ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Обучение семейной психотерапии / Системное семейное консультирование и семейная психотерапия (социально-психологическая помощь семье и ребёнку)
Системное семейное консультирование и семейная психотерапия (социально-психологическая помощь семье и ребёнку)
Образовательная программа
«Системное семейное консультирование и семейная психотерапия (социально-психологическая помощь семье и ребёнку)»
Базовый курс*
Введение:
В настоящее время системная семейная терапия (консультирование) является одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии. Это связано с широкими показаниями к назначению этого метода нуждающимся семьям и отсутствием противопоказаний, с быстротой наступления терапевтического эффекта (этот подход относят к краткосрочным формам психотерапии) и стойкостью результата.
Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения. Психотерапевты различных школ и направлений давно заметили, что возвращение пациента в семью после курса психотерапии может погубить самые обнадеживающие изменения или вернуть пациента к прежним моделям поведения и стереотипным реакциям. Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.
Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.
Целью данной программы является подготовка специалистов-«универсалов», способных решать как профилактические задачи, так и задачи вывода семьи из тяжелой кризисной ситуации, и владеющих широким арсеналом подходов, методов и техник для индивидуального подбора алгоритма помощи каждой семье.
Данная программа дает возможность познакомиться с теорией и практикой классических и современных школ семейной психотерапии, а также с авторскими разработками сотрудников Института.
Очная часть курса (семинары) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями системного подхода в семейной терапии. На практических занятиях студенты не только приобретают навыки использования усвоенных ранее теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности, но и рассматривают также пути оказания семьям профилактической помощи.
Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с семьями, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи семье и избежать в процессе обучения ошибок.
Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения.
Производственную практику слушатели проходят на клинической базе Института или по выбору в ином учреждении. Именно в реальной живой работе с семьями накапливается практический инструментарий, находятся ответы на теоретические вопросы, формируются критерии эффективности психотерапии. Сложные, спорные и интересные случаи обсуждаются с преподавателями на практических занятиях, в том числе, в формате заочной супервизии.
За время учебы слушатели получают возможность для своего личностного развития в контексте собственной семьи, нередко приобретая новое видение своей семейной истории.
Выполнение выпускной (дипломной) работы помогает совершенствовать свой личный терапевтический стиль и проанализировать влияние своей собственной семейной истории на профессиональный путь и возможности профессионального роста.
Программа включает в себя 1175 часов и рассчитана на 3 года. Обучение проходит в группе с постоянным составом участников.
Программа соответствует Европейскому Стандарту подготовки семейных терапевтов (консультантов).
При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института интегративной семейной терапии (г. Москва).
Концепция программы:
Методологической основой курса являются принципы системного подхода. Системная семейная терапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с семьями.
Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой семьей на консультативном приеме, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с семьями в различных психотерапевтических школах. В процессе обучения слушатели курса знакомятся с передовыми технологиями не только системного подхода, но и других направлений психотерапии.
Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с семьями, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные семьями. Мы приветствуем в образовательных группах смешанный профессиональный состав и учитываем в программе особенности работы с различными типами семей, в том числе с соматической и психической патологией. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе семейных консультантов и терапевтов
За время обучения участники образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными семьями, в том числе на клинической базе Института, а также исследовать свою семейную историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей семье. Собственная семейная история становится мощным терапевтическим ресурсом в работе семейного и супружеского терапевта (консультанта).
Структура программы:
Программа состоит из нескольких блоков:
- образовательный блок: семинары по теории и практике системной семейной терапии и консультирования – 590 часов,
- супервизорский блок: семинары очной супервизии с четырьмя собственными презентациями – 160 часов,
- интервизорский блок: 130 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, обмена упражнениями и техниками, супервизии друг другу,
- блок производственной практики: 100 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями (организациями) и группами,
- блок личной и групповой терапии: 50 часов,
- защита итоговых квалификационных работ – 25 часов,
- самостоятельная работа (подготовка социологического опроса, итоговой квалификационной работы, эссе) – 120 часов.
Обучающая методика:
Занятия ориентированы на теорию и практику групповой работы, работы с парами и семьями, индивидуальную психотерапию в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, очную и заочную супервизию, отработку навыков в упражнениях и изучение литературы.
Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными семьями, обращающимися за психотерапевтической помощью по поводу каких-либо проблем, а также на использовании техник семейной терапии для переосмысления собственной семейной истории и актуальной семейной ситуации.
Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов. Это:
1. Работа на семинарских занятиях:
- лекции
- демонстрации реальных случаев
- упражнения
- заочная супервизия
- индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.
2. Работа слушателей с семьями под наблюдением преподавателей (очная супервизия).
3. Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах:
- обсуждение специальной литературы
- разбор случаев
- отработка полученных навыков при выполнении «домашних» заданий и упражнений
- подготовка к выступлению на конференциях.
4. Самостоятельная работа с семьями и группами (производственная практика) и заполнение Учетных Форм ("Регистрационная карта семьи", "Регистрационная карта группы").
Содержание семинаров:
Семинар №1
Исторические аспекты системного подхода. Понятие семейной системы. Основные характеристики и структурные параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, подсистемы. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, перевернутая иерархия и т.д.
Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Задачи первого контакта. Мотивирование членов семьи на участие в терапии. Вовлечение в терапию отсутствующих членов семьи. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей.
Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений.
Избранные техники: циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов.
Семинар № 2.
Построение гипотез. Развитие системных гипотез. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии.
Коммуникативный аспект в семейной системе.
Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла.
Избранные техники.
Семинар №3
Понятие «сопротивление» в системном подходе.
Основные школы и направления системного подхода.
Трансгенерационная модель консультирования. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий и семейные мифы.
Семинары №4 - 6
«Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Генограмма. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»). Знакомство с методом системных расстановок.
Семинар №7
Избранные техники: «Семейная реконструкция». Цели и области применения, техника и правила.
Личность семейного терапевта как клинический инструмент.
Семинар № 8
Теория систем М. Боуэна. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы.
Семинар №9
Эмпирический подход. Системная терапия, ориентированная на переживания и опыт (К. Витакер, В. Сатир).
Избранные техники: «скульптура» и «дочки-матери»
Семинар № 10
Структурная школа (С.Минухин).
Семинар №11
Стратегическое направление (П. Вацлавик, Дж.Хейли, К. Маданес, М.с. Палацолли, Дж. Нардоне).
Семинар № 12
Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с медицинской, психоаналитической и системной точек зрения. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, часть циклической модели взаимодействий и способ стабилизации семейной системы.
Избранные техники: домашнее задание, ко-терапевтическое взаимодействие.
Подготовка к супервизии. Разбор случаев. Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Участие членов семьи в терапии, структура сессии, завершение терапии.
Промежуточный зачет.
Семинар №13
Супервизия №1 (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями. (Обязательное представление случая).
Семинары №14 - 15
Современные направления системного подхода.
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение.
Нарративный подход.
Семинар №16
Частные вопросы: консультирование семьи по направлению органов опеки и попечительства, состоящих на учете (внутришкольный, КДН и ЗП). Особенности психологической работы на дому у семьи. Основы безопасности. Правила взаимодействия с контролирующими организациями.
Семинары №17 - 21
Элективный семинар (по выбору – 3 из 5):
- основы психологического консультирования,
- основы системного мышления,
избранные техники работы с семьями, применяющиеся в других направлениях психотерапии:
- телесно-ориентированная терапия,
- основы психодрамы,
- основы эриксоновского гипноза.
Семинар №22
Системная диагностика семейных проблем.
Консультирование детей и родителей в системном подходе.
Семинар №23
Семинар ведущих специалистов системного подхода и смежных областей психологического консультирования. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.
Семинар №24
Супервизия №2 (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).
Семинар №25
Семинар ведущих специалистов системного подхода и смежных областей психологического консультирования.
Семинары №26-31
Частные вопросы семейной терапии (консультирования):
- Индивидуальное консультирование в системном подходе.
- Консультирование супружеских пар.
- Особенности консультирования семьи на этапе развода и неполной семьи.
- Особенности консультирования семьи с алкогольной и другими видами зависимости.
- Консультирование семьи с пограничными психическими расстройствами и душевно больными.
- Консультирование семьи, переживающей горе или утрату.
- Особенности консультирования семьи, ожидающей ребенка.
- Особенности консультирования замещающей семьи и приемного ребенка.
Семинар №32
Супервизия №3 (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).
Семинар №33
Внешняя супервизия (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).
Семинар №34
Защита итоговых квалификационных работ.
Организационные аспекты реализации программы:
Семинары имеют разную продолжительность (от 1.5. до 4-х дней). Большинство семинаров имеют продолжительность 3 дня.
Учебные дни сгруппированы вокруг выходных.
Частота семинаров 1-2 раза в месяц. Июль и август - летние каникулы, которые можно использовать для практики, включившись в летние проекты Института интегративной семейной терапии.
На 1-м семинаре участники образовательной программы получают учебно-календарный план, раздаточные материалы, заключают договор.
Правила сертификации:
- посещение всех семинаров,
- работа на семинарах очной супервизии с 4 собственными презентациями (включающая в себя соблюдение требований каждой супервизии и письменные отчеты-эссе),
- систематическая работа в интервизорских группах,
- работа с реальными семьями и группами,
- проведение социологического опроса и комплекса диагностических мероприятий для семей,
- защита итоговой квалификационной работы,
- изучение предлагаемой литературы.
Документация, необходимая для сертификации:
- протоколы работы с семьями («Регистрационная карта семьи») – не менее 80 часов, из них как минимум 2 семьи прошли не менее 10 сеансов и протоколы работы с группами ("Регистрационная карта группы") - до 20 часов, т.е. в совокупности 100 часов практической работы, оформленной в виде соответсвующих учетных форм в электронном виде.
- протоколы интервизорской группы – 130 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора) в электронном виде,
- аналитический отчет о социологическом опросе в электронном виде,
- эссе о процессе супервизий в электронном виде,
- текст итоговой квалификационной работы в электронном виде,
- протоколы личной терапии - 40 часов (группа) и 10 часов (личная терапия) - ("Карта самоанализа клиента") в электронном виде,
- обработанные данные и исходные бланки диагностики 3 семей (в формате стандартизованного отчета о диагностике семейной системы) в электронном и бумажном виде.
Благодарим Вас за интерес к образовательным программам АНО «Институт интегративной семейной терапии». АНО «Институт интегративной семейной терапии» (ИИСТ), наряду с такими известными учреждениями как Институт практической психологии и психоанализа (А. Варга), Институт групповой и семейной психологии и психотерапии (А. Черников) входит в тройку учебных заведений, которые готовят наиболее квалифицированных специалистов в области системной семейной терапии (консультирования).
Со своей стороны считаем своим долгом предупредить Вас, что приобретение образования в данной сфере – процесс, требующий целеустремленности и трудолюбия. Учащимся необходимо заполнять большое количества отчетной документации (учетные формы по работе с семьями и протоколы работы в малых (интервизорских) группах), выходные дни регулярно будут заняты семинарами.
Требования к кандидатам (абитуриентам):
- высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
- работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).
Процесс зачисления в группу обучения по образовательной программе дополнительного профессионального образования в АНО «ИИСТ» состоит из нескольких этапов.
А) Первый этап: Вы заполняете короткую анкету (размещена внизу этой страницы). Просим правильно и полно указывать свои контактные данные.
Б) В течении недели Вам на электронную почту придет письмо с подтверждением регистрации в качестве абитуриента.
В) Второй этап: письмо-подтверждение будет содержать важную информацию и подробные инструкции для продолжения процесса регистрации. Вам надо будет заполнить более подробную электронную анкету-заявление; подтвердить факт прочтения и согласия с договором-офертой и правилами внутреннего распорядка; прислать сканы требуемых документов* для формирования личного дела и выполнить письменное вступительное задание. Все это необходимо сделать за 7 дней, и прислать документы ответным электронным письмом.
В) Третий этап: после рассмотрения анкеты-заявления и проверки вступительного задания, Вы можете быть приглашены на дополнительное собеседование. По результатам обработки полного пакета документов, Вы вновь получите электронное письмо с инструкцией по оплате.
Г) Четвертый (финальный этап): после оформления оплаты, Вы получите по электронной почте приглашение на семинар №1 согласно расписанию выбранной учебной группы и задания для подготовки к этому семинару. С этого момента Вы являетесь официально зачисленным обучающимся.
В случае возникновения любых трудностей или вопросов на любом этапе регистрации и оформления документов, пожалуйста, пишите нам на почту familyland@yandex.ru или звоните по телефону (495)772-00-21.
* На втором этапе необходимо представить в виде сканов, в формате .jpeg или pdf следующий пакет документов:
- Диплом о высшем образовании / зачетная книжка и/или студенческий билет (для студентов)
- Документ, подтверждающий смену фамилии (в случаях, если представленные документы оформлены на разные фамилии)
- Другие документы о профессиональном образовании (свидетельства, удостоверения, дипломы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании) по желанию поступающего (указать)
Перед регистрацией, пожалуйста, внимательно прочитайте:
Для того, чтобы стать участником группы, необходимо заполнить регистрационную форму по этой ссылке.
|