Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЗАВИСИМЫХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ»
(«Интегративный подход в психологической помощи зависимым клиентами их семьям»)
Объем образовательный программы – 200 часов
Введение:
Терапия зависимого поведения – тема, которая неизменно актуальна в России и Европе. В настоящее время увеличивается общее количество психиатрических пациентов, в том числе растет количество пациентов с той или иной зависимостью. Кроме того, появляются новые типы зависимостей – новые наркотики, зависимость от гаджетов и интернета. Но есть и хорошие новости – психиатрия и психология также не стоят на месте, все больше появляется методик и подходов с научно доказанной эффективностью, и эта эффективность растет. Поэтому, специалистам, сталкивающимся в своей работе с зависимыми клиентами, важно повышать квалификацию, чтобы быть уверенным практиком, идущим в ногу со временем. Крайне велико многообразие расстройств, заболеваний малой и большой психиатрии, идущих рука об руку с зависимым поведением, поэтому специалист, владеющий интегративным взглядом на проблему, владеющий как клинической теорией, так и инструментами из разных психотерапевтических подходов наиболее подготовлен к работе с зависимым поведением и тем, что за ним стоит.
Зависимые клиенты и их родственники считаются трудными пациентами, даже опытные терапевты нередко могут растеряться рядом с теми манипуляциями, дисфункциональными механизмами и когнитивными схемами, которые изо всех сил мешают терапевтическим изменениям. Отчасти поэтому многие терапевты не хотят работать с этой проблематикой. Но клиент с зависимостью или семья с созависимыми отношениями могут оказаться на приеме у любого специалиста, даже у того, кто не планирует работать в наркологии и психиатрии. Поэтому, чтобы вовремя увидеть проблему, знать как действовать, к кому обращаться или перенаправить клиента, чтобы понять, зависимость ли это, и как не поддаться на манипуляции и чувствовать профессиональную уверенность, полезно пройти курс обучения работе с зависимыми пациентами и их родственниками.
Концепция программы:
В обучении используются как теоретические блоки, позволяющие специалистам увереннее чувствовать себя в клиническом поле, так и практика с использованием открытых работ с семьями, видеоматериалов, практических упражнений, практика студентов на базе амбулаторного реабилитационного центра.
Психотерапевтическая и реабилитационная помощь зависимым и их родственникам – направление, тесно связанное с другими клиническими случаями. Малая и большая психиатрия, а именно депрессивные, тревожные, личностные расстройства, сопутствующие эндогенные психические расстройства – это все то, с чем может столкнуться в своей практике специалист, к которому на прием приходит зависимый клиент и его родственники. Поэтому, в золотой стандарт обучения работе с зависимыми клиентами в интегративном подходе входят основы диагностики и помощи клиентам с основными сопутствующими расстройствами.
Второе необходимое условие интегративности – знакомство специалистов с различными психотерапевтическими направлениями, хорошо зарекомендовавшими себя в терапии, как зависимостей, так и смежных расстройств, а также формирование умения гибко и осознанно их сочетать, обеспечивая индивидуальный подбор инструмента для каждого практического случая в сочетании с научной обоснованностью и высокой эффективностью.
Методологической основой данного курса является биопсихосоциодуховный, системный и когнитивно-поведенческий подходы к терапии зависимостей. Концепция которого исходит из того, что в работе с зависимостью одинаково важны следующие компоненты:
- Клинический. Взгляд на химическую зависимость как болезнь, требующую от пациента и от психолога сотрудничества с врачами, а от психолога также знаний теоретических основ клинической психологии;
- Психологический. Помощь зависимому пациенту не сводится только к медицинской помощи, а зачастую на передний план выходит именно психологическая и реабилитационная помощи, позволяющие не просто прийти к воздержанию, но и улучшить качество жизни пациента, достичь позитивных личностных изменений, поддерживать позитивную динамику выздоровления, образ жизни и мышление, которые способствуют выздоровлению;
- Духовный. Подразумевает работу со смыслами и ценностями и имеет экзистенциональную, гуманистическую направленность работы с пациентом;
- Социальный. Учет той социальной реальности, в которой находится пациент, с ее ресурсами и факторами риска, а также поддержка активности пациента в перестройке социального окружения в соответствии с принципами выздоровления и качественного улучшения жизни;
- Системный. Взгляд на зависимость как системное заболевание, на развитие которого влияют проблемные семейные связи и семейная история, а не только индивидуальные факторы или внутриличностные конфликты пациента. Это обуславливает значимость психотерапевтической работы не только с пациентом, но и с его родственниками и семейной системой в целом.
По нашему мнению, для успешной помощи зависимым пациентам и их семьям, специалист-практик должен ориентироваться во всех вышеперечисленных компонентах помощи зависимому; быть готовым к работе с клиентами разного возраста, с разным типом зависимости, в том числе, с пациентами и семьями, имеющими смешанные проблемы и коморбидность. Для подготовки таких универсальных специалистов в программе интегрируются техники, подходы и наработки по терапии зависимостей различных психотерапевтических школ.
За время обучения участники имеют возможность закрепить практические навыки в работе с реальными семьями, а также исследовать свои личностные особенности, особенности своей семейной истории и актуальной семейной ситуации, развивая те качества и усиливая те ресурсы, которые необходимы для формирования эффективной терапевтической позиции и профилактики выгорания в работе с зависимыми клиентами.
Структура программы:
Программа состоит из нескольких блоков:
- Образовательный блок: семинары по теории и практике психологической помощи клиентам и семьям с зависимостью – 144 часа;
- Блок производственной практики: 26 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями (организациями) и группами;
- Блок личной и групповой терапии: 30 часов (20 часов групповой психотерапии и 10 часов личной/семейной психотерапии);
- Подготовка и предоставление в электронном виде текста итоговой квалификационной работы по предложенной теме.
Обучающая методика:
Занятия опираются на теоретические и практические основы групповой работы, работы с семьями, индивидуальную психотерапию в когнитивно-поведенческой терапии, в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, тренинговое обучение, супервизорскую работу, изучение материала с помощью симулированных семей, с использованием личного опыта, в том числе при отработке упражнений и техник, работу с литературой, диагностическими материалами.
Обучение строится на демонстрации материала и техник, их практическом применении как на материале собственного опыта, так и в работе с симулированными и реальными пациентами.
Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов.
Содержание семинаров:
Семинар 1
Основы наркологии и психотерапии зависимого поведения
- Зависимости глазами нарколога и психиатра
- Определения, медицинские факты и другие опоры для терапевта
- DSM5 и МКБ10
- Диагностика химических зависимостей: опросники, принципы, преодоление трудностей
- Диагностика нехимических зависимостей: отличие в диагностике, инструменты и преодолении трудностей
- Роль мотивации к изменениям в эффективности терапевтического процесса
- Диагностика мотивации к изменениям: инструменты, практика
- Практика, работа с клиническими случаями
Сочетание зависимого расстройства с другими заболеваниями. Коморбидность.
- Понятие коморбидности
- Первичные и вторичные расстройства
- Расстройства личности и зависимость
- Тревожные расстройства, зависимость как ОКР
- Депрессии и зависимости
- Шизофрения и зависимое поведение
- Биполярное расстройство в сочетании с зависимым поведением
- Дифференциация, диагностика, сочетание терапевтических мишеней
Семинар 2
Построение лечебного процесса: схемы и принципы
- Этапы формирования болезни
- Этапы выздоровления
- БиоПсихоСоциальный принцип
- Многофакторность заболевания
- Командный принцип в терапии, взаимодействие с врачами и другими специалистами
- Психотерапевтические подходы и их роль на различных этапах терапии
- Мотивационное интервью на начальных и последующих этапах выздоровления
Семинар 3
Системный подход к терапии зависимого
- Зависимость – семейная болезнь
- Определение созависимости, история термина
- Ключевые факторы созависимости
- Что стоит за созависимостью? Клинический взгляд.
- Системные принципы в работе с созависимыми семьями
- Созависимость в подходе Эрика Берна
- Созависимость в подходе В. Сатир
- Созависимость в подходе М. Боуэна
- Структурный подход и созависимость
- Стратегический подход и созависимость
- Терапия, ориентированная на решение и созависимость
- Нарративный подход и созависимость
Семинар 4
Химические зависимости
- Алкогольная зависимость – особенности заболевания и терапии
- Стадии алкоголизма
- Личностные особенности алкоголика
- Подводные камни в работе с алкоголизмом
- Техники и методики работы с алкоголиками (индивидуальные и групповые)
- Наркотические зависимости
- Типы наркотических веществ, взаимосвязь вещества и терапии
- Личностные особенности наркоманов
- Подводные камни в работе с наркоманами
- Техники и методики работы с наркоманами
- Отличия в работе с детьми и взрослыми
Семинар 5
Нехимические зависимости: Терапия игровой и интернет зависимости
- Особенности современной реальности и новые нехимические зависимости
- Клиповое мышление и работа с ним
- Подростковый возраст и зависимости
- Гемблинг – история и современный взгляд
- Компьютерные и интернет зависимости
- Практики осознанности и mindfulness в работе с зависимыми
- Детско-родительские отношения и игровые зависимости
- Супружеские отношения и игровые зависимости
- Индивидуальные и групповые техники работы с компьютерной зависимостью
Семинар 6
Нехимические зависимости: Расстройства пищевого поведения
- Виды расстройств пищевого поведения: Нервная анорексия, булимия и другие нарушения пищевого поведения: компульсивное переедание, психогенная рвота, «синдром ночной еды»
- Расстройства пищевого поведения в контексте нехимических зависимостей
- Диагностика расстройств пищевого поведения
- Разделение зон ответственности психолог-врач в лечении нарушений пищевого поведения
- Нервная анорексия и булимия в рамках био-психо-социального подхода
- Личностные, мотивационные, эмоциональные и когнитивные особенности клиентов с анорексией и булимией
- Нарушения пищевого поведения как симптом семейной дисфункции
- Организационные вопросы в работе с клиентами с расстройствами пищевого поведения и членами их семей
- Направления, мишени и фокусы работы с нервной анорексией и булимией в рамках системного подхода
- Когнитивно-бихевиоральные тактики и протоколы работы с расстройствами пищевого поведения
- Нервная анорексия и булимия в подростковом возрасте: особенности работы с подростками и их близкими, организационные аспекты работы, роль семьи в работе с расстройствами пищевого поведения у подростков
Семинар 7
Гештальттерапия зависимого поведения
- История и теоретическая база подхода.
- Феноменологические аспекты терапии зависимого поведения.
- Принципы экзистенционализма и холизма в работе с зависимыми клиентами.
- Основы и принципы гештальттерапии на примере работы с зависимыми. Роль личного опыта клиента в терапии зависимостей.
- Баланс фрустрации и поддержки в терапии зависимостей. Парадоксальная теория изменений А.Бейссера.
- Особенности работы с темой ответственности в терапии зависимостей. Техники гештальт-терапии в работе с зависимыми пациентами. Сочетание гештальт-терапии с другими подходами и направлениями терапии зависимостей
Расстановки в работе с зависимым поведением/ Возможности системно-феноменологической терапии в коррекции зависимого поведения
- Знакомство с методом. Теоретический обзор законов функционирования семейной системы и основных понятий.
- Образы действий и динамики в семейных системах с моделями зависимого поведения
- Применение элементов метода системных расстановок, как эффективного инструмента в работе с зависимым
- Возможности фраз-решений и «ритуалов» при использовании элементов метода системных расстановок в индивидуальном и семейном консультировании
- Травматическое расщепление, как один из факторов формирования зависимого поведения
- Инструментарий: применение элементов метода системных расстановок на отдельных этапах консультирования зависимых и членов их семей
Семинар 8
Когнитивно-поведенческий подход в работе с зависимыми клиентами
- КПТ в лечении аддиктивных расстройств в модели А. Бека.
- Работа с автоматическими мыслями, убеждениями и глубинными установками.
- Работа с рецидивами аддикции и факторами риска в КПТ.
- Идеи КПТ 3й волны в помощи зависимым
- АСТ
- Mindfulness
Семинар 9
Зависимое поведение и суицидология
- Основные понятия темы (суицид, суицидальное поведение, самоповреждающее поведение, общая характеристика всех суицидов по Шнейдману, фазы развития суицидального поведения)
- Суицид как аддиктивная форма реагирования
- Основные мотивы и провоцирующие факторы суицидального поведения
- Определение уровня риска суицидального поведения и соответствующие алгоритмы действий специалиста и близких
- Позиция специалиста в работе с темой суицидального поведения (тема нейтральности, эмоциональное состояние терапевта, основные трудности, страхи и риски терапевта, профилактика эмоционального выгорания)
- Организационные вопросы консультирования зависимых и членов их семей с темой суицидального поведения (юридические и этические аспекты, вопрос о сотрудничестве с врачом-психиатром и другими помогающими специалистами)
- Диагностика суицидального поведения, кризисные протоколы для клиентов/семей и другая документация в работе с суицидальным поведением (чек-листы действий в кризисе, планы безопасности)
- Мишени и задачи работы с семьёй и зависимым с суицидальным поведением в рамках системного подхода
- Обзор основных психотерапевтических направлений успешно работающих с суицидальным поведением, мишени работы (КБТ, ДБТ, Схема-терапия, терапия, основанная на ментализации)
- Техники работы с семьями, столкнувшимися с темой суицидального поведения
Организационные аспекты реализации программы:
Семинары имеют продолжительность 2 дня по 7 часов. Преобладают занятия в выходные дни.
Частота семинаров 1 раз в месяц.
Требования к сертификации:
- участие во всех семинарах;
- самостоятельное консультирование семей (организаций) и групп по темам зависимостей;
- изучение предлагаемой литературы;
- получение личного клиентского опыта в групповой психотерапии и индивидуальной (семейной) терапии;
- написание итоговой квалификационной работы по предложенной теме
Документация, необходимая для сертификации:
- протоколы консультаций с семьями (организациями) и группами – 26 часов («Регистрационная Карта Семьи», «Регистрационная карта группы»), из которых заочная супервизия в объеме 6 часов;
- протоколы личной психотерапии:
а) «Карты Самоанализа Группы», заполненные в электронном виде в объеме 10 часов (групповая психотерапия);
б) «Карты Самоанализа Клиента», заполненные в электронном виде в объеме 20 часов (личная/семейная терапии);
- текст итоговой квалификационной работы на предложенную тему в электронном виде;
- при посещении семинаров обеспечивать наличие личной подписи в ведомостях посещения семинаров в общем объеме 144 часа.
Обращение к кандидатам:
Благодарим Вас за интерес к образовательным программам АНО «Институт интегративной семейной терапии». АНО «Институт интегративной семейной терапии» (ИИСТ), наряду с такими известными учреждениями как Институт практической психологии и психоанализа (А. Варга), Институт групповой и семейной психологии и психотерапии (А. Черников) входит в тройку учебных заведений, которые готовят наиболее квалифицированных специалистов в области системной семейной терапии (консультирования).
Со своей стороны считаем своим долгом предупредить Вас, что приобретение образования в данной сфере – процесс, требующий целеустремленности и трудолюбия. Учащимся необходимо заполнять отчетную документацию, выходные дни регулярно будут заняты семинарами.
Требования к кандидатам (абитуриентам):
- высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
- работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).
Перед регистрацией, пожалуйста, внимательно прочитайте: