Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
Контакты
Карта сайта
Оплата
 
Институт    Клиентам    Специалистам и абитуриентам     Студентам ИИСТ    Библиотека    Календарь    Ссылки      
 
 
Обучение семейной психотерапии

Системно-феноменологическая терапия и консультирование

Короткие программы

Повышение квалификации

Научная жизнь

Практикумы

Семинары

 
Версия для печати
  ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Программы для региональных участников / Теория и практика консультирования зависимых и членов их семей

Теория и практика консультирования зависимых и членов их семей


«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЗАВИСИМЫХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ»
(«Психотерапевтическая работа с зависимыми и их семьями»)
объем образовательной программы - 200 часов

Введение:

В настоящее время проблема алкоголизации и наркотизации населения – это всего лишь одна из граней того, как проявляется зависимое поведение в современном обществе. По мере развития технологий, ускорения ритма жизни человека, по мере увеличения нагрузки и повышения требований к современному человеку, формируются и новые типы зависимостей, и новые факторы риска формирования зависимого поведения. Другими словами, проблема помощи зависимым людям, по мере увеличения процента как химически, так и нехимически зависимых граждан, становится все более востребованной и актуальной. И по мере того, как появляется все больше типов зависимостей, они сочетаются как между собой, так и с другими нарушениями, психологическая помощь и терапия зависимостей становятся все более сложной задачей. В то же время появляются новые, все более современные подходы к терапии зависимостей, поэтому для успешной работы в этой сфере необходимо не только обладать соответствующими компетенциями для работы с такими непростыми вопросами, но и постоянно обновлять, дополнять свои знания и быть универсальным специалистом, умеющим работать с широким диапазоном проявлений химической и нехимической зависимости, а также с сопутствующими и смежными нарушениями.

Для работы с зависимыми пациентами необходимо также иметь представление о том, что наполняет систему помощи зависимым и их семьям: стационары, амбулаторные программы, помощь в рамках реабилитационных центров, рекомендации по взаимодействию с этими учреждениями, критерии рекомендации того или иного учреждения и т.д.

Нельзя не отметить и тот печальный факт, что зависимость формируется во все более молодом возрасте. И не только за счет того, что употребление алкоголя становится более ранним, не только за счет того, что появляются новые типы наркотиков, все более доступных (спайсы), но и за счет того, что процветают новые типы нехимических зависимостей, например, компьютерной. Все это необходимо учитывать современному специалисту-практику, работающему с зависимыми клиентами.

Обращение к кандидатам:

Благодарим Вас за интерес к образовательным программам АНО «Институт интегративной семейной терапии». АНО «Институт интегративной семейной терапии» (ИИСТ), наряду с такими известными учреждениями как Институт практической психологии и психоанализа (А. Варга), Институт групповой и семейной психологии и психотерапии  (А. Черников) входит в тройку учебных заведений, которые готовят наиболее квалифицированных специалистов в области системной семейной терапии (консультирования).  

Со своей стороны считаем своим долгом предупредить Вас, что приобретение образования в данной сфере – процесс, требующий целеустремленности и трудолюбия. Учащимся необходимо заполнять большое количества отчетной документации (учетные формы по работе с семьями и протоколы работы в малых (интервизорских) группах), выходные дни регулярно будут заняты семинарами. 

Требования к кандидатам (абитуриентам):

  • высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
  • работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).

Описание программы:

Данная программа является программой дополнительного образования и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, студентов старших курсов соответствующих ВУЗов, а также специалистов, прошедших курсы «Консультантов по химической зависимости».

Цель программы – подготовка специалистов, способных оказывать психологическую помощь клиентам с химической зависимостью и их родственникам, передача специалистам широкого арсенала техник, методов и практических навыков, позволяющих оказывать психологическую помощь как в случае химической, так и в случае нехимической зависимости.

Данная программа позволяет получить теоретическую базу и практический инструментарий, включающий в себя техники и методики разных психотерапевтических школ, рекомендованные для использования в работе с зависимым клиентом как в формате частной психологической практики, так и в формате реабилитационной работы в рамках стационара.

Очная часть курса (семинары) состоит из лекционной части, демонстрации случаев и многочисленных практических занятий. Лекции включают в себя основные теоретические положения различных подходов психологической помощи зависимым, основы клинической психологии, информацию о процессах протекания заболевания на индивидуальном уровне и на уровне всей семьи. Практическая часть направлена не только на приобретение навыков использования теоретических знаний, но и на отработку конкретных упражнений и техник, которые рекомендуется использовать в работе с зависимыми клиентами. Также практическая часть семинаров позволяет студентам исследовать свои профессиональные компетенции в работе с зависимыми клиентами, чтобы создать индивидуальный стиль работы через усиление преимуществ, осознание и проработку особенностей, мешающих в работе с подобными клиентами.

Важной составляющей данного курса является внимание к личностному развитию студентов. Студенты приобретают возможность проработать темы, мешающие работе с зависимыми клиентами, развить личностные и профессиональные качества, помогающие в практической жизни психолога, работающего c зависимыми и с другими сложными клиентами.

Программа включает в себя 200 часов и рассчитана на 1 год обучения.

При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается удостоверение о повышении квалификации.

Концепция программы:

Методологической основой данного курса является биопсихосоциодуховный и системный подходы к терапии зависимостей. Мы исходим из того, что с работе с зависимостью одинаково важны следующие компоненты:

  1. Клинический. Взгляд на химическую зависимость как болезнь, требующую от пациента и от психолога сотрудничества с врачами, а от психолога также знаний теоретических основ клинической психологии;
  2. Психологический. Помощь зависимому пациенту не сводится только к медицинсткой помощи, а зачастую на передний план выходит именно психологическая и реабилитационная помощь, позволяющие не просто прийти к воздержанию, но и улучшить качество жизни пациента, достичь позитивных личностных изменений, поддерживать позитивную динамику выздоровления, образ жизни и мышление, которые способствуют выздоровлению;
  3. Духовный. Подразумевает работу со смыслами и ценностями и экзистенциональную, гуманистическую направленность работы с пациентом;
  4. Социальный. Учет той социальной реальности, в которой находится пациент, с ее ресурсами и факторами риска, а также поддержка активности пациента в перестройке социального окружения в соответствии с принципами выздоровления и качественного улучшения жизни;
  5. Системный. Взгляд на зависимость как системное заболевание, на развитие которого влияют проблемные семейные связи и семейная история, а не только индивидуальные факторы или внутриличностные конфликты пациента. Это обуславливает значимость психотерапевтической работы не только с пациентом, но и с его родственниками и семейной системой в целом.

Мы считаем, что для успешной помощи зависимым пациентам и их семьям, специалист-практик должен ориентироваться во всех перечисленных компонентах помощи зависимому, а также быть готов к работе с клиентами разного возраста, с разным типом зависимости, с пациентами и семьями, имеющими смешанные проблемы и коморбидность. Для подготовки таких универсальных специалистов мы интегрируем в программе техники, подходы и наработки по терапии зависимостей различных психотерапевтических школ.

За время обучения участники имеют возможность закрепить практические навыки в работе с реальными семьями, а также исследовать свои личностные особенности, особенности своей семейной истории и актуальной семейной ситуации, развивая те качества и усиливая те ресурсы, которые необходимы для формирования эффективной терапевтической позиции и профилактики выгорания в работе с зависимыми клиентами.

Структура программы:

Программа состоит из нескольких блоков:

  1. Образовательный блок: семинары по теории и практике психологической помощи клиентам и семьям с зависимостью – 144 часа;
  2. Блок производственной практики: 26 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями (организациями) и группами, в т.ч. заочная супервизия в объеме 6 часов;
  3. Блок личной и групповой терапии: 30 часов (20 часов групповой психотерапии и 10 часов личной/семейной психотерапии);
  4. Работа в малых (интервизорских) группах;
  5. Подготовка и предоставление в электронном виде текста итоговой квалификационной работы по предложенной теме.

Обучающая методика:

Занятия опираются на теоретические и практические основы групповой работы, работы с семьями, индивидуальную психотерапию в гештальт-терапии, когнитивной терапии, в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, тренинговое обучение, супервизорскую работу, изучение материала с помощью симулированных семей, с использованием личного опыта, в том числе при отработке упражнений и техник, работу с литературой, диагностическими материалами.

Обучение строится на демонстрации материала и техник, их практическом применении, как на материале собственного опыта, так и в работе с симулированными и реальными пациентами. Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов.

 
 
Лицензия 77Л01 №0007179, рег.№036364, от 23 июля 2015г.    Телефон: +7 (495) 772-0021    Е-mail: