего, реализуются механизмы гиперопеки. При оценке параметров семейной системы следует отметить, что внешние границы таких семей жёсткие, а внутренние – размыты, т.е. нет чётких границ между супружеской и детской подсистемами. В большинстве случаев, сплочённость семьи - высокая, при этом, мать с ребёнком объединены, а отец находится на периферии. Возможна, на наш взгляд и гибкость, и ригидность, как ролей, так и правил. Скорее всего, имеет место конфликт между супругами. Возможно наличие различных мифов в семье, касающихся необходимости иметь ребёнка. В таких семьях проблемы возникают, как правило, в кризисные периоды: при сепарации подростка или при необходимости отдавать ребёнка в детский сад или школу. Скорее всего, за помощью семья обратится именно в эти периоды. Как частный вариант, можно рассматривать те случаи, когда нет детей определённого пола, и приёмный ребёнок выбирается по половому признаку. В целом, проблемы здесь те же, но для таких случаев характерны семейные мифы о наличии в семье девочки (мальчика).
В. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им.
Нередко этим поступком может доказываться собственная доброта обществу, самому себе или же родному ребёнку. В этом случае приёмным родителям особенно требуется благодарность приемных детей, а любое поведение ребёнка, которое им не нравится или не удобно, рассматривается как проявление неблагодарности. Дети в семьях подобного типа растут «должниками», т.к. будут «всю жизнь должны родителям». Если демонстрация «доброго дела» адресована родному ребёнку, тогда и он получает «послание», что ему повезло, и он тоже должен быть благодарен.
Г. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного.
Для таких родителей характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда». Все неудачи ребёнка, отклонения в поведении рассматриваются как следствие генетической предрасположенности и ранней депривации. Нередко образ будущего рисуется родителями в мрачных тонах. В таких случаях встречаются два варианта поведения родителей. В первом случае, родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, вплоть до регулярной госпитализации в психиатрическую больницу с целью лечения и профилактики. Во втором случае, родители ставят воспитание на центральное место. Они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы связанные с воспитанием приёмных детей. Чаще всего консультант сталкивается здесь с недоверием к себе как к родителю, со страхом оказаться плохим или некомпетентным родителем, со стремлением постоянно демонстрировать и доказывать свою любовь к ребенку или заботу о его будущем.
Д. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью.
В этом случае функцией ребёнка становится «деланье» приёмной матери счастливой. Часто ребёнок в такой семье выполняет не только свою роль, но и функциональную роль супруга. Границы между детской и родительской подсистемой размыты, детско-родительские отношения становятся симбиотическими. У ребёнка в большинстве случаев могут возникать трудности сепарации в подростковом возрасте, т.к. он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу (например, быть с матерью всегда, поддерживать её во всём и т.д.).
3. Тайна усыновления
Тайна усыновления имеет в России юридические права. По закону приёмные родители могут скрывать факт усыновления, часто даже имитируя беременность. Несмотря на то, что с Запада проникает мода на отказ от тайны усыновления, это явление всё же очень распространено в нашей стране. Часто родители скрывают от ребёнка то, что они не родные, но при этом посвящают в тайну родственников, учителей, врачей, психологов. Уже при первом разговоре по телефону психотерапевту могут сказать о том, что ребёнок приёмный, и что он об этом не знает. Таким образом, родители втягивают психотерапевта в коалицию, т.к. теперь он будет вынужден либо ограничить круг вопросов, которые могут обсуждаться на сессии со всей семьёй, либо приглашать только ту часть семьи, которая знает правду. В целом, в таких случаях лучше работать с помощью метафор и символов, включая тайну в качестве одного из элементов системы. Например, мы рекомендуем делать скульптуру семьи, используя игрушки или другие вспомогательные средства для определения значения и места «тайны» в системе и взаимосвязи проблемного поведения ребенка с тайной, существующей в семье. Хорошие результаты достигаются и при работе методом системных расстановок, в ходе которой может быть полезным введение фигур родных родителей и определение их места.
В тех случаях, когда в семье нет тайны усыновления, работа методом расстановок также является эффективной, если, согласно гипотезе терапевта, необходимо прояснить влияние родных родителей и соотношение систем родных и приёмных родителей. Кроме того, может оказаться необходимой подробная работа с историями родительских семей усыновителей для прояснения родовых истоков усыновления.
Есть семьи, в которых тайна усыновления фактически отсутствует, однако этот вопрос не прояснён и является запретной темой. В таких случаях представляется важной работа с внешними границами семьи и прояснением коммуникаций между членами семьи.
4. Уровень гибкости приемных семей
Усыновление влечёт сильнейшие изменения в функционировании системы, поэтому уровень гибкости ролей и семьи в целом может влиять на возникновение проблем в приёмной семье. Приёмная семья, как правило, обращается за консультацией к психотерапевту не сразу после появления ребёнка. Следует иметь в виду, что для системы, как правило, есть необходимость в усыновлении, однако существование Закона Развития толкает систему к изменениям, и «необходимость» в ребёнке может отпадать при переходе семьи на следующую стадию жизненного цикла.
Семья может усыновить ребёнка в определённой жизненной ситуации (как было описано в случае патронирования), тогда изменение ситуации также требует повышенной гибкости. Надо отметить, что гибкость даётся любой системе очень тяжело, и бывает проще «избавиться» от того, что (или кто!) мешает, чем искать способы или формы приспособления. Не исключено, что именно с фактором «уровень гибкости» связаны частые случаи не оправдано длительного пребывания в стационарах психиатрического профиля приёмных детей.
• В психотерапии данных случаев важно оказывать поддержку семье, найти ресурсы для изменения системы, энергию для того, чтобы отыскать способы функционирования в новых условиях.
В заключение надо отметить, что работа с приёмной семьёй требует максимальной толерантности, терапия не должна быть слишком радикальной. Дело в том, что для приёмных семей характерна закрытость внешних границ, и обычно приход к психотерапевту - крайне вынужденный. Приёмные семьи часто идеализируют детско-родительские отношения, приёмные родители имеют сложное отношение к родным родителям ребёнка, обсуждение этих тем вызывает много чувств, с ними важно обходиться бережно.
Литература, в которой содержатся материалы, полезные для терапевта, работающего с приёмной семьёй:
- Вебер Г. «Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера.», Москва, Издательство Института Психотерапии, 2001
- Хеллингер Б. «Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий», Москва, Издательство Института Психотерапии, 2001 г.
- Спиваковская А.С. «Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений»// «Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия», М., 1991
- Печникова Л.С. «Личностные особенности подростков с девиантным поведением, воспитывающихся в приёмных семьях»// «Материалы первой международной конференции по клинической психологии памяти Б.В. Зейгарник» под ред. Тхостова А.Ш., Москва, МГУ, 2001
- Ослон В.Н. «Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривации развития детей-сирот», Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, М., 2001
|