Содержание программы ("Интегративный подход в работе с клиентами в состоянии психологической травмы" )
Тема 1. Психология и психотерапия травмы
- Медицинский и психологический подходы в описании и классификации травм.
- Классификация травм в бодинамике:
- шоковая травма;
- травмы жизненных кризисов;
- травмы развития.
- Связь травм развития и отношений со значимыми людьми в детском и подростковом возрасте. Понятие структуры характера и особенности их формирования, их влияние на жизнь взрослого человека.
- Стресс и стрессоустойчивость. Законы Ф. З. Меерсона. Способы повышения стрессоустойчивости. Значение хорошей стрессоустойчивости для терапевта, работающего с клиентом в состоянии травмы.
- Травма и травмогенная ситуация (травмогенное событие).
- Травмы, связанные с хроническим насилием в детстве. Понятие физического и психологического насилия. Идеи Р. Фейрнбейрна и Д. Селани.
- Предпосылки развития (не развития) травмы по П. Левину.
- Понятие повреждающего и неповреждающего события.
- Характеристики травмогенного события.
- Понятие травматического расщепления. Адаптивная роль расщепления.
- Понятия «воронка травмы» и «воронка исцеления».
- Базовые психические процессы в развитии травмы:
- гипервозбуждение;
- сжатие;
- иммобилизация;
- диссоциация.
- Факторы, усиливающие и ослабляющие травмогенное воздействие.
- Концепция «б’ольшего Я» (bigger Me).
- Ресурсы совладания с шоком.
- Обзор психотерапевтических стратегий в терапии различных видов травм.
- Дебрифинг – метод профилактики травматического расщепления.
- Создание безопасного терапевтического контакта – базовая основа построения терапевтом отношений с клиентом при работе с травмой. Перенос и контрперенос при работе с травмой. Репэрентинг как модель терапевтических отношений в случае психотерапевтического сопровождения клиента с травмами развития.
Тема 2. Бодинамический рецепт исцеления травмы
- Первое интервью. Создание травматической истории клиента. Выбор ключевого травматического эпизода.
- Ознакомление клиента с концепцией ПТСР и концепцией «большего Я».
- Развитие телесного ЭГО (заземление, центрирование, формирование границ, построение взаимоотношения и др.), обучение навыкам телесного переживания. Этика работы с применением телесного контакта.
- Работа с актуальными социальными связями.
- Выстраивание ресурсов: правило «Стоп!», повседневные жизненные ресурсы, безопасное место, безопасный человек.
- Ресурсное интервью.
- Работа с безопасным местом: интервью, бег.
- Интервью о безопасном человеке.
- Пиковое интервью.
- Работа с ядром травмы: бег для спасения, принятие, установление незавершённого (неосуществлённого) двигательного паттерна и работа с ним.
- Ритуал завершения травмы.
Тема 3. Психотерапия ПТСР, общие понятия
- Виды и диагностика ПТСР.
- Основные направления работы с ПТСР.
- Сочетание различных видов травм, диагностика и практика работы.
- Травмы и семейные системы. Связь феноменов внешней системы (трансгенерационная травма) с системной травмой как феноменом внутренней системы.
Тема 4. Психотерапия травм развития и эмоциональных травм с использованием «Системной семейной терапии субличностей» (ССТС) Ричарда Шварца
- Создание травматической истории клиента.
- Поляризация внутренней системы клиента с травмами.
- Исследование возникновения внутреннего дисбаланса и поляризации внутренней системы клиента после эпизодов отвержения, потрясения, насилия (физического, сексуального, эмоционального) вслед за развитием дисбаланса во внешней системе.
- Изменение структуры и системы ролей во внутренней и внешней системах клиента в результате травмы.
- Условия, при которых Самость может провести внутреннюю систему через травму.
- Роль реагирования членов внешней системы на потрясенного ребенка.
- Благоприятный вариант развития событий (понимание ребенка, контейнирование чувств, организация безопасного места).
- Неблагоприятный вариант развития событий – оставление ребенка один на один с травмогенным событием.
- Два варианта поведения Самости во внутренней системе.
- Изгнанники – раненые и ранимые члены внутренней системы, переживающие последствия травмы (боль, ужас, отчаяние, одиночество, предательство).
- Застревание в прошлом: эмоциональное, телесное, когнитивное.
- Феноменология Изгнанников: кошмарные сны, флэш-бэки, панические атаки и др.
- Поляризация между Изгнанниками и частями, защищающими внутреннюю систему и поддерживающими ее функционирование.
- Оскорбительное пренебрежение Менеджеров к детским субличностям за то, что они были травмированы.
- Поиск Изгнанниками людей, которые могут дать им любовь, заботу и безопасность.
- Части, возникшие в результате травмы, несущие ярость и желание мести.
- Особенности переживания чувств Изгнанников, связанные с насилием сексуального характера.
Психотерапевтический процесс. Шаги
- Задача на восстановление управления, равновесия и гармонии во внутренней системе клиента. Нахождение ресурсов для регулирования внешней системы отношений.
- Учет внешнего контекста жизни клиента и его способности продвигаться во внутреннюю систему.
- Оценка уровня дифференциации Самости, степень доверия к ней Менеджеров и других членов внутренней системы.
- Работа на дифференциацию Самости от Изгнанника.
- Восстановление субличностей из прошлого, в которых они «застряли». Использование эмоционально-фокусированных, телесных и когнитивных техник. Техники рескриптинга.
- Снятие с субличностей Груза, поиск новой роли.
- Дальнейшая гармонизация внутренней системы.
Взаимоотношения «Терапевт-Клиент» в ССТС
- Профессиональная подготовка терапевта к работе в ССТС.
- Перенос и контрперенос. Исследование своей внутренней системы терапевтом. Случаи, когда необходима своя психотерапия.
- Действия Самости терапевта и Самости клиента как ко-терапевтов, работающих над гармонизацией отношений между субличностями клиента и его внешним окружением.
- Любопытство, сочувствие и полное уважение к внутренней и внешней системам клиента как проявление партнерства со стороны терапевта. Рэпэрентинг, как модель терапевтических отношений, при работе с Изгнанниками.
|