|  |  | ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Метод системной расстановки для семейной психотерапии (консультирования) (ФА) / Содержание семинаров по расстановочным программам 
 
 Содержание семинаров по расстановочным программам
 Рабочее содержание семинаров (МСК-ФА-24; МСК-ФА-25; А-ФА-5/2025, РН-ФА-1) Семинар №1 
Положения системного подхода и их соотнесение с законами семейных систем по Б. Хеллингеру. План-схема расстановочной работы: основные фазы и базовый каркас расстановки. Применение принципов нейтральности, циркулярности и гипотетичности (в соотнесении с планом-схемой).Сочетание метода расстановок с другими методами семейной терапии.Генограмма как быстрый и удобный способ фиксации материала клиента. Сбор информации и фокусировка системного запроса.Показания и противопоказания для метода.Виды гипотез: личный, семейный и трансгенерационный уровни семейной системы. Понятия «сплетение, переплетение» и «замещение». Принципы и основания для построения и проверки рабочих гипотез в расстановочной работе. Семинар №2 
Феноменология и ее анализ.Виды интервенций в системно-феноменологической терапии: свободное движение, ввод-вывод новых фигур, «идеальные» образы, перемещение фигур, предписания и ритуалы. Выбор и отработка навыков базовых интервенций. Различные способы работы с заместителями. Построение фраз-решений.Позиция ведущего. Взаимодействие с клиентом в процессе работы.Включение метода в пролонгированную терапевтическую работу.Технология расстановочной работы онлайн. Отличия в применении “расстановочного” инвентаря в индивидуальном и семейном сеттингах: фигурки и их виды, магниты, напольные якоря, рисунок отдельных кадров. Организация рабочего места и доступности обзора для клиента. Специфика опроса заместителей и реализация свободного движения фигур.Экология расстановочной работы онлайн. Семинар №3 
Динамики расстановочной работы. События системы, связанные с ее историей (Микро- и Макроистория). Феномены совладания: лояльность, переплетения, идентификация, "я за тобой", "я за тебя", исключения, перевернутая иерархия, контекстное наслоение и др. Маркеры проявлений в жизни клиента и звучания в его запросе. Уровни системы: индивидуальный, родительский, трансгенерационный. Конфигурации и феномены в расстановке.Частные вопросы. Стратегии работы. Конкретные техники. Семинар №4 
Особые виды фигур в расстановках. Большие фигуры, интегральные фигуры. Болезнь или симптом с точки зрения метода системно-феноменологической терапии. Симптом, как метафора. Фигуры, отражающие ситуацию травматического расщепления. Семинар №5 Семинар №6 
Системно-феноменологический подход в консультировании пары. Показания и “мишени” работы с парой. Технология расстановочной работы. Виды расстановок с парой (расстановка для одного партнера в присутствии другого; расстановка для «пары»; две параллельные расстановки для каждого партнера). Специфика сбора информации и фокусировки системного запроса с парой. Ключевые системные динамики. Уровни работы с парой. Особенности поддержания терапевтического контакта “специалист - пара”. Семинар №7 
Применение метода расстановки в работе с семьей с детьми. Организационные и процессуальные вопросы. Технология расстановок с участием детей: с какого возраста в расстановке могу участвовать дети; кто представляет ребенка при создании расстановки; каким образом помогать ребенку воспринимать расстановку. Беседа по завершению расстановочной работы. Оценка эффективности расстановочной работы с участием детей. Частные вопросы: замещающие дети; приемные дети. Место в системе, на которое «приходит» (или не «приходит») ребенок. Семинар №8 Семинар №9 |