|
|
ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Теория и практика групповой системной психотерапии
Теория и практика групповой системной психотерапии
Теория и практика групповой системной психотерапии
Цель: повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации специалистов в области психологического консультирования с углубленным изучением теории и практики применения системного подхода к групповой психотерапии.
Категория слушателей: психологи, врачи, в том числе, психиатры, педагоги, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, специалисты образовательных, медицинских и социальных учреждений.
Срок обучения: 420 часов. Программа рассчитана на 1,5 года.
Описание программы:
Настоящая программа является программой дополнительного профессионального образования (повышение квалификации).
Методологической основой программы являются принципы системного подхода. Системная психология и системное консультирование рассматривают психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных взаимоотношений и истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает в процессе групповой психотерапии дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих в формате групповой психотерапии.
Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой проблемой клиента/пациента во время групповой психотерапии, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано в области групповой психотерапии. Важно отметить, что программа построена таким образом, что участники учебной группы находятся внутри социального эксперимента, а сама учебная группа, являясь моделью системы, становится основным предметом анализа, площадкой для практики и материалом для супервизии.
Особенности программы:
Данная программа опирается на классические и современные положения системного подхода, и является уникальной авторской разработкой коллектива сотрудников Института интегративной семейной терапии.
Программа предназначена для специалистов с высшим медицинским, психологическим и педагогическим образованием, а также на студентов старших курсов соответствующий ВУЗов. Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с группами, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные клиентами. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе системных психотерапевтов.
Важной составной частью программы является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с группами под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи клиентам/пациентам и избежать в процессе обучения ошибок.
За время обучения слушатели образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными группами, а также исследовать свою историю и по-новому взглянуть на свою позицию в группе, что, безусловно, является важным вкладом в профилактику эмоционального выгорания специалиста.
Обучающая методика:
Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными группами различной направленности. Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке специалистов:
- работа на семинарских занятиях: лекции, демонстрации реальных случаев, упражнения, заочная супервизия;
- групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием слушателей образовательной программы (участников учебной группы);
- работа слушателей с группой под наблюдением преподавателей (очная супервизия);
- практика для закрепления полученных навыков (самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах и самостоятельная работа с группами;
- выполнение письменных заданий и заполнение учетных форм;
- наблюдение за работой опытного специалиста, проводящего групповую работу, с последующим разбором и анализом.
Структура программы:
Программа состоит из нескольких блоков:
- образовательный блок: семинары по теории и практике групповой системной психотерапии – 150 часов,
- супервизорский блок: семинары очной и заочной супервизии с 2 собственными презентациями – 50 часов,
- интервизорский блок: 60 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, обмена упражнениями и техниками, супервизии друг другу,
- блок производственной практики: 60 часов консультационной или терапевтической работы с реальными группами,
- блок личной и групповой терапии: 50 часов,
- защита дипломных проектов – 20 часов,
- самостоятельная работа (подготовка презентаций, дипломной работы, эссе, работа с литературой) – 30 часов.
Содержание семинаров:
Семинар 1 "Системный взгляд на групповой процесс и основы системного мышления"
- Принципы работы в системном подходе, общая теория систем
- Структурные параметры системы и группы
- Циркулярная и линейная логика анализа взаимодействия применительно к групповому процессу
- Этика и экология групповой работы
- Цели и задачи «начального этапа» жизни группы
- Установление правил и норм группы. Способы создания и укрепления чувства безопасности, доверия и уважения между участниками.
Семинар 2 "Организационные и содержательные аспекты групповой психотерапии"
- Основные техники, методы и приемы
- Взаимосвязь теоретических оснований, принципов и методов групповой психотерапии
- Методология ведения групп в различных терапевтических школах и подходах
- Общие и специфические особенности терапевтических групп
- Цели и задачи для групповой работы
- Достоинства и недостатки групповой терапии
- Контракт на групповую работу.
- Мотивация на групповую работу в процессе психотерапии. Принцип информированного добровольного согласия на участие в групповой работе.
- Логика построения занятия.
- Методы включения членов семьи в процесс терапии
- Понятие обратной связи в групповой психотерапии. Виды обратной связи.
- Блокировка, отражение, переформулирование, рефрейминг
- Конструирование и разработка упражнений и техник
- Пауза в групповой работе
- Медиация
- Основные методы работы психотерапевтических групп. Групповая дискуссия. Темы групповых дискуссий. Биографическая, тематическая, интерактивная дискуссии. Анализ конкретных ситуаций. Групповой самоанализ. Техники проведения групповой дискуссии
Семинар 3 "Групповая динамика и особенности коммуникативных и эмоциональных процессов в группе с точки зрения системного подхода"
- Общие принципы развития групп и этапы в групповой работе. Групповая динамика и атмосфера группы
- Эмоциональные процессы в семейной системе и в группе. Теория М.Боуэна и понятие уровня дифференциации
- Теория коммуникации, основные ошибки коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация в группе
- Связь между уровнем тревоги и групповой динамикой, включая механизмы триангуляции, проецирования, изменение уровней сплоченности и разобщенности в системе и группе
- Исследование, анализ и способы работы с групповой динамикой
- Применение системных техник «генограмма», «скульптура», парадоксальные и прямые предписания и других в групповой работе
Семинар 4 "Личность ведущего и стили ведения группы"
- Индивидуальные особенности ведущего
- Стили ведения группы и личная история консультанта
- Голос и тело ведущего группы
- Переживания и личный опыт терапевта как инструмент в групповой работе
- Знания, умения и навыки группового психотерапевта
- Тупики и сложности ведущего и пути решения
- Ко-терапия в групповом формате. Возможности и сложности
- Роль ведущего в формировании динамики и атмосферы группы
- Специфика контакта группы и ведушего
Семинар 5 "Внутренняя супервизия"
- Тренинг отработки практических навыков и инструментария, полученного на семинарах 1-4.
- Демонстрационные работы (фрагменты ведения групповых занятий) с анализом и супервизией – индивидуально и в ко-терапии
- Выполнение кейсов
- Анализ стратегий использованных супервизируемыми, их стиля ведения группы, учета ими системных контекстов, использования инструментария ведения групп в системном подходе
Семинары 6-7 "Тематическая групповая системная психотерапия: группы для взрослых"
- Потребности клиентов, которые может удовлетворять участие в терапевтической группе
- Отбор и подготовка участников. Критерии включения клиентов в группу. Критерии исключения из группы
- Критерии эффективности группового процесса
- Работа с сопротивлением в групповом процессе
- Принципы композиции групп.
- Уровни ожидаемых личностных изменений в процессе групповой психотерапии: когнитивный, эмоциональный, поведенческий
- Подбор техник, методов и подходов в работе с определенной категорий клиентов для решения терапевтических задач
- Супружеские пары и индивидуальные клиенты в групповой работе
- Особые категории клиентов, «трудные» клиенты
- Групповая работа с взрослыми, имеющими психические или соматические заболевания
Семинар 8 "Тематическая групповая системная психотерапия: группы для детей и родителей с детьми"
- Детские и детско-родительские группы: особенности, виды
- Специфика ведения групп для детей разного возраста
- Групповая работа с детьми и взрослыми, имеющими отклонения в развитии, психические или соматические заболевания, решение задач социальной адаптации
- Организационные и этические вопросы детского и детско-родительского консультирования в групповом формате
- Баланс правил и гибкости (спонтанности) в работе с детьми
- Явный и скрытый запрос в групповой работе с детьми и родителями.
- Диагностические техники в детско-родительском групповом консультировании
- Игра и творчество в детской групповой психотерапии
- Принципы построения группового занятия с детьми. Чередование форматов работы, игр и упражнений внутри занятия
- Расширение навыков функционального взаимодействия между детьми и родителями
Семинар 9 "Защита дипломного проекта. Супервизия"
- Демонстрационные работы (фрагменты ведения групповых занятий) с анализом и супервизией – индивидуально и в ко-терапии
- Анализ стратегий, использованных супервизируемыми, стиля ведения группы, учета системных контекстов, использования инструментария ведения групп в системном подходе
Организационные аспекты реализации программы:
Программа состоит из 9 семинаров.
Семинары 1-4 имеют продолжительность 2 учебных дня
Семинары 5 и 9 имеют продолжительность 2 или 3 учебных дня (в зависимости от количества слушателей)
Семинары 6-8 имеют продолжительность 3 учебных дня.
Стоимость одного учебного дня составляет 2000р. Стоимость семинара, продолжительностью в два дня - 4000р, три дня - 6000р. Оплата производится по схеме "на один шаг вперед", через платежные системы, описанные в этом разделе.
Основная часть семинаров сгруппирована вокруг выходных дней, в среднем 1 раз в месяц с перерывом на июль и август (более подробно - смотрите в расписании учебной группы GT-1). В летние месяцы участники программы имеют возможность пройти практику во время выездных мероприятий Института (в т.ч. в палаточном лагере «Изумрудный город» или на интенсиве «Рига-2016»).
Обучение происходит в группе с постоянным составом участников.
На 1-м семинаре участники образовательной программы получают учебно-календарный план, раздаточные материалы, заключают договор.
Требования к сертификации:
- посещение всех семинаров программы,
- работа на семинарах очной супервизии c собственными презентациями (включающая в себя соблюдение требований каждой супервизии и письменные отчеты-эссе),
- систематическая работа в интервизорских группах,
- работа с реальными группами
- защита итогового проекта,
- изучение предлагаемой литературы.
Документация, необходимая для сертификации:
- протоколы работы с группами ("Регистрационная карта группы") 60 часов практической работы, оформленной в виде соответствующих учетных форм в электронном виде (из которых 20 часов - наблюдение за работой опытного ведушего группы ИИСТ, и 40 часов - самостоятельная работа участника учебной программы в качестве ведущего группы)
- протоколы интервизорской группы – 60 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора) в электронном виде,
- эссе о процессе супервизий в электронном виде,
- текст итогового проекта в электронном виде,
- протоколы личной терапии - 40 часов (группа) и 10 часов (личная терапия) - ("Карта самоанализа клиента") в электронном виде.
Условия поступления:
Для поступления необходимо заполнить электронную форму, а также предоставить копии основных страниц паспорта, диплома о высшем образовании (для студентов старших курсов соответствующих ВУЗов – копию зачетной книжки), актуальную фотографию. Собрав этот комплект документов, необходимо записаться на собеседование (через электронную почту familyland@yandex.ru).
Зачисление происходит по результатам собеседования.
В настоящее время идет набор и формирование группы. После прохождения регистрации, ближе к назначенной дате старта, ожидайте рассылку с новостями о группе.
Требования к кандидатам (абитуриентам):
- высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование;
- работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.)
Ведущие и супервизоры программы:
- Любитов Игорь (психолог, семейный консультант, супервизор)
- Ракитина Екатерина (психолог, семейный консультант, супервизор)
- Копьева Елена (психолог, семейный консультант, ведущая терапевтических групп для взрослых в АНО "ИИСТ", супервизор)
- Щедринская Ольга (психолог, семейный консультант, ведущая терапевтических и коррекционно-развивающих групп для детей и родителей в АНО "ИИСТ", супервизор)
Расписание ближайшей группы в Москве.
Регистрация:
|