Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
Контакты
Карта сайта
Оплата
 
Институт    Клиентам    Специалистам и абитуриентам     Студентам ИИСТ    Библиотека    Календарь    Ссылки      
 
 
Обучение семейной психотерапии

Обучение методу системных расстановок

Короткие программы

Повышение квалификации

Научная жизнь

Практикумы

Семинары

 
Версия для печати
  ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Обучение методу системных расстановок / Системно-феноменологическая терапия и консультирование (системные семейные и структурные расстановки) (для обучающихся из регионов)

Системно-феноменологическая терапия и консультирование (системные семейные и структурные расстановки) (для обучающихся из регионов)


ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
по методу краткосрочной терапии «системные семейные и структурные расстановки»
Стандарт подготовки специалистов
    Программа соответствует европейскому стандарту подготовки специалистов в области системных расстановок, утвержденному Deutsche Gesellschaft für Systemaufstellungen  in der Internationalen Arbeitsgemeinschaft für Systemische Lösungen (DGfS-IAG http://www.iag-systemische-loesungen.de). При успешном завершении обучения и выполнении всех требований программы выдается сертификат Института интегративной семейной терапии (Москва).
Описание программы
Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной терапии (консультирования) по методу расстановок и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским, логопедическим, дефектологическим или педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.
Предполагается, что участники программы работают или будут работать в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).
За время обучения участники программы знакомятся с основными вариантами метода «системных расстановок», получают практические навыки системной работы, совершенствуя их в работе с реальными клиентами (пациентами).  
Очная часть курса (семинары) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями метода системных расстановок. На практических занятиях студенты приобретают навыки и умения, необходимые для работы данным методом.
Начиная с освоения классических техник и  базовых принципов метода, участники программы переходят к освоению метода в частных случаях (особенности работы с супружеской парой, с «образом матери», психосоматическими расстройствами), в сложных ситуациях (утрата ребенка, суицидальное поведение) и индивидуальной работе.
Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е.  самостоятельная работа слушателей с клиентами или семьями, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации  практически освоить метод расстановок и избежать в процессе обучения ошибок.
Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения.
Производственную практику слушатели проходят на клинической базе Института или по выбору в ином учреждении. Именно в реальной живой работе с клиентами и  семьями накапливается практический инструментарий, находятся ответы на теоретические вопросы, формируются критерии эффективности психотерапии. Сложные, спорные и интересные случаи обсуждаются с преподавателями на практических занятиях, в том числе в формате заочной супервизии.
За время учебы слушатели получают возможность приобрести собственный клиентский опыт, нередко приобретая новое видение своей семейной истории.
Программа включает в себя 530* часов и рассчитана на полтора года.
Обучение проходит в группе с постоянным составом участников.
Концепция программы
Методологической основой курса являются принципы системного подхода. Системная семейная терапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих методом расстановки.
Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любым клиентом, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с индивидуальными клиентами и семьями в методе расстановок.
Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные клиентами или семьями. Мы приветствуем в образовательных группах смешанный профессиональный состав и учитываем в программе особенности работы с различными типами клиентов, в том числе с соматической и психической патологией. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе системных расстановщиков.
За время обучения участники образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными клиентами или семьями, в том числе  на клинической базе Института, а также исследовать свою семейную историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей семье. Собственная семейная история становится мощным терапевтическим ресурсом в работе семейного терапевта (консультанта) – системного расстановщика.
Структура программы
Программа состоит из нескольких блоков:
 
  • образовательный блок: семинары по методу системных расстановок  – 270 часов,
  • супервизорский блок: 2 семинара очной супервизии с двумя собственными презентациями  – 60 часов,
  • интервизорский блок: 50 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, выполнения упражнений и отработки техник, супервизии друг другу,  
  • блок производственной практики: 60 часов консультационной (терапевтической) расстановочной работы с реальными клиентами (семьями или организациями) и заполнение Учетной Формы («Регистрационная карта расстановки» - 30 шт).
  • блок клиентского опыта: 30 часов работы в терапевтической группе в позиции клиента и заместителя. Обязательное выполнение собственной клиентской работы и написание отчета о ней (Карта самоанализа клиента).
  • написание дипломной работы: 60 часов

Обучающая методика
Занятия ориентированы на теорию и практику работы методом расстановок, видеоанализ, очную и заочную супервизию, отработку навыков в упражнениях и изучение литературы.
Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов. Это:

  • Работа на семинарских занятиях:
  1. лекции
  2. демонстрации реальных случаев с последующим процесс-анализом
  3. упражнения
  4.  заочная супервизия
  • Работа слушателей с клиентами (пациентами) под наблюдением преподавателей (очная супервизия).
  • Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах:
  1. обсуждение специальной литературы
  2. разбор случаев    
  3. отработка полученных навыков при выполнении   «домашних» заданий и упражнений
  • Самостоятельная работа слушателей:
  1. написание и защита дипломной работы
  2. подготовка к выступлениям на конференциях
  • Самостоятельная работа с клиентами (пациентами) или организациями (производственная практика)  и заполнение Учетной Формы («Регистрационная карта расстановки»).
  • Индивидуальная и групповая терапия методом расстановок, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.

Содержание  семинаров**

  • Семинар №1

Знакомство с методом. Место расстановок на «генеалогическом дереве» семейной системной терапии. Источники и предшественники метода. Основные понятия и параметры семейной системы по Б. Хеллингеру. Принадлежность, иерархия, баланс «брать-давать», бренность системы. Признаки функциональной системы. Условия для построения функциональных партнерских отношений. Признаки дисфункциональной системы и  последствия нарушений «порядков» системы. Тестирование системы. Принципы работы методом расстановок. Принципы и основания для построения и проверки рабочих гипотез. Виды интервенций в расстановке. Построение фраз-решений. «План-схема» расстановок.

  • Семинар №2

Генограмма, как эффективный диагностический, аналитический и терапевтический инструмент. Использование метода для знакомства с клиентом, хранения большого количества информации о клиенте и  его истории, для  исследования истории и анализа причин возникновения проблемы, для формулирования гипотез, планирования хода расстановки и определения состава ее участников (выбора заместителей), для расширения контекста поиска возможных решений и актуализации неиспользуемых ресурсов. Отработка базовых элементов и техник в упражнениях. Составление и практическое исследование собственной генограммы. Тренинг. Анализ видеозаписей реальных терапевтических сессий с использованием генограммы. Разбор сложных случаев из практики участников группы.

  • Семинар №3    

Позиция ведущего в расстановках. Работа с частными случаями: разводы, повторные браки, «лоскутные» семьи, приемные дети, абортированные дети и выкидыши, искусственное оплодотворение, ситуации  «жертва-насильник», инцестуозные ситуации, самоубийства, потери. Способы действия при подготовке, проведении и анализе расстановки. Обязательные компоненты запроса. Запросы, которые не «принимаются». Понятие «заказа». Запросы от третьих лиц. Возможности и ограничения расстановочной работы с детьми и подростками. Беременность в расстановке. Построение «идеальных» образов. Наиболее часто встречающиеся пространственные конфигурации. Отработка навыков построения фраз-решений. Различные формы интервенций и возможности организации процесса в расстановках. Директивность в расстановке. Свободное движение.  Принцип минимализма в работе. Принцип стилистического единства расстановки.

  • Семинар №4

Расстановки с «Большими Фигурами». Работа с семейными тайнами. Работа при малом количестве информации. Закрытые расстановки.  Трудные клиенты. Парадокс в расстановках. Завершение и прерывание расстановки. Предписания и ритуалы. «Карантин». Возможности работы с группой на этапе завершения расстановки. Работа с супружескими парами.

  • Семинар №5

Болезнь или симптом с точки зрения расстановок. Симптом, как метафора. Виды расстановок при соматических проявлениях и психосоматических расстройствах.  Возможности и ограничения работы с зависимыми и созависимыми клиентами методом расстановок. Отдельные тенденции в расстановочной работе. Сочетание генограммы с расстановками. Замещения. Синдром годовщины. Процесс передачи травм. Травматическое расщепление.

  • Семинар №6

Различные формы расстановок в индивидуальной работе. Использование предметов. Расстановки на столе. «Каталептическая рука». Участие в расстановке клиента и терапевта в качестве заместителей в формате индивидуальной работы. Расстановки во внутреннем пространстве.

  • Семинар №7

Тело руководителя расстановки, как инструмент. Контакт со своим телом. Работа с дыханием и границами. Телесная феноменология клиента. Специфика «поддержки» с помощью техник, заимствованных из телесно-ориентированной терапии (ТОП). Изучение техник ТОП, направленных на формирование умения входить в «расстановочное» состояние. Навыки «центрирования», «заземления», дыхания. Обучение осознанию телесного взаимодействия между руководителем расстановки и клиентом. «Телесные» интервенции в расстановке.

  • Семинар №8

Структурные расстановки, как самостоятельная область расстановок. Использование «чуда». Тетралеммная расстановка. Расстановка целей Организационные расстановки. Основные понятия и параметры системы в организации. Принципы выбора направления работы. Предварительная работа с заказчиком. Ограничения работы с заказчиками различного уровня. Принципы и формы работы с коллективом организации.

  • Семинар №9

Возможности работы с группой. Расстановки и групповая динамика. Способы выбора и подготовки клиента. Вопросы безопасности метода. Средства обеспечения безопасности клиента и заместителей. Способы выведения из ролей. Философские и нравственные аспекты. Включение расстановок в пролонгированную терапевтическую работу. Расстановки в краткосрочной терапии и консультировании. Расстановки как средство супервизии. Супервизия случаев.

Подготовка к супервизии. Отработка навыков сбора и фокусировки запроса.  Отработка навыков построения и проверки рабочих гипотез. Отработка навыков ведения расстановки. Отработка навыков завершения расстановки. Работа под наблюдением преподавателя с последующим процесс-анализом.

  • Семинар  №10

Внутренняя очная супервизия. Процесс-анализ.

  • Семинар  №11

Внешняя очная супервизия.

Правила сертификации

  • посещение всех семинаров,
  • работа на семинарах очной супервизии с 2 собственными презентациями,
  • систематическая работа в интервизорских группах,
  • систематическая работа в клиентских группах в позиции заместителя,
  • клиентский опыт, задокументированный по установленной форме,
  • практическая работа, задокументированная по установленной форме,
  • защита дипломной работы,
  • изучение предлагаемой литературы.

Документация, необходимая для сертификации

  • протоколы работы («Регистрационная карта расстановки») – 20 работ,
  • протоколы наблюдений за работой опытного специалиста ИИСТ («Регистрационная Карта Расстановки - Наблюдение») – 10 работ
  • протоколы интервизорской группы – 50 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора),
  • отчет о собственном клиентском опыте ("Карта самонализа клиента")
  • текст дипломной работы (в электронном виде) 

Требования к кандидатам

  • высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
  • работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).

  Документация, необходимая для поступления

  1. копия общегражданского паспорта (1-я страница и страница регистрации)
  2. копия диплома о высшем профильном образовании, для студентов старших курсов - копия студенческого билета
  3. фотография 3х4
  4. анкета (выдается представителем в регионе во время собеседования).
Для уточнения стоимости и даты начала программы в Вашем городе, свяжитесь, пожалуйста с представителем в Вашем городе.
Для уточнения других вопросов пишите нам на familyland@yandex.ru

* Описание программы от 1 сентября 2014.

 **Описание дано из расчета продолжительности семинаров по 3 учебных дня.

Порядок семинаров и продолжительность каждого семинара могут быть изменены.

 
 
Лицензия 77Л01 №0007179, рег.№036364, от 23 июля 2015г.    Телефон: +7 (495) 772-0021    Е-mail: