Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Обучение семейной психотерапии

Короткие программы

Семинары

Повышение квалификации

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Теория и практика групповой системной психотерапии

Теория и практика групповой системной психотерапии


Теория и практика групповой системной психотерапии

Цель: повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации специалистов в области психологического консультирования с углубленным изучением теории и практики применения системного подхода к групповой психотерапии.

Категория слушателей: психологи, врачи, в том числе, психиатры, педагоги, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, специалисты образовательных, медицинских и социальных учреждений.

Срок обучения: 420 часов. Программа рассчитана на 1,5 года.

Описание программы:

Настоящая программа является программой дополнительного профессионального образования (повышение квалификации).

Методологической основой программы являются принципы системного подхода. Системная психология и системное консультирование рассматривают психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных взаимоотношений и истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает в процессе групповой психотерапии дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих в формате групповой психотерапии.

Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой проблемой клиента/пациента во время групповой психотерапии, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано в области групповой психотерапии. Важно отметить, что программа построена таким образом, что участники учебной группы находятся внутри социального эксперимента, а сама учебная группа, являясь моделью системы, становится основным предметом анализа, площадкой для практики и материалом для супервизии.

Особенности программы:

Данная программа опирается на классические и современные положения системного подхода, и является уникальной авторской разработкой коллектива сотрудников Института интегративной семейной терапии.

Программа предназначена для специалистов с высшим медицинским, психологическим и педагогическим образованием, а также на студентов старших курсов соответствующий ВУЗов. Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с группами, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные клиентами. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе системных психотерапевтов.

Важной составной частью программы является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с группами под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи клиентам/пациентам и избежать в процессе обучения ошибок.

За время обучения слушатели образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными группами, а также исследовать свою историю и по-новому взглянуть на свою позицию в группе, что, безусловно, является важным вкладом в профилактику эмоционального выгорания специалиста.

Обучающая методика:

Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными группами различной направленности. Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке специалистов:

  1. работа на семинарских занятиях: лекции, демонстрации реальных случаев, упражнения, заочная супервизия;
  2. групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием слушателей образовательной программы (участников учебной группы);
  3. работа слушателей с группой под наблюдением преподавателей (очная супервизия);
  4. практика для закрепления полученных навыков (самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах и самостоятельная работа с группами;
  5. выполнение письменных заданий и заполнение учетных форм;
  6. наблюдение за работой опытного специалиста, проводящего групповую работу, с последующим разбором и анализом.

Структура программы:

Программа состоит из нескольких блоков:

  • образовательный блок: семинары по теории и практике групповой системной психотерапии – 150 часов,
  • супервизорский блок: семинары очной и заочной супервизии с 2 собственными презентациями –  50 часов,
  • интервизорский блок: 60 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, обмена упражнениями и техниками, супервизии друг другу,
  • блок производственной практики: 60 часов консультационной или терапевтической работы с реальными группами,
  • блок личной и групповой терапии: 50 часов,
  • защита дипломных проектов – 20 часов,
  • самостоятельная работа (подготовка презентаций, дипломной работы, эссе, работа с литературой) – 30 часов.

Содержание семинаров:

Семинар 1 "Системный взгляд на групповой процесс и основы системного мышления"

  • Принципы работы  в системном подходе, общая теория систем
  • Структурные параметры системы и группы
  • Циркулярная и линейная логика анализа взаимодействия применительно к групповому процессу
  • Этика и экология групповой работы
  • Цели и задачи «начального этапа» жизни группы
  • Установление правил и норм группы. Способы создания и укрепления чувства безопасности, доверия и уважения между участниками.

Семинар 2 "Организационные и содержательные аспекты групповой психотерапии"

  • Основные техники, методы и приемы
  • Взаимосвязь теоретических оснований, принципов и методов групповой психотерапии
  • Методология ведения групп в различных терапевтических школах и подходах
  • Общие и специфические особенности терапевтических групп
  • Цели и задачи для групповой работы
  • Достоинства и недостатки групповой терапии
  • Контракт на групповую работу.
  • Мотивация на групповую работу в процессе психотерапии. Принцип информированного добровольного согласия на участие в групповой работе.
  • Логика построения занятия.
  • Методы включения членов семьи в процесс терапии
  • Понятие обратной связи в групповой психотерапии. Виды обратной связи.
  • Блокировка, отражение, переформулирование, рефрейминг
  • Конструирование и разработка упражнений и техник
  • Пауза в групповой работе
  • Медиация
  • Основные методы работы психотерапевтических групп. Групповая дискуссия. Темы групповых дискуссий. Биографическая, тематическая, интерактивная дискуссии. Анализ конкретных ситуаций. Групповой самоанализ. Техники проведения групповой дискуссии

Семинар 3 "Групповая динамика и особенности коммуникативных и эмоциональных процессов в группе с точки зрения системного подхода"

  • Общие принципы развития групп и этапы в групповой работе. Групповая динамика и атмосфера группы
  • Эмоциональные процессы в семейной системе и в группе. Теория М.Боуэна и понятие уровня дифференциации
  • Теория коммуникации, основные ошибки коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация в группе
  • Связь между уровнем тревоги и групповой динамикой, включая механизмы триангуляции, проецирования, изменение уровней сплоченности и разобщенности в системе и группе
  • Исследование, анализ и способы работы с групповой динамикой
  • Применение системных техник «генограмма», «скульптура», парадоксальные и прямые предписания и других в групповой работе

Семинар 4 "Личность ведущего и стили ведения группы"

  • Индивидуальные особенности ведущего
  • Стили ведения группы и личная история консультанта
  • Голос и тело ведущего группы
  • Переживания и личный опыт терапевта как инструмент в групповой работе
  • Знания, умения и навыки группового психотерапевта
  • Тупики и сложности ведущего  и пути решения
  • Ко-терапия в групповом формате. Возможности и сложности
  • Роль ведущего в формировании динамики и атмосферы группы
  • Специфика контакта группы и ведушего

Семинар 5 "Внутренняя супервизия"

  • Тренинг отработки практических навыков и инструментария, полученного на семинарах 1-4.
  • Демонстрационные работы (фрагменты ведения групповых занятий) с анализом и супервизией – индивидуально и в ко-терапии
  • Выполнение кейсов
  • Анализ стратегий использованных супервизируемыми, их стиля ведения группы, учета ими системных контекстов, использования инструментария ведения групп в системном подходе

Семинары 6-7 "Тематическая групповая системная психотерапия: группы для взрослых"

  • Потребности клиентов, которые может удовлетворять участие в терапевтической группе
  • Отбор и подготовка участников. Критерии включения клиентов в группу. Критерии исключения из группы
  • Критерии эффективности группового процесса
  • Работа с сопротивлением в групповом процессе
  • Принципы композиции групп.
  • Уровни ожидаемых личностных изменений в процессе групповой психотерапии: когнитивный, эмоциональный, поведенческий
  • Подбор техник, методов и подходов в работе с определенной категорий клиентов для решения терапевтических задач
  • Супружеские пары и индивидуальные клиенты в групповой работе
  • Особые категории клиентов, «трудные» клиенты
  • Групповая работа с взрослыми, имеющими психические или соматические заболевания

Семинар 8 "Тематическая групповая системная психотерапия: группы для детей и родителей с детьми"

  • Детские и детско-родительские группы: особенности, виды
  • Специфика ведения групп для детей разного возраста
  • Групповая работа с детьми и взрослыми, имеющими отклонения в развитии, психические или соматические заболевания, решение задач социальной адаптации
  • Организационные и этические вопросы детского и детско-родительского консультирования в групповом формате
  • Баланс  правил и гибкости (спонтанности) в работе с детьми
  • Явный и скрытый запрос в групповой работе с детьми и родителями.
  • Диагностические техники в детско-родительском групповом консультировании
  • Игра и творчество в детской групповой психотерапии
  • Принципы построения группового занятия с детьми. Чередование форматов работы, игр и упражнений внутри занятия
  • Расширение навыков функционального взаимодействия между детьми и родителями

Семинар 9 "Защита дипломного проекта. Супервизия"

  • Демонстрационные работы (фрагменты ведения групповых занятий) с анализом и супервизией – индивидуально и в ко-терапии
  • Анализ стратегий, использованных супервизируемыми, стиля ведения группы, учета системных контекстов, использования инструментария ведения групп в системном подходе

Организационные аспекты реализации программы:

Программа состоит из 9 семинаров

Семинары 1-4 имеют продолжительность 2 учебных дня
Семинары 5 и 9 имеют продолжительность 2 или 3 учебных дня (в зависимости от количества слушателей)
Семинары 6-8 имеют продолжительность 3 учебных дня.

Стоимость одного учебного дня составляет 2000р. Стоимость семинара, продолжительностью в два дня - 4000р, три дня - 6000р. Оплата производится по схеме "на один шаг вперед", через платежные системы, описанные в этом разделе.

Основная часть семинаров сгруппирована вокруг выходных дней, в среднем 1 раз в месяц с перерывом на июль и август (более подробно -  смотрите в расписании учебной группы GT-1). В летние месяцы участники программы имеют возможность пройти практику во время выездных мероприятий Института (в т.ч. в палаточном лагере «Изумрудный город» или на интенсиве «Рига-2016»).

Обучение происходит в группе с постоянным составом участников.

На 1-м семинаре участники образовательной программы получают учебно-календарный план, раздаточные материалы, заключают договор.

Требования к сертификации:

  • посещение всех семинаров программы,
  • работа на семинарах очной супервизии c собственными презентациями (включающая в себя соблюдение требований каждой супервизии и письменные отчеты-эссе),
  • систематическая работа в интервизорских группах,
  • работа с реальными группами
  • защита итогового проекта,
  • изучение предлагаемой литературы.

Документация, необходимая для сертификации:

  • протоколы работы с группами ("Регистрационная карта группы") 60 часов практической работы, оформленной в виде соответствующих учетных форм в электронном виде (из которых 20 часов - наблюдение за работой опытного ведушего группы ИИСТ, и 40 часов - самостоятельная работа участника учебной программы в качестве ведущего группы)
  • протоколы интервизорской группы – 60 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора) в электронном виде,
  • эссе о процессе супервизий в электронном виде,
  • текст итогового проекта в электронном виде,
  • протоколы личной терапии - 40 часов (группа) и 10 часов (личная терапия) - ("Карта самоанализа клиента") в электронном виде.

Условия поступления:

Для поступления необходимо заполнить электронную форму, а также предоставить копии основных страниц паспорта, диплома о высшем образовании (для студентов старших курсов соответствующих ВУЗов – копию зачетной книжки), актуальную фотографию. Собрав этот комплект документов, необходимо записаться на собеседование (через электронную почту familyland@yandex.ru).

Зачисление происходит по результатам собеседования.

В настоящее время идет набор и формирование группы. После прохождения регистрации, ближе к назначенной дате старта, ожидайте рассылку с новостями о группе.

Требования к кандидатам (абитуриентам):

  • высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование;
  • работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.)
Ведущие и супервизоры программы:
  • Любитов Игорь (психолог, семейный консультант, супервизор)
  • Ракитина Екатерина (психолог, семейный консультант, супервизор)
  • Копьева Елена (психолог, семейный консультант, ведущая терапевтических групп для взрослых в АНО "ИИСТ", супервизор)
  • Щедринская Ольга (психолог, семейный консультант, ведущая терапевтических и коррекционно-развивающих групп для детей и родителей в АНО "ИИСТ", супервизор)

Расписание ближайшей группы в Москве.

Регистрация:

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: