Версия для печати - вернуться на сайт
 

Системное семейное консультирование и семейная психотерапия (социально-психологическая помощь семье и ребёнку)

 
    
Образовательная программа
 

  «Системное семейное консультирование и семейная психотерапия (социально-психологическая помощь семье и ребёнку)»

 Базовый курс*

Введение:

В настоящее время системная семейная терапия (консультирование) является одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии. Это связано с широкими показаниями к назначению этого метода нуждающимся семьям и отсутствием противопоказаний, с быстротой наступления терапевтического эффекта (этот подход относят к краткосрочным формам психотерапии) и стойкостью результата.

Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения. Психотерапевты различных школ и направлений давно заметили, что возвращение пациента в семью после курса психотерапии может погубить самые обнадеживающие изменения или вернуть пациента к прежним моделям поведения и стереотипным реакциям. Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.

Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.

Целью данной программы является подготовка специалистов-«универсалов», способных решать как профилактические задачи, так и задачи вывода семьи из тяжелой кризисной ситуации, и владеющих широким арсеналом подходов, методов и техник для индивидуального подбора алгоритма помощи каждой семье.

Данная программа дает возможность познакомиться с теорией и практикой классических и современных школ семейной психотерапии, а также с авторскими разработками сотрудников Института.

Очная часть курса (семинары) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями системного подхода в семейной терапии. На практических занятиях студенты не только приобретают навыки использования усвоенных ранее теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности, но и рассматривают также пути оказания семьям профилактической помощи.

Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с семьями, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи семье и избежать в процессе обучения ошибок.

 Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения.

Производственную практику слушатели проходят на клинической базе Института или по выбору в ином учреждении. Именно в реальной живой работе с семьями накапливается практический инструментарий, находятся ответы на теоретические вопросы, формируются критерии эффективности психотерапии. Сложные, спорные и интересные случаи обсуждаются с преподавателями на практических занятиях, в том числе, в формате заочной супервизии.

За время учебы слушатели получают возможность для своего личностного развития в контексте собственной семьи, нередко приобретая новое видение своей семейной истории.

Выполнение выпускной (дипломной) работы помогает совершенствовать свой личный терапевтический стиль и проанализировать влияние своей собственной семейной истории на профессиональный путь и возможности профессионального роста.

Программа включает в себя 1175 часов и рассчитана на 3 года. Обучение проходит в группе с постоянным составом участников.

Программа соответствует Европейскому Стандарту подготовки семейных терапевтов (консультантов).

При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института интегративной семейной терапии (г. Москва).

Концепция программы:

Методологической основой курса являются принципы системного подхода. Системная семейная терапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с семьями.

Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой семьей на консультативном приеме, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с семьями в различных психотерапевтических школах. В процессе обучения слушатели курса знакомятся с передовыми технологиями не только системного подхода, но и других направлений психотерапии.

Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с семьями, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные семьями. Мы приветствуем в образовательных группах смешанный профессиональный состав и учитываем в программе особенности работы с различными типами семей, в том числе с соматической и психической патологией. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе семейных консультантов и терапевтов

За время обучения участники образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными семьями, в том числе на клинической базе Института, а также исследовать свою семейную историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей семье. Собственная семейная история становится мощным терапевтическим ресурсом в работе семейного и супружеского терапевта (консультанта).

Структура программы:
Программа состоит из нескольких блоков:
  1. образовательный блок: семинары по теории и практике системной семейной терапии и консультирования – 590 часов,
  2. супервизорский блок: семинары очной супервизии с четырьмя собственными презентациями – 160 часов,
  3. интервизорский блок: 130 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, обмена упражнениями и техниками, супервизии друг другу,
  4. блок производственной практики: 100 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями (организациями) и группами,
  5. блок личной и групповой терапии: 50 часов, 
  6. защита итоговых квалификационных работ – 25 часов,
  7. самостоятельная работа (подготовка социологического опроса, итоговой квалификационной работы, эссе) – 120 часов. 
Обучающая методика:

Занятия ориентированы на теорию и практику групповой работы, работы с парами и семьями, индивидуальную психотерапию в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, очную и заочную супервизию, отработку навыков в упражнениях и изучение литературы.

Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными семьями, обращающимися за психотерапевтической помощью по поводу каких-либо проблем, а также на использовании техник семейной терапии для переосмысления собственной семейной истории и актуальной семейной ситуации.

Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов. Это:

1.     Работа на семинарских занятиях:
  • лекции
  • демонстрации реальных случаев
  • упражнения
  • заочная супервизия
  • индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.

2.    Работа слушателей с семьями под наблюдением преподавателей (очная супервизия).

3.     Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах:

  • обсуждение специальной литературы
  • разбор случаев     
  • отработка полученных навыков при выполнении   «домашних» заданий и упражнений
  • подготовка к выступлению на конференциях.

4.  Самостоятельная работа с семьями и группами (производственная практика) и заполнение Учетных Форм ("Регистрационная карта семьи", "Регистрационная карта группы").

Содержание  семинаров:
Семинар №1
Исторические аспекты системного подхода. Понятие семейной системы. Основные характеристики и структурные параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, подсистемы. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, перевернутая иерархия и т.д.
Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Задачи первого контакта. Мотивирование членов семьи на участие в терапии. Вовлечение в терапию отсутствующих членов семьи. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей.
Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений.
Избранные техники: циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов.
Семинар № 2.
Построение гипотез. Развитие системных гипотез. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии.
Коммуникативный аспект в семейной системе.
Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла.
Избранные техники.
Семинар №3
Понятие «сопротивление» в системном подходе.
Основные школы и направления системного подхода.
Трансгенерационная модель консультирования. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий и семейные мифы.
Семинары №4 - 6
«Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Генограмма. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»). Знакомство с методом системных расстановок.
Семинар №7
Избранные техники: «Семейная реконструкция». Цели и области применения, техника и правила.
Личность семейного терапевта как клинический инструмент.
Семинар № 8  
Теория систем М. Боуэна. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы.
Семинар №9
Эмпирический подход. Системная терапия, ориентированная на переживания и опыт (К. Витакер, В. Сатир).
Избранные техники: «скульптура» и «дочки-матери»
Семинар № 10 
Структурная школа (С.Минухин). 
Семинар №11
Стратегическое направление (П. Вацлавик, Дж.Хейли, К. Маданес, М.с. Палацолли, Дж. Нардоне).
Семинар № 12
Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с медицинской, психоаналитической и системной точек зрения. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, часть циклической модели взаимодействий и способ стабилизации семейной системы.
Избранные техники: домашнее задание, ко-терапевтическое взаимодействие.
Подготовка к супервизии. Разбор случаев. Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Участие членов семьи в терапии, структура сессии, завершение терапии.
Промежуточный зачет.
Семинар №13
Супервизия №1 (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями. (Обязательное представление случая).
Семинары №14 - 15
Современные направления системного подхода.
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение.
Нарративный подход.
Семинар №16
Частные вопросы: консультирование семьи по направлению органов опеки и попечительства, состоящих на учете (внутришкольный, КДН и ЗП). Особенности психологической работы на дому у семьи. Основы безопасности. Правила взаимодействия с контролирующими организациями.
Семинары №17 - 21
Элективный семинар (по выбору – 3 из 5):
  • основы психологического консультирования,
  • основы системного мышления,
избранные техники работы с семьями, применяющиеся в других направлениях психотерапии:
  • телесно-ориентированная терапия,
  • основы психодрамы,  
  • основы эриксоновского гипноза.
Семинар №22
Системная диагностика семейных проблем.
Консультирование  детей и родителей в системном подходе.
Семинар №23
Семинар ведущих специалистов системного подхода и смежных областей психологического консультирования. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.
Семинар №24
Супервизия №2 (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).
Семинар №25
Семинар ведущих специалистов системного подхода и смежных областей психологического консультирования.
Семинары №26-31
Частные вопросы семейной терапии (консультирования):
  • Индивидуальное консультирование в системном подходе.
  • Консультирование супружеских пар.
  • Особенности консультирования семьи на этапе развода и неполной семьи.
  • Особенности консультирования семьи с алкогольной и другими видами зависимости.
  • Консультирование семьи с пограничными психическими расстройствами и душевно больными.
  • Консультирование семьи, переживающей горе или утрату.
  • Особенности консультирования семьи, ожидающей ребенка.
  • Особенности консультирования замещающей семьи и приемного ребенка. 
Семинар №32
Супервизия №3 (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).
Семинар   №33
Внешняя супервизия (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).
Семинар   №34
Защита итоговых квалификационных работ.
Организационные аспекты реализации программы:

Семинары имеют разную продолжительность (от 1.5. до 4-х дней). Большинство семинаров имеют продолжительность 3 дня.

Учебные дни сгруппированы вокруг выходных.

Частота семинаров 1-2 раза в месяц. Июль и август - летние каникулы, которые можно использовать для практики, включившись в летние проекты Института интегративной семейной терапии.

На 1-м семинаре участники образовательной программы получают учебно-календарный план, раздаточные материалы, заключают договор.

Правила сертификации:
  • посещение всех семинаров,
  • работа на семинарах очной супервизии с 4 собственными презентациями (включающая в себя соблюдение требований каждой супервизии и письменные отчеты-эссе),
  • систематическая работа в интервизорских группах, 
  • работа с реальными семьями и группами, 
  • проведение социологического опроса и комплекса диагностических мероприятий для семей,
  • защита итоговой квалификационной работы, 
  • изучение предлагаемой литературы.
Документация, необходимая для сертификации:
  1. протоколы работы с семьями («Регистрационная карта семьи») – не менее 80 часов, из них как минимум 2 семьи прошли не менее 10 сеансов и протоколы работы с группами ("Регистрационная карта группы") - до 20 часов, т.е. в совокупности 100 часов практической работы, оформленной в виде соответсвующих учетных форм в электронном виде.
  2. протоколы интервизорской группы – 130 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора) в электронном виде,
  3. аналитический отчет о социологическом опросе в электронном виде,
  4. эссе о процессе супервизий в электронном виде,
  5. текст итоговой квалификационной работы в электронном виде,
  6. протоколы личной терапии - 40 часов (группа) и 10 часов (личная терапия) - ("Карта самоанализа клиента") в электронном виде,
  7. обработанные данные и исходные бланки диагностики 3 семей (в формате стандартизованного отчета о диагностике семейной системы) в электронном и бумажном виде.

Благодарим Вас за интерес к образовательным программам АНО «Институт интегративной семейной терапии». АНО «Институт интегративной семейной терапии» (ИИСТ), наряду с такими известными учреждениями как Институт практической психологии и психоанализа (А. Варга), Институт групповой и семейной психологии и психотерапии  (А. Черников) входит в тройку учебных заведений, которые готовят наиболее квалифицированных специалистов в области системной семейной терапии (консультирования).  

Со своей стороны считаем своим долгом предупредить Вас, что приобретение образования в данной сфере – процесс, требующий целеустремленности и трудолюбия. Учащимся необходимо заполнять большое количества отчетной документации (учетные формы по работе с семьями и протоколы работы в малых (интервизорских) группах), выходные дни регулярно будут заняты семинарами. 

Требования к кандидатам (абитуриентам):

  • высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
  • работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).

Процесс зачисления в группу обучения по образовательной программе дополнительного профессионального образования в АНО «ИИСТ» состоит из нескольких этапов.

А) Первый этап: Вы заполняете короткую анкету (размещена внизу этой страницы). Просим правильно и полно указывать свои контактные данные.

Б) В течении недели Вам на электронную почту придет письмо с подтверждением регистрации в качестве абитуриента.

В) Второй этап: письмо-подтверждение будет содержать важную информацию и подробные инструкции для продолжения процесса регистрации. Вам надо будет заполнить более подробную электронную анкету-заявление; подтвердить факт прочтения и согласия с договором-офертой и правилами внутреннего распорядка; прислать сканы требуемых документов* для формирования личного дела и выполнить письменное вступительное задание. Все это необходимо сделать за 7 дней, и прислать документы ответным электронным письмом.

В) Третий этап: после рассмотрения анкеты-заявления и проверки вступительного задания, Вы можете быть приглашены на дополнительное собеседование. По результатам обработки полного пакета документов, Вы вновь получите электронное письмо с инструкцией по оплате.

Г) Четвертый (финальный этап): после оформления оплаты, Вы получите по электронной почте приглашение на семинар №1 согласно расписанию выбранной учебной группы и задания для подготовки к этому семинару. С этого момента Вы являетесь официально зачисленным обучающимся.

В случае возникновения любых трудностей или вопросов на любом этапе регистрации и оформления документов, пожалуйста, пишите нам на почту familyland@yandex.ru или звоните по телефону (495)772-00-21.

* На втором этапе необходимо представить в виде сканов, в формате .jpeg или pdf следующий пакет документов:

  • Диплом о высшем образовании / зачетная книжка и/или студенческий билет (для студентов)
  • Документ, подтверждающий смену фамилии (в случаях, если представленные документы оформлены на разные фамилии)
  • Другие документы о профессиональном образовании (свидетельства, удостоверения, дипломы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании) по желанию поступающего (указать)

Перед регистрацией, пожалуйста, внимательно прочитайте:

1. Договор-ОФЕРТУ об оказании платных образовательных услуг (группы МСК-119)
2.Правила внутреннего распорядка обучающихся
3. правила сертификации
4. положение о защите персональных данных в АНО «ИИСТ»
5. часть «Идеология» в разделе «Институт» на нашем сайте
6. ответы на часто задаваемые специалистами и абитуриентами вопросы
7.Расписание на 2019 учебный год 

Для того, чтобы стать участником группы, необходимо заполнить регистрационную форму по этой ссылке.

 
Телефон: +7 (495) 772 0021
www.familyland.ru