Версия для слабовидящих (Страница 'Направления и методы системной терапии (СТС)')Вернуться на главную страницу |
______________ |
«Направления и методы системной терапии (СТС - Системная терапия субличностей)» Пояснительная записка Программа является практически ориентированной программой дополнительного профессионального образования (программа повышения квалификации). Цель программы: повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки специалистов в области практической психологии и работы в рамках интегративного подхода — системной терапии субличностей (СТС). Задачи программы:
Срок обучения: 54 часа. Программа состоит из 5 разделов, которые логично связаны друг с другом, и включают в себя теоретические и практические блоки, расширяющие представление слушателей о возможностях консультирования с использованием системной терапии субличностей. Изучение данной дисциплины реализуется в следующих формах:
Программа составлена с учетом государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и в соответствии с требованиями к содержанию программ, сформулированных в ст.76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Основные понятия системной семейной терапии субличностей. Истоки возникновения системной системной терапии субличностей. Идеи множественности психики К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, расщепления — как реакция на травму (М. Кляйн, О. Кернберг, Д. Виникотт). «Самость» и ЭГО в психоанализе. Системное мышление. Распространение системного мышления на системы, окружающие человека (социальные) и существующие у него внутри. Индивид, рассматриваемый как система субличностей, его части и особенности их взаимодействия. Отличительные особенности данной модели от других, опирающихся на множественность психики. Системы взаимодействия на внутриличностном уровне. Модели, позволяющие совмещение внутриличностного и межличностного уровней терапии. Особенности понятия «Самости» в данном подходе. Типы частей, их задачи и функции. Система из трех групп «Изгнанники», «Менеджеры», «Пожарные». Поляризация частей. Понятие «Груз прошлого». Восстановление равновесия и лидерства «Самости» как задачи терапии. Раздел 2. Системная терапия субличностей при индивидуальной работе с клиентом. ТЕМА 1. Организационные аспекты СТС Установление надежного контакта и сотрудничества «терапевт — клиент». Этапы работы в данном подходе. Представление модели клиенту. ТЕМА 2. Основные техники и приемы СТС. Первичные навыки выделения субличностей. Обсуждение моделей взаимоотношений между частями и частями и «Самостью». Возможности укрепления доверия к «Самости». Процессы, происходящие с различными частями. От слияния к дифференциации частей. Дифференциация частей, как базовый прием при работе с субличностями клиента. Распознавание типов частей и направления работы с каждой из частей на начальном этапе терапии. Работа со внутренними опасениями и страхами. Особенности работы с травмами в данном подходе. Различные приемы, направленные на «возвращение застрявших в прошлом» частей и освобождение их от «груза прошлого». Техники «Внутренний взор», «Прямой доступ», «Внутренняя комната» и другие приемы данного подхода. Использование систмных вопросов и циркулярного интервью при работе с субличностями. Раздел 3. Техники различных подходов в СТС. Психосинтез и его приемы при выделении частей. Наиболее часто встречающиеся субличности в психосинтезе и приемы работы с ними. Возможности использования психодрамы в данном подходе: дублирование и монодрамма. Гештельт-подход и его особенности работы с субличностями клиента. Техника «пустой стул», ее плюсы и ограничения. Использование арт-терапевтических приемов и работы с ассоциативными картами. «Расстановка внутренних частей» и системная семейная терапия субличностей. Сходство и отличие системной семейной терапии субличностей и теории травматического расщепления Ф. Рупперта. Упражнения «Я и моя «Самость», «Препятствия на пути к «Самости», «Самость» как ресурс» и другие техники системно-феноменологической психотерапии. Раздел 4. Субличности психотерапевта. Принципы работы в данном подходе. «Самость» и субличности самого терапевта. Их влияние на ход терапии. Вмешательство «Беспокойных и Заботливых менеджеров», а также других частей в процесс психотерапии. Способы диагностики и возможности дальнейшей психотерапии. Возможности использования переноса и контрпереноса в данном подходе. Правила безопасности при работе с внутренней системой клиентов. Особенности сопротивления и методы обхождения. Устойчивость и контакт с «Самостью» самого психотерапевта, как основа дальнейшей работы. Ответственность терапевта за процесс. Раздел 5. Семейная и супружеская терапия с точки зрения системной терапии субличностей. ТЕМА 1. Особенности работы с семьей в СТС Семья и ее развитие с точки зрения данной модели. Карта базовых проблем в четырех аспектах семейных систем. Развитие в ограничивающих условиях — бремя травмы. Травмы, полученные в ходе развития семьи и супружеской пары, полученные в виде грузов родительского наследия и грузов развития. Способы работы с ними. Дисбаланс, как один из аспектов проблемы. Виды дисбаланса. Проблемы лидерства в семье и паре. Проблемное руководство, как одна из базовых проблем. Понятие семейный и супружеский процесс. ТЕМА 2. Принципы и техники работы с супружеской парой в СТС Виды поляризаций в паре. Паттерны взаимоотношений частей по типу слияния, колебания от слияния к поляризации и от поляризации к слияния. Прослеживание последовательности взаимодействия субличностей между супругами. Работа с частями каждого из супругов в присутствии другого как основа восстановления доверия. Фекторы, которые необходимо учитывать при работе с супружеской парой. Техники повышения уверенности к «Самости». Использование методов терапии по М. Боуэну, как дополнение к данной модели. Ведущая программы: Рихмаер Алёна Список основной литературы:
|
Телефон: +7 (495) 772 0021 www.familyland.ru |