Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
Контакты
Карта сайта
Оплата
 
Институт    Клиентам    Специалистам и абитуриентам     Студентам ИИСТ    Библиотека    Календарь     
 
 
Обучение семейной психотерапии

Системно-феноменологическая терапия и консультирование

Короткие программы

Повышение квалификации

Семинары

Практикумы

Научная жизнь

Ответы на часто задаваемые специалистами и абитуриентами вопросы

 
Версия для печати
  ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Теория и практика консультирования зависимых и членов их семей. (Психотерапевтическая работа с зависимыми и их семьями)

Теория и практика консультирования зависимых и членов их семей. (Психотерапевтическая работа с зависимыми и их семьями)


Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЗАВИСИМЫХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ»
(«Интегративный подход в психологической помощи зависимым клиентами их семьям»)
Объем образовательный программы – 200 часов

Введение:

            Терапия зависимого поведения – тема, которая неизменно актуальна в России и Европе. В настоящее время увеличивается общее количество психиатрических пациентов, в том числе растет количество пациентов с той или иной зависимостью. Кроме того, появляются новые типы зависимостей – новые наркотики, зависимость от гаджетов и интернета. Но есть и хорошие новости – психиатрия и психология также не стоят на месте, все больше появляется методик и подходов с научно доказанной эффективностью, и эта эффективность растет. Поэтому, специалистам, сталкивающимся в своей работе с зависимыми клиентами, важно повышать квалификацию, чтобы быть уверенным практиком, идущим в ногу со временем. Крайне велико многообразие расстройств, заболеваний малой и большой психиатрии, идущих рука об руку с зависимым поведением, поэтому специалист, владеющий интегративным взглядом на проблему, владеющий как клинической теорией, так и инструментами из разных психотерапевтических подходов наиболее подготовлен к работе с зависимым поведением и тем, что за ним стоит.

            Зависимые клиенты и их родственники считаются трудными пациентами, даже опытные терапевты нередко могут растеряться рядом с теми манипуляциями, дисфункциональными механизмами и когнитивными схемами, которые изо всех сил мешают терапевтическим изменениям. Отчасти поэтому многие терапевты не хотят работать с этой проблематикой. Но клиент с зависимостью или семья с созависимыми отношениями могут оказаться на приеме у любого специалиста, даже у того, кто не планирует работать в наркологии и психиатрии. Поэтому, чтобы вовремя увидеть проблему, знать как действовать, к кому обращаться или перенаправить клиента, чтобы понять, зависимость ли это, и как не поддаться на манипуляции и чувствовать профессиональную уверенность, полезно пройти курс обучения работе с зависимыми пациентами и их родственниками.

Концепция программы:

В обучении используются как теоретические блоки, позволяющие специалистам увереннее чувствовать себя в клиническом поле, так и практика с использованием открытых работ с семьями, видеоматериалов, практических упражнений, практика студентов на базе амбулаторного реабилитационного центра.

            Психотерапевтическая и реабилитационная помощь зависимым и их родственникам – направление, тесно связанное с другими клиническими случаями. Малая и большая психиатрия, а именно депрессивные, тревожные, личностные расстройства, сопутствующие эндогенные психические расстройства – это все то, с чем может столкнуться в своей практике специалист, к которому на прием приходит зависимый клиент и его родственники. Поэтому, в золотой стандарт обучения работе с зависимыми клиентами в интегративном подходе входят основы диагностики и помощи клиентам с основными сопутствующими расстройствами.

            Второе необходимое условие интегративности – знакомство специалистов с различными психотерапевтическими направлениями, хорошо зарекомендовавшими себя в терапии, как зависимостей, так и смежных расстройств, а также формирование умения гибко и осознанно их сочетать, обеспечивая индивидуальный подбор инструмента для каждого практического случая в сочетании с научной обоснованностью и высокой эффективностью.

            Методологической основой данного курса является биопсихосоциодуховный, системный  и когнитивно-поведенческий  подходы к терапии зависимостей. Концепция которого исходит из того, что в работе с зависимостью одинаково важны следующие компоненты:

  • Клинический. Взгляд на химическую зависимость как болезнь, требующую от пациента и от психолога сотрудничества с врачами, а от психолога также знаний теоретических основ клинической психологии;

  • Психологический. Помощь зависимому пациенту не сводится только к медицинской помощи, а зачастую на передний план выходит именно психологическая и реабилитационная помощи, позволяющие не просто прийти к воздержанию, но и улучшить качество жизни пациента, достичь позитивных личностных изменений, поддерживать позитивную динамику выздоровления, образ жизни и мышление, которые способствуют выздоровлению;

  • Духовный. Подразумевает работу со смыслами и ценностями и имеет экзистенциональную, гуманистическую направленность работы с пациентом;

  • Социальный. Учет той социальной реальности, в которой находится пациент, с ее ресурсами и факторами риска, а также поддержка активности пациента в перестройке социального окружения в соответствии с принципами выздоровления и качественного улучшения жизни;

  • Системный. Взгляд на зависимость как системное заболевание, на развитие которого влияют проблемные семейные связи и семейная история, а не только индивидуальные факторы или внутриличностные конфликты пациента. Это обуславливает значимость психотерапевтической работы не только с пациентом, но и с его родственниками и семейной системой в целом.

            По нашему мнению, для успешной помощи зависимым пациентам и их семьям, специалист-практик должен ориентироваться во всех вышеперечисленных компонентах помощи зависимому; быть готовым к работе с клиентами разного возраста, с разным типом зависимости, в том числе, с пациентами и семьями, имеющими смешанные проблемы и коморбидность. Для подготовки таких универсальных специалистов в программе интегрируются техники, подходы и наработки по терапии зависимостей различных психотерапевтических школ.

            За время обучения участники имеют возможность закрепить практические навыки в работе с реальными семьями, а также исследовать свои личностные особенности, особенности своей семейной истории и актуальной семейной ситуации, развивая те качества и усиливая те ресурсы, которые необходимы для формирования эффективной терапевтической позиции и профилактики выгорания в работе с зависимыми клиентами.

Структура программы:

Программа состоит из нескольких блоков:

  • Образовательный блок: семинары по теории и практике психологической помощи клиентам и семьям с зависимостью – 144 часа;
  • Блок производственной практики: 26 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями (организациями) и группами;
  • Блок личной и групповой терапии: 30 часов (20 часов групповой психотерапии и 10 часов личной/семейной психотерапии);
  • Подготовка и предоставление в электронном виде текста итоговой квалификационной работы по предложенной теме.

Обучающая методика:

Занятия опираются на теоретические и практические основы групповой работы, работы с семьями, индивидуальную психотерапию в когнитивно-поведенческой терапии, в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, тренинговое обучение, супервизорскую работу, изучение материала с помощью симулированных семей, с использованием личного опыта, в том числе при отработке упражнений и техник, работу с литературой, диагностическими материалами.

Обучение строится на демонстрации материала и техник, их практическом применении как на материале собственного опыта, так и в работе с симулированными и реальными пациентами.

Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов.

Содержание  семинаров:

Семинар 1

Основы наркологии и психотерапии зависимого поведения

  • Зависимости глазами нарколога и психиатра
  • Определения, медицинские факты и другие опоры для терапевта
  • DSM5 и МКБ10
  • Диагностика химических зависимостей: опросники, принципы, преодоление трудностей
  • Диагностика нехимических зависимостей: отличие в диагностике, инструменты и преодолении трудностей
  • Роль мотивации к изменениям в эффективности терапевтического процесса
  • Диагностика мотивации к изменениям: инструменты, практика
  • Практика, работа с клиническими случаями

Сочетание зависимого расстройства с другими заболеваниями. Коморбидность.

  • Понятие коморбидности
  • Первичные и вторичные расстройства
  • Расстройства личности и зависимость
  • Тревожные расстройства, зависимость как ОКР
  • Депрессии и зависимости
  • Шизофрения и зависимое поведение
  • Биполярное расстройство в сочетании с зависимым поведением
  • Дифференциация, диагностика, сочетание терапевтических мишеней

Семинар 2

Построение лечебного процесса: схемы и принципы

  • Этапы формирования болезни
  • Этапы выздоровления
  • БиоПсихоСоциальный принцип
  • Многофакторность заболевания
  • Командный принцип в терапии, взаимодействие с врачами и другими специалистами
  • Психотерапевтические подходы и их роль на различных этапах терапии
  • Мотивационное интервью на начальных и последующих этапах выздоровления

Семинар 3

Системный подход к терапии зависимого

  • Зависимость – семейная болезнь
  • Определение созависимости, история термина
  • Ключевые факторы созависимости
  • Что стоит за созависимостью? Клинический взгляд.
  • Системные принципы в работе с созависимыми семьями
  • Созависимость в подходе Эрика Берна
  • Созависимость в подходе В. Сатир
  • Созависимость в подходе М. Боуэна
  • Структурный подход и созависимость
  • Стратегический подход и созависимость
  • Терапия, ориентированная на решение и созависимость
  • Нарративный подход и созависимость

Семинар 4

Химические зависимости

  • Алкогольная зависимость – особенности заболевания и терапии
  • Стадии алкоголизма
  • Личностные особенности алкоголика
  • Подводные камни в работе с алкоголизмом
  • Техники и методики работы с алкоголиками (индивидуальные и групповые)
  • Наркотические зависимости
  • Типы наркотических веществ, взаимосвязь вещества и терапии
  • Личностные особенности наркоманов
  • Подводные камни в работе с наркоманами
  • Техники и методики работы с наркоманами
  • Отличия в работе с детьми и взрослыми

Семинар 5

Нехимические зависимости: Терапия игровой и интернет зависимости

  • Особенности современной реальности и новые нехимические зависимости
  • Клиповое мышление и работа с ним
  • Подростковый возраст и зависимости
  • Гемблинг – история и современный взгляд
  • Компьютерные и интернет зависимости
  • Практики осознанности и mindfulness в работе с зависимыми
  • Детско-родительские отношения и игровые зависимости
  • Супружеские отношения и игровые зависимости
  • Индивидуальные и групповые техники работы с компьютерной зависимостью

Семинар 6

Нехимические зависимости: Расстройства пищевого поведения

  • Виды расстройств пищевого поведения: Нервная анорексия, булимия и другие нарушения пищевого поведения: компульсивное переедание, психогенная рвота, «синдром ночной еды»
  • Расстройства пищевого поведения в контексте нехимических зависимостей
  • Диагностика расстройств пищевого поведения
  • Разделение зон ответственности психолог-врач в лечении нарушений пищевого поведения
  • Нервная анорексия и булимия в рамках био-психо-социального подхода
  • Личностные, мотивационные, эмоциональные и когнитивные особенности клиентов с анорексией и булимией
  • Нарушения пищевого поведения как симптом семейной дисфункции
  • Организационные вопросы в работе с клиентами с расстройствами пищевого поведения и членами их семей
  • Направления, мишени и фокусы работы с нервной анорексией и булимией в рамках системного подхода
  • Когнитивно-бихевиоральные тактики и протоколы работы с расстройствами пищевого поведения
  • Нервная анорексия и булимия в подростковом возрасте: особенности работы с подростками и их близкими, организационные аспекты работы, роль семьи в работе с расстройствами пищевого поведения у подростков

Семинар 7

Гештальттерапия зависимого поведения

  • История и теоретическая база подхода.
  • Феноменологические аспекты терапии зависимого поведения.
  • Принципы экзистенционализма и холизма в работе с зависимыми клиентами.
  • Основы и принципы гештальттерапии на примере работы с зависимыми. Роль личного опыта клиента в терапии зависимостей.
  • Баланс фрустрации и поддержки в терапии зависимостей. Парадоксальная теория изменений А.Бейссера.
  • Особенности работы с темой ответственности в терапии зависимостей. Техники гештальт-терапии в работе с зависимыми пациентами. Сочетание гештальт-терапии с другими подходами и направлениями терапии зависимостей

Расстановки в работе с зависимым поведением/ Возможности системно-феноменологической терапии в  коррекции зависимого поведения

  • Знакомство с методом. Теоретический обзор законов функционирования семейной системы  и  основных понятий.
  • Образы действий и динамики в семейных системах с моделями зависимого поведения
  • Применение элементов метода системных расстановок, как эффективного инструмента в работе с зависимым
  • Возможности фраз-решений и «ритуалов» при использовании элементов метода системных расстановок в индивидуальном и семейном консультировании
  • Травматическое расщепление, как один из факторов формирования зависимого поведения
  • Инструментарий: применение элементов метода системных расстановок  на отдельных этапах консультирования зависимых и членов их семей

Семинар 8

Когнитивно-поведенческий подход в работе с зависимыми клиентами

  • КПТ в лечении аддиктивных расстройств в модели А. Бека.
  • Работа с автоматическими мыслями, убеждениями и глубинными установками.
  • Работа с рецидивами аддикции и факторами риска в КПТ.
  • Идеи КПТ 3й волны в помощи зависимым
  • АСТ
  • Mindfulness

Семинар 9

 Зависимое поведение и суицидология

  • Основные понятия темы (суицид, суицидальное поведение, самоповреждающее поведение, общая характеристика всех суицидов по Шнейдману, фазы развития суицидального поведения)
  • Суицид как аддиктивная форма реагирования
  • Основные мотивы  и провоцирующие факторы суицидального поведения
  • Определение уровня риска суицидального поведения и соответствующие алгоритмы действий специалиста и близких
  • Позиция специалиста в работе с темой суицидального поведения (тема нейтральности, эмоциональное состояние терапевта, основные трудности, страхи и риски терапевта, профилактика эмоционального выгорания)
  • Организационные вопросы консультирования зависимых и членов их семей с темой суицидального поведения (юридические и этические аспекты, вопрос о сотрудничестве с врачом-психиатром и другими помогающими специалистами)
  • Диагностика суицидального поведения, кризисные протоколы для клиентов/семей и другая документация в работе с суицидальным поведением (чек-листы действий в кризисе, планы безопасности)
  • Мишени и задачи работы с семьёй и зависимым с суицидальным поведением в рамках системного подхода
  • Обзор основных психотерапевтических направлений успешно работающих с суицидальным поведением, мишени работы (КБТ, ДБТ, Схема-терапия, терапия, основанная на ментализации)
  • Техники работы с семьями, столкнувшимися с темой суицидального поведения

Организационные аспекты реализации программы:

Семинары имеют продолжительность 2 дня по 7 часов. Преобладают занятия в выходные дни.

Частота семинаров 1 раз в месяц.

Требования к сертификации:

  • участие во всех семинарах;
  • самостоятельное консультирование семей (организаций) и групп по темам зависимостей;
  • изучение предлагаемой литературы;
  • получение личного клиентского опыта в групповой психотерапии и индивидуальной (семейной) терапии;
  • написание итоговой квалификационной работы по предложенной теме

Документация, необходимая для сертификации:

  • протоколы консультаций с семьями (организациями)  и группами – 26 часов («Регистрационная Карта Семьи», «Регистрационная карта группы»), из которых заочная супервизия в объеме 6 часов;
  • протоколы личной психотерапии:

     а) «Карты Самоанализа Группы», заполненные  в электронном виде в объеме 10 часов (групповая психотерапия);

     б) «Карты Самоанализа Клиента», заполненные  в электронном виде в объеме 20 часов (личная/семейная терапии);

  • текст итоговой квалификационной работы на предложенную тему в электронном виде;
  • при посещении семинаров обеспечивать наличие личной подписи в ведомостях посещения семинаров в общем объеме 144 часа.


Обращение к кандидатам:

Благодарим Вас за интерес к образовательным программам АНО «Институт интегративной семейной терапии». АНО «Институт интегративной семейной терапии» (ИИСТ), наряду с такими известными учреждениями как Институт практической психологии и психоанализа (А. Варга), Институт групповой и семейной психологии и психотерапии  (А. Черников) входит в тройку учебных заведений, которые готовят наиболее квалифицированных специалистов в области системной семейной терапии (консультирования).  

Со своей стороны считаем своим долгом предупредить Вас, что приобретение образования в данной сфере – процесс, требующий целеустремленности и трудолюбия. Учащимся необходимо заполнять отчетную документацию, выходные дни регулярно будут заняты семинарами. 

Требования к кандидатам (абитуриентам):

  • высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
  • работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).

Перед регистрацией, пожалуйста, внимательно прочитайте:

  1. требования к сертификации
  2. договор-оферты на оказание платных образовательных услуг в АНО «ИИСТ»
  3. правила внутреннего распорядка обучающихся в АНО «ИИСТ»
  4. положение о защите персональных данных в АНО «ИИСТ»
  5. часть «Идеология» в разделе «Институт» на нашем сайте
  6. ознакомьтесь с расписанием группы на 2018 учебный год.


Процедура зачисления:

I. Заполнить форму регистрации(ССЫЛКА).
После заполнения анкеты-заявления, на указанный адрес электронной почты, Вам будет отправлено письмо.
В тексте письма будет информация о подтверждении Вашей регистрации, а также описаны дальнейшие действия, необходимые для поступления на обучение.

Для поступления на обучение Вам будет необходимо:
II. Прислать на электронную почту familyland@yandex.ru ​​
сканированные копии документов для формирования личного дела (по возможности, сохраненные в форматах jpeg/pdf)
-Паспорт (разворот с личными данными и разворот с регистрацией);
-Диплом о высшем образовании и вкладыш к нему / зачетная книжка и/или студенческий билет (для студентов старших курсов);
-Документ(ы) о послевузовском профессиональном образовании (удостоверение об окончании интернатуры, ординатуры, диплом кандидата наук, диплом доктора наук);
-Документ, подтверждающий смену фамилии (в случаях, если представленные документы оформлены на разные фамилии);
-Другие документы о профессиональном образовании (свидетельства, удостоверения, дипломы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании) по желанию поступающего;
-Актуальное фото на нейтральном фоне.

Для оперативной обработки входящей почты просим Вас в теме письма написать: ФИО (полностью)_Группа ТЗ-3-18(номер группы)_Личное дело.

III. Произвести оплату
Оплата осуществляется безналичным перечислением, через раздел «Оплата» на сайте  http://www.familyland.ru/paymasterpayment/  
Внимательно указывайте необходимые данные, номер группы и номер оплачиваемого семинара.
На почту, указанную при выставлении счета на оплату, Вам придет электронное подтверждение оплаты -сохраняйте полученные подтверждения об оплате до конца обучения. 


После осуществления оплаты, Вы получите письмо с приглашением на семинар №1 и заданиями для подготовки к этому семинару.
С этого момента Вы официально зачислены в Программу.

 
 
Лицензия 77Л01 №0007170, рег.№036364, от 23 июля 2015г.    Телефон: +7 (495) 772-0021    Е-mail: