Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Профессиональная переподготовка

Повышение квалификации по семейному консультированию

Короткие программы

Разовые семинары

Регулярные проекты

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Направления и методы системной терапии (СТС)

Направления и методы системной терапии (СТС)


«Направления и методы системной терапии (СТС - Системная терапия субличностей)»

Пояснительная записка

Программа является практически ориентированной программой дополнительного профессионального образования (программа повышения квалификации).

Цель программы: повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки специалистов в области практической психологии  и работы в рамках интегративного подхода — системной терапии субличностей (СТС).

Задачи программы:

  • познакомить слушателей с одним из современных подходов для работы с системами — системной терапией субличностей;
  •  изучить методологию данного подхода и базовые приемы работы в этом подходе;
  • развить навыки наблюдения, анализа и синтеза демонстрируемого материала;
  • научить выстраивать и осуществлять интервенции при работе в этом подходе как  в индивидуальном режиме, так и при работе с супружескими парами и семьями;
  • сформировать базовые навыки диагностики состояния клиентов, определения последовательности взаимодействия элементов системы и основных приемов/техник консультирования в данном подходе;
  • освоить возможности самостоятельного использования данного подхода в консультативной и психотерапевтической  работе;
  •  контролировать усвоение полученного материала.

Срок обучения: 54 часа.

Программа состоит из 5 разделов, которые логично связаны друг с другом, и включают в себя теоретические и практические блоки,  расширяющие представление слушателей о возможностях  консультирования с использованием системной терапии субличностей.

Изучение данной дисциплины реализуется в следующих формах:

  • информационная лекция с использованием традиционных образовательных технологий, предполагающих прямую трансляцию знаний от преподавателя к слушателю (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения);
  • демонстрация преподавателем отдельных приемов консультативной работы  и фрагментов терапевтической работы в данном подходе для участников образовательных групп;
  • организация самостоятельного анализа наблюдаемых приемов и отдельных работ;
  • самостоятельное практическое использование приемов работы, предполагающих выполнение индивидуальных и коллективных заданий, направленных на формирование умений и навыков психологической работы. Часть самостоятельных работ выполняется под наблюдением преподавателя;
  •  дискуссия - организованное преподавателем обсуждение слушателями  полученного на лекциях и в результате наблюдения за работой преподавателя материала, направленное на улучшение качества усвоения материала.

Программа составлена с учетом государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и в соответствии с требованиями к содержанию программ, сформулированных в ст.76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Основные понятия системной семейной терапии субличностей.

Истоки возникновения системной системной терапии субличностей. Идеи множественности психики К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли,  расщепления — как реакция на  травму (М. Кляйн, О. Кернберг, Д. Виникотт). «Самость» и ЭГО в психоанализе. Системное мышление. Распространение системного мышления на системы, окружающие человека (социальные) и существующие у него внутри.  Индивид, рассматриваемый как система субличностей, его  части и особенности их взаимодействия. Отличительные особенности данной модели от других, опирающихся на множественность психики.

Системы взаимодействия на внутриличностном уровне. Модели, позволяющие  совмещение внутриличностного и межличностного уровней терапии.

Особенности понятия «Самости» в данном подходе. Типы частей, их задачи и функции. Система из трех групп «Изгнанники», «Менеджеры», «Пожарные». Поляризация частей. Понятие «Груз прошлого». Восстановление равновесия и лидерства «Самости» как задачи терапии. 

Раздел 2.  Системная терапия субличностей при  индивидуальной работе с клиентом.

ТЕМА 1. Организационные аспекты СТС

Установление надежного контакта и сотрудничества  «терапевт — клиент». Этапы работы в данном подходе. Представление модели клиенту.

ТЕМА 2.

Основные техники и приемы СТС.

Первичные навыки выделения субличностей. Обсуждение моделей взаимоотношений между частями и частями и «Самостью». Возможности укрепления доверия к «Самости».

Процессы, происходящие с различными частями. От слияния к дифференциации частей. Дифференциация частей, как базовый  прием при работе с субличностями клиента. Распознавание типов частей и направления работы с каждой из частей на начальном этапе терапии. Работа со внутренними опасениями и страхами. Особенности работы  с травмами в данном подходе. Различные приемы, направленные на «возвращение застрявших в прошлом» частей и освобождение  их от «груза прошлого». Техники «Внутренний взор», «Прямой доступ», «Внутренняя комната» и другие приемы данного подхода. Использование систмных вопросов и циркулярного интервью при работе с субличностями. 

Раздел 3. Техники различных подходов в СТС.

Психосинтез и его приемы при выделении частей. Наиболее часто встречающиеся субличности в психосинтезе и приемы работы с ними. Возможности использования  психодрамы в данном подходе:  дублирование и монодрамма.  Гештельт-подход и его особенности работы с субличностями клиента. Техника «пустой стул», ее плюсы и ограничения. Использование арт-терапевтических приемов и работы с ассоциативными картами.  «Расстановка внутренних частей» и системная семейная терапия субличностей. Сходство и отличие системной семейной терапии субличностей и теории травматического расщепления Ф. Рупперта.  Упражнения «Я и моя «Самость», «Препятствия на пути к «Самости», «Самость» как ресурс» и другие техники системно-феноменологической психотерапии.

Раздел 4.  Субличности  психотерапевта.

Принципы работы в данном подходе. «Самость» и субличности самого терапевта. Их влияние на ход терапии. Вмешательство «Беспокойных и Заботливых менеджеров», а также других частей в процесс психотерапии. Способы диагностики и возможности дальнейшей психотерапии. Возможности использования переноса и контрпереноса в данном подходе. Правила безопасности при работе с внутренней системой клиентов. Особенности сопротивления и методы обхождения. Устойчивость и контакт с «Самостью»  самого психотерапевта, как основа дальнейшей работы.

Ответственность терапевта за процесс.

Раздел 5. Семейная и супружеская терапия с точки зрения системной терапии субличностей.

ТЕМА 1. Особенности работы с семьей в СТС

Семья  и ее развитие с точки зрения данной модели. Карта базовых проблем в четырех аспектах семейных систем. Развитие в ограничивающих условиях — бремя травмы. Травмы, полученные в ходе развития семьи и супружеской пары, полученные в  виде грузов родительского наследия и грузов развития.  Способы работы с ними. Дисбаланс,  как один из аспектов проблемы. Виды дисбаланса. Проблемы лидерства в  семье и паре.  Проблемное руководство, как одна из базовых проблем. Понятие семейный и супружеский процесс.

ТЕМА 2. Принципы и техники работы с супружеской парой в СТС

Виды поляризаций в паре. Паттерны взаимоотношений частей по типу слияния, колебания от слияния к поляризации и от поляризации к слияния. Прослеживание последовательности взаимодействия субличностей между супругами. Работа с частями каждого из супругов в присутствии другого как основа восстановления доверия. Фекторы, которые необходимо учитывать при работе с супружеской парой. Техники повышения уверенности к «Самости». Использование методов терапии по М. Боуэну, как дополнение к данной модели.   

Ведущая программы: Рихмаер Алёна

Список основной литературы:

  1. Щварц Р.К. Системная семейная терапия субличностей. М. Научный мир 2011.
  2. Ассаджиолли Р. Психосинтез. М. Наука. 1997.
  3. Реноуттер Дж Это в ваших силах Ростов- на дону Феникс. 1995.
 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: