|
|
ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Интегративная модель работы с психической травмой
Интегративная модель работы с психической травмой
Метод консультирования ребёнка, взрослого, семьи по профилактике стресса и психической травмы
«Интегративная модель работы с психической травмой»
Данная программа направлена на повышение квалификации практикующих специалистов с высшим психологическим, медицинским, педагогическим образованием, работающих с индивидуальными клиентами или семьями, переживающими различные виды психических травм.
Целью программы является получение теоретических знаний и практических навыков работы с различными видами психических травм специалистами помогающих профессий.
Программа представляет интегративной подход в работе с психической травмой, опирающийся на основы и техники соматической терапии травмы Питера Левина, телесно-ориентированной психотерапии, бодинамической модели работы с травмой, процессуально-ориентированного подхода А.Минделла, модель Р. Шварца «Системная семейной терапии субличностей».
Семинары №№ 1, 2. Введение в травмотерапию. Формирование терапевтической позиции. Основные подходы в работе с психической травмой. Ресурсно-ориентированная интеграция различных направлений психотерапии в работе с психической травмой.
Определение психической травмы. Классификация травм и методов работы с психической травмой. Круги травмы. Концепция триединого мозга и понятие целостного опыта. Основные подходы и методы работы с психическими травмами.
Основы терапевтической позиции и особенности построения контакта между терапевтом и клиентом при работе с психической травмой. Безопасность, как базовое понятие в работе с травмой. Создание безопасного терапевтического контакта.
Тема переноса и контрпереноса в работе с психической травмой.
Влияние психотравмирующих событий на семейную систему: реакция семейной системы, возможные динамики.
Профилактика эмоционального выгорания и ретравматизации специалистов при работе с психической травмой. Формирование метапозиции и метанавыков специалистов в работе с психической травмой.
Ресурсно-ориентированная интеграция различных направлений психотерапии в работе с психической травмой.
Особенности и техники работы с заземлением, центрированием, опорами, границами.
Обзор психических травм, возникающих в детско-родительских отношениях. Понятие "Травма развития". Бодинамические структуры характера. Формирование "прав и свобод" внутри каждой структуры. Связь структуры характера и особенностей функционирования во взрослом возрасте. Особенности работы с травмами развития.
Отработка практических упражнений.
Семинары №№3, 4. Посттравматическое стрессовое расстройство. Работа с шоковой травмой. Психотерапия эмоциональных травм
Виды и диагностика посттравматических стрессовых расстройств.
Основные направления работы с посттравматическим стрессовым расстройством.
Сочетание различных видов травм, диагностика и практика работы.
Диагностика и исследование телесных паттернов. Работа с телесными ощущениями и телесными паттернами. Этика работы с применением телесного контакта
Понятие и травматические симптомы ядра травмы.
Воронка травмы и воронка исцеления: понятие и диагностические маркеры признаков попадания в воронку травмы и воронку исцеления.
Симптомы активации и дезактивации травматической симптоматики. Практика работы.
Десенсибилизация, как метод дезактивации травматического опыта. Основные протоколы десенсибилизации.
Алгоритм работы с шоковой травмой. Перенос и контрперенос в работе с шоковой травмой.
Принцип «титрации», как основной принцип работы с шоковой травмой.
Диссоциация как травматический симптом: понятие, виды, особенности и практика работы.
Работа с элементами SIBAM. Динамика сцепления элементов SIBAM: сверхсцепленные и слабосцепленные элементы SIBAM.
Психотерапия эмоциональных травм. Процессуально – ориентированный подход А. Минделла в работе с эмоциональными травмами. Работа с чувствами, образами, мыслями-смыслами, движением. Особенности работы с телом при эмоциональных травмах. Треугольник Карпмана.
Отработка практических упражнений.
Основные методы, используемые при проведении программы: лекции; дискуссии; упражнения в парах и мини-группах; анализ опыта, полученного в ходе выполнения упражнений; наблюдение за терапевтической работой преподавателей с последующим анализом; супервизия случаев по запросу участников.
Продолжительность программы: 4 семинара
По согласованию с участниками программы, ведущие оставляют за собой право вносить изменения в Программу, в зависимости от запросов и степени подготовленности участников программы.
Программа может быть дополнена семинарами:
Дополнительный семинар: Работа с травматическим опытом клиента по методу Ричарда Шварца. Структура личности по Шварцу. Введение понятия Субличность. Алгоритм работы с частями. Работа с травмированной частью. Основные направления. Рескриптинг.
Дополнительные семинары (от 1 до 3 семинаров) Практика работы с психическими травмами, возникающими в детско-родительских отношениях (травмами развития).
С собой необходимо иметь: свободную, не стесняющую движения одежду; плед или коврик; теплые носки
Рекомендуемая литература:
- Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия.-СПб.: Речь, 2006.-248 с.
- Ван дер Харт О., Нейенхэюс Э.Р.С., Стил К. Призраки прошлого: Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. - М.: Когито-Центр, 2013-496 с. (Клиническая психология).
- Калшед Дональд. Внутренний мир травмы. Архитипические защиты личностного духа.-Деловая книга, 2001.
- Левин Питер, Фредерик Энн. Пробуждение тигра-исцеление травмы. – М.: АСТ, 2007.
- Мазур Е. Экзистенциальный смысл работы с психологической травмой.//Международный журнал «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия». Выпуск 10, Апрель 2007.
- Мюррей М. Узник иной войны: удивительный путь исцеления детской травмы.-Пер. с анг., - М.:, 2006.-207с.
- Тарабрина Н.В., и др. Психология посттравматического стресса. В 2-х частях.- М.: Когито-Центр, 2007.
- Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001.- 272 с.
- Телесная психотерапия. Бодинамика. Ред-сост. В.Березкина-Орлова.-М.:АСТ:Астрель, 2011.-409 с.
- Трубицына Л.В. Процесс травмы. - М.: Смысл; ЧеРо, 2005.-218 с
- Шварц Р.К. Системная семейная терапия Субличностей. – Научный мир, 336 с.
|