Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
Контакты
Карта сайта
Оплата
 
Институт    Клиентам    Специалистам и абитуриентам     Студентам ИИСТ    Библиотека    Календарь    Ссылки      
 
 
Обучение семейной психотерапии

Системно-феноменологическая терапия и консультирование

Короткие программы

Повышение квалификации

Научная жизнь

Практикумы

Семинары

 
Версия для печати
  ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Теория и практика супружеского консультирования

Теория и практика супружеского консультирования


Концепция программы
Методологической основой курса являются принципы системного подхода. Системная семейная терапия и консультирование рассматривают психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с супружескими парами.
 
Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой проблемой на консультативном приеме, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с супружескими парами в различных психотерапевтических школах.
 
Программа предназначена для специалистов с высшим медицинским, психологическим и педагогическим образованием, а также на студентов старших курсов соответствующий ВУЗов. Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с семьями и с парами, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные клиентами. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе семейных консультантов и терапевтов.
 
Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с супружескими парами, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи паре и избежать в процессе обучения ошибок.
 
За время обучения участники образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными парами, а также исследовать свою историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей паре.
 
Описание программы
Настоящая программа является программой дополнительного образования в области супружеской терапии (консультирования), состоит из 9 семинаров по 3 дня каждый (420 часов) и рассчитана на 2 года. Обучение очно-заочное и проходит в группе с постоянным составом участников.
 
Учебные дни сгруппированы  вокруг выходных. Частота семинаров 4 раза в год.
При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат, установленного Институтом интегративной семейной терапии (г. Москва) образца.
 
Структура программы
Программа состоит из нескольких блоков:
  1. образовательный блок: семинары по теории и практике супружеского консультирования и основам системной сексуальной терапии – 210 часов,
  2. супервизорский блок: семинар очной супервизии с  презентацией случая – 30 часов,
  3. интервизорский блок: 60 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, обмена упражнениями и техниками, поддержки друг другу в работе со сложными случаями,
  4. блок производственной практики: 40 часов консультационной или терапевтической работы с реальными супружескими парами,
  5. блок личной терапии: 30 часов,
самостоятельная работа (подготовка заключительной работы, эссе, работа с литературой) – 50 часов.
 
Обучающая методика
Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными парами, обращающимися за психотерапевтической помощью по поводу каких-либо проблем, в том числе, сексуального характера.
Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов. Это:
1.      Работа на семинарских занятиях:
  • лекции
  • демонстрации реальных случаев
  • упражнения
  • заочная супервизия
  • индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.
2.     Работа слушателей с парами под наблюдением преподавателей (очная супервизия).
3.      Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах:
  • обсуждение специальной литературы
  • разбор случаев
  • отработка полученных навыков при выполнении «домашних» заданий и упражнений.
4.      Самостоятельная работа с парами (производственная практика)  и заполнение Учетной Формы («Регистрационная карта семьи).
 
Содержание  семинаров
Семинар №1
Исторические аспекты системного подхода. Понятие семейной системы. Характеристики и параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, роли, стили общения. Структурные аспекты семейной системы: подсистемы родителей, пары, сиблингов. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, межпоколенческие связи, перевернутая иерархия и т.д.
 
Организация первой встречи с парой. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Терапевтические задачи первого контакта. Мотивирование на участие в терапии. Вовлечение в терапию отсутствующих. Длительность терапевтической сессии, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта.
 
Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений.
Избранные техники: домашнее задание, циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов.
 
Семинар № 2.
Коммуникативный аспект в семейной системе.
Основные школы и направления системного подхода. Избранные техники.
Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла.
 
Построение и развитие системных гипотез. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии.
Теория систем М. Боуэна. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы.
 
Семинар №3
Функциональная и дисфункциональная супружеская пара. Место проблемного поведения в супружеской паре. Организационные вопросы супружеского консультирования. Избранные техники супружеского консультирования: скульптура, семейное пространство и другие.
 
Семинар № 4
Метод системной расстановки в работе с супружеской парой. Расстановка с использованием группы (заместителей) и работа непосредственно с парой.
 
Семинар № 5
Метод эмоционально-фокусированной терапии в работе с супружеской парой.
 
Семинар № 6
Определение понятий, применимых в системной терапии сексуальных проблем . Анатомо-физиологическое и психосексуальное развитие. Половая конституция.  Вопросы нормы и патологии, систематика и классификация сексуальных расстройств. Границы сотрудничества между специалистами – психиатр, сексопатолог, психолог, хирург. Организационные, этические и юридические вопросы консультирования по вопросам сексуальности. Консультирование: индивидуальное, пары, семьи и группы. Причины обращения. Диагностика.  Практика терапевта: термины, трудности обращения к собственной сексуальности терапевта.
 
Семинар №7
Личностные и биологические предпосылки развития сексуальных проблем. Социальные мифы в области сексуальности. Отражение сексуальности в культурных мифах и традициях. Страхи и «иллюзии» (гиперожидания) в сексуальной сфере. Психологические травмы, связанные с сексуальностью. Сексуальное насилие, как психологическая травма. Сексуальное насилие, как культурный и социальный феномен. Совращение и инцест, как психологическая травма. Методы коррекции психологической травмы для восстановления функции сексуального поведения. Тактика терапевта при работе с сексуальными расстройствами. Принципы терапии сексуальных расстройств с использованием элементов гештальт-подхода. Способы обращения с собственной сексуальностью терапевта. Стыд. Вина. Восстановление спонтанности.
 
Семинар №8
Системная супружеская терапия сексуальных проблем. Гармоничное взаимодействие в паре. Диагностика отношений в паре. Партнерские (супружеские) соглашения и брачный контракт. Основные принципы работы терапевта – нейтральность, присутствие, конфиденциальность. Техники работы с парой. Методы проведения фокусирующего интервью. Домашние задания (варианты) для пары, имеющей сексуальные проблемы. Практика терапии пары. Коммуникационный партнерский и супружеский тренинг. Поведенческие методы. Парадоксальные техники  и терапевтические интервенции. Рефлексия специалиста.
 
Семинар № 9
Супервизия (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).
 
Документация, необходимая для сертификации
  • протоколы работы с семьями («Регистрационная карта семьи») – 40 часов,
  • протоколы интервизорской группы – 60 часов ("Протокол интервизорской группы"),
  • анализ опыта личной психотерапии ("Карта самоанализа клиента")
  • текст заключительной работы (в электронном виде). 
 
 
Лицензия 77Л01 №0007179, рег.№036364, от 23 июля 2015г.    Телефон: +7 (495) 772-0021    Е-mail: