Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Обучение семейной психотерапии

Короткие программы

Семинары

Повышение квалификации

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Интегративный подход в работе с клиентами в состоянии психологической травмы / Содержание программы

Содержание программы


Содержание программы ("Интегративный подход в работе с клиентами в состоянии психологической травмы" )

Тема 1. Психология и психотерапия травмы

  1. Медицинский и психологический подходы в описании и классификации травм. 
  2. Классификация травм в бодинамике:
  3. шоковая травма;
  4. травмы жизненных кризисов;
  5. травмы развития.
  6. Связь травм развития и отношений со значимыми людьми в детском и подростковом возрасте. Понятие структуры характера и особенности их формирования, их влияние на жизнь взрослого человека.
  7. Стресс и стрессоустойчивость. Законы Ф. З. Меерсона. Способы повышения стрессоустойчивости. Значение хорошей стрессоустойчивости для терапевта, работающего с клиентом в состоянии травмы.
  8. Травма и травмогенная ситуация (травмогенное событие).
  9. Травмы, связанные с хроническим насилием в детстве. Понятие физического и психологического насилия. Идеи Р. Фейрнбейрна и Д. Селани.
  10.  Предпосылки развития (не развития) травмы по П. Левину.
  11.  Понятие повреждающего и неповреждающего события.
  12.  Характеристики травмогенного события.
  13. Понятие травматического расщепления. Адаптивная роль расщепления.
  14. Понятия «воронка травмы» и «воронка исцеления».
  15.  Базовые психические процессы в развитии травмы:
  16. гипервозбуждение;
  17. сжатие;
  18. иммобилизация;
  19. диссоциация.
  20.  Факторы, усиливающие и ослабляющие травмогенное воздействие.
  21. Концепция «б’ольшего Я» (bigger Me).
  22. Ресурсы совладания с шоком.
  23. Обзор психотерапевтических стратегий в терапии различных видов травм.
  24.  Дебрифинг – метод профилактики травматического расщепления.
  25. Создание безопасного терапевтического контакта – базовая основа построения терапевтом отношений с клиентом при работе с травмой. Перенос и контрперенос при работе с травмой. Репэрентинг как модель терапевтических отношений в случае психотерапевтического сопровождения клиента с травмами развития.

Тема 2. Бодинамический рецепт исцеления травмы

  1. Первое интервью. Создание травматической истории клиента. Выбор ключевого травматического эпизода.
  2. Ознакомление клиента с концепцией ПТСР и концепцией «большего Я».
  3. Развитие телесного ЭГО (заземление, центрирование, формирование границ, построение взаимоотношения и др.), обучение навыкам телесного переживания. Этика работы с применением телесного контакта.
  4. Работа с актуальными социальными связями.
  5. Выстраивание ресурсов: правило «Стоп!», повседневные жизненные ресурсы, безопасное место, безопасный человек.
  6. Ресурсное интервью.
  7. Работа с безопасным местом: интервью, бег.
  8. Интервью о безопасном человеке.
  9. Пиковое интервью.
  10. Работа с ядром травмы: бег для спасения, принятие, установление незавершённого (неосуществлённого) двигательного паттерна и работа с ним.
  11. Ритуал завершения травмы.

Тема 3. Психотерапия ПТСР, общие понятия

  1. Виды и диагностика ПТСР.
  2. Основные направления работы с ПТСР.
  3. Сочетание различных видов травм, диагностика и практика работы.
  4. Травмы и семейные системы. Связь феноменов внешней системы (трансгенерационная травма) с системной травмой как феноменом внутренней системы.

Тема 4. Психотерапия травм развития и эмоциональных травм с использованием «Системной семейной терапии субличностей» (ССТС) Ричарда Шварца

  1. Создание травматической истории клиента.
  2. Поляризация внутренней системы клиента с травмами.
  3. Исследование возникновения внутреннего дисбаланса и поляризации внутренней системы клиента после эпизодов отвержения, потрясения, насилия (физического, сексуального, эмоционального) вслед за развитием дисбаланса во внешней системе.
  4. Изменение структуры и системы ролей во внутренней и внешней системах клиента в результате травмы.
  5. Условия, при которых Самость может провести внутреннюю систему через травму.
  6. Роль реагирования членов внешней системы на потрясенного ребенка.
  7. Благоприятный вариант развития событий (понимание ребенка, контейнирование чувств, организация безопасного места).
  8. Неблагоприятный вариант развития событий – оставление ребенка один на один с травмогенным событием.
  9. Два варианта поведения Самости во внутренней системе.
  10. Изгнанники – раненые и ранимые члены внутренней системы, переживающие последствия травмы (боль, ужас, отчаяние, одиночество, предательство).
  11. Застревание в прошлом: эмоциональное, телесное, когнитивное.
  12. Феноменология Изгнанников: кошмарные сны, флэш-бэки, панические атаки и др.
  13. Поляризация между Изгнанниками и частями, защищающими внутреннюю систему и поддерживающими ее функционирование.
  14. Оскорбительное пренебрежение Менеджеров к детским субличностям за то, что они были травмированы.
  15. Поиск Изгнанниками людей, которые могут дать им любовь, заботу и безопасность.
  16. Части, возникшие в результате травмы, несущие ярость и желание мести.
  17. Особенности переживания чувств Изгнанников, связанные с насилием сексуального характера.

Психотерапевтический процесс. Шаги

  1. Задача на восстановление управления, равновесия и гармонии во внутренней системе клиента. Нахождение ресурсов для регулирования внешней системы отношений.
  2. Учет внешнего контекста жизни клиента и его способности продвигаться во внутреннюю систему.
  3. Оценка уровня дифференциации Самости, степень доверия к ней Менеджеров и других членов внутренней системы.
  4. Работа на дифференциацию Самости от Изгнанника.
  5. Восстановление субличностей из прошлого, в которых они «застряли». Использование эмоционально-фокусированных, телесных и когнитивных техник. Техники рескриптинга.
  6. Снятие с субличностей Груза, поиск новой роли.
  7. Дальнейшая гармонизация внутренней системы.

Взаимоотношения «Терапевт-Клиент» в ССТС

  1. Профессиональная подготовка терапевта к работе в ССТС.
  2. Перенос и контрперенос. Исследование своей внутренней системы терапевтом. Случаи, когда необходима своя психотерапия.
  3. Действия Самости терапевта и Самости клиента как ко-терапевтов, работающих над гармонизацией отношений между субличностями клиента и его внешним окружением.
  4. Любопытство, сочувствие и полное уважение к внутренней и внешней системам клиента как проявление партнерства со стороны терапевта. Рэпэрентинг, как модель терапевтических отношений, при работе с Изгнанниками.
 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: