Версия для печати - вернуться на сайт
 

Системное семейное консультирование и семейная психотерапия (социально-психологическая помощь семье и ребёнку)

 
    
Образовательная программа
 

  «Системное семейное консультирование и семейная психотерапия (социально-психологическая помощь семье и ребёнку)»

Группа МСК-220АБ
(старт программы - 16 октября 2020г)

 Базовый курс*

Введение:

В настоящее время системная семейная терапия (консультирование) является одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии. Это связано с широкими показаниями к назначению этого метода нуждающимся семьям и отсутствием противопоказаний, с быстротой наступления терапевтического эффекта (этот подход относят к краткосрочным формам психотерапии) и стойкостью результата.

Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения. Психотерапевты различных школ и направлений давно заметили, что возвращение пациента в семью после курса психотерапии может погубить самые обнадеживающие изменения или вернуть пациента к прежним моделям поведения и стереотипным реакциям. Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.

Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.

Целью данной программы является подготовка специалистов-«универсалов», способных решать как профилактические задачи, так и задачи вывода семьи из тяжелой кризисной ситуации, и владеющих широким арсеналом подходов, методов и техник для индивидуального подбора алгоритма помощи каждой семье.

Данная программа дает возможность познакомиться с теорией и практикой классических и современных школ семейной психотерапии, а также с авторскими разработками сотрудников Института.

Очная часть курса (семинары) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями системного подхода в семейной терапии. На практических занятиях студенты не только приобретают навыки использования усвоенных ранее теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности, но и рассматривают также пути оказания семьям профилактической помощи.

Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с семьями, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи семье и избежать в процессе обучения ошибок.

 Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения.

Производственную практику слушатели проходят на клинической базе Института или по выбору в ином учреждении. Именно в реальной живой работе с семьями накапливается практический инструментарий, находятся ответы на теоретические вопросы, формируются критерии эффективности психотерапии. Сложные, спорные и интересные случаи обсуждаются с преподавателями на практических занятиях, в том числе, в формате заочной супервизии.

За время учебы слушатели получают возможность для своего личностного развития в контексте собственной семьи, нередко приобретая новое видение своей семейной истории.

Выполнение выпускной (дипломной) работы помогает совершенствовать свой личный терапевтический стиль и проанализировать влияние своей собственной семейной истории на профессиональный путь и возможности профессионального роста.

Программа включает в себя 1175 часов и рассчитана на 3 года. Обучение проходит в группе с постоянным составом участников.

Программа соответствует Европейскому Стандарту подготовки семейных терапевтов (консультантов).

При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института интегративной семейной терапии (г. Москва).

Концепция программы:

Методологической основой курса являются принципы системного подхода. Системная семейная терапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с семьями.

Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой семьей на консультативном приеме, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с семьями в различных психотерапевтических школах. В процессе обучения слушатели курса знакомятся с передовыми технологиями не только системного подхода, но и других направлений психотерапии.

Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с семьями, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные семьями. Мы приветствуем в образовательных группах смешанный профессиональный состав и учитываем в программе особенности работы с различными типами семей, в том числе с соматической и психической патологией. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе семейных консультантов и терапевтов

За время обучения участники образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными семьями, в том числе на клинической базе Института, а также исследовать свою семейную историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей семье. Собственная семейная история становится мощным терапевтическим ресурсом в работе семейного и супружеского терапевта (консультанта).

Структура программы:
Программа состоит из нескольких блоков:
  1. образовательный блок: семинары по теории и практике системной семейной терапии и консультирования – 590 часов,
  2. супервизорский блок: семинары очной супервизии с четырьмя собственными презентациями – 160 часов,
  3. интервизорский блок: 116 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, обмена упражнениями и техниками, супервизии друг другу,
  4. блок производственной практики: 100 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями,
  5. блок личной и групповой терапии: 50 часов, 
  6. защита итоговых квалификационных работ – 39 часов,
  7. самостоятельная работа (подготовка социологического опроса, итоговой квалификационной работы, эссе) – 120 часов. 
Обучающая методика:

Занятия ориентированы на теорию и практику групповой работы, работы с парами и семьями, индивидуальную психотерапию в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, очную и заочную супервизию, отработку навыков в упражнениях и изучение литературы.

Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными семьями, обращающимися за психотерапевтической помощью по поводу каких-либо проблем, а также на использовании техник семейной терапии для переосмысления собственной семейной истории и актуальной семейной ситуации.

Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов. Это:

1.     Работа на семинарских занятиях:
  • лекции
  • демонстрации реальных случаев
  • упражнения
  • заочная супервизия
  • индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.

2.    Работа слушателей с семьями под наблюдением преподавателей (очная супервизия).

3.     Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах:

  • обсуждение специальной литературы
  • разбор случаев     
  • отработка полученных навыков при выполнении   «домашних» заданий и упражнений
  • подготовка к выступлению на конференциях.

4.  Самостоятельная работа с семьями и группами (производственная практика) и заполнение Учетных Форм ("Регистрационная карта семьи", "Регистрационная карта группы").

Содержание семинаров (ссылка)
 
Организационные аспекты реализации программы:

Семинары имеют разную продолжительность (от 1.5. до 4-х дней). Большинство семинаров имеют продолжительность 3 дня.

Учебные дни сгруппированы вокруг выходных.

Частота семинаров 1-2 раза в месяц. Июль и август - летние каникулы, которые можно использовать для практики, включившись в летние проекты Института интегративной семейной терапии.

На 1-м семинаре участники образовательной программы получают учебно-календарный план, раздаточные материалы, заключают договор.
 

Для получения Удостоверения о повышении квалификации обучающийся обязан:

1. Выполнить следующие требования:
1.1. участвовать:
-   во всех семинарах, пропустив суммарно не более 3 (трех) дней,
- в четырех семинарах очной супервизии с четырьмя собственными презентациями и выполнением требований, размещенных на официальном сайте Исполнителя,
1.2. сдать заочные индивидуальные супервизии,
1.3. работать в малых интервизорских группах (группах практики),
1.4. самостоятельно консультировать клиентов по вопросам брака и семьи,
1.5. написать аналитический отчет по социологическому опросу,
1.6. написать эссе о процессе очной и заочной супервизии,
1.7. получить личный клиентский опыт в групповой психотерапии и индивидуальной (семейной) терапии,
1.8. написать итоговую квалификационную работу по предложенной теме,
1.9. изучить предлагаемую литературу,
1.10. выполнить требования п. 3.1.4. Договора-оферты в случае их возникновения.
1.11. При пропуске семинара или семинара-супервизии посетить («отработать») его в полном объеме с другой группой. Семинар или супервизия отрабатывается в другой группе по выбору Обучающегося и по согласованию с администрацией Исполнителя.

2. По выполнению требований п.1 предоставить следующую документацию:
2.1. Обеспечить наличие личной подписи в ведомостях посещения семинаров, с учетом условий, предусмотренных п.5.14, п.5.15 настоящего Договора-оферты и п.1.1. Настоящего Приложения №1 к Договору-оферте.
2.2. эссе о процессе очной супервизии – после каждого семинара супервизии – 4 работы, эссе после заочных индивидуальных супервизий – 4 работы;
2.3. протоколы интервизорской группы – 116 часов (дата, фамилии участников, вид работы),
2.4. протоколы консультаций по вопросам брака и семьи – 100 часов («Регистрационная Карта Семьи» в электронном виде), из них как минимум 2 семьи посетили не менее 10 сеансов,
2.5. аналитический отчет по социологическому опросу в электронном виде,
2.6.​ протоколы личной психотерапии:
       40 часов (групповая психотерапия) с заполнением «Карты Самоанализа Группы» в электронном виде,
       10 часов личной/семейной терапии и семинар «Реконструкция семейной истории» с заполнением «Карты Самоанализа Клиента» в электронном виде,
2.6.1. соотношение личной/семейной и групповой терапии, по желанию Обучающегося, может быть изменено в сторону увеличения часов личной/семейной терапии -  40 часов личной/семейной терапии и 10 часов групповой терапии;
2.7. текст итоговой квалификационной работы на предложенную тему в электронном виде.


 

Благодарим Вас за интерес к образовательным программам АНО «Институт интегративной семейной терапии». АНО «Институт интегративной семейной терапии» (ИИСТ), наряду с такими известными учреждениями как Институт практической психологии и психоанализа (А. Варга), Институт групповой и семейной психологии и психотерапии  (А. Черников) входит в тройку учебных заведений, которые готовят наиболее квалифицированных специалистов в области системной семейной терапии (консультирования).  

Со своей стороны считаем своим долгом предупредить Вас, что приобретение образования в данной сфере – процесс, требующий целеустремленности и трудолюбия. Учащимся необходимо заполнять большое количества отчетной документации (учетные формы по работе с семьями и протоколы работы в малых (интервизорских) группах), выходные дни регулярно будут заняты семинарами. 

Требования к кандидатам (абитуриентам):

  • высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
  • работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).

Стоимость:
Полная стоимость программы за весь период обучения составляет 226800 (Двести двадцать шесть тысяч восемьсот) рублей.
Оплата производится за каждый семинар по отдельности в размере стоимости семинара с учетом его продолжительности; стоимость одного учебного дня семинара составляет 2700 (Две тысячи семьсот) рублей.

Процесс зачисления в группу обучения по образовательной программе дополнительного профессионального образования в АНО «ИИСТ» состоит из нескольких этапов.

А) Первый этап: Вы заполняете анкету (размещена внизу этой страницы), подтверждаете факт прочтения и согласия с договором-офертой и правилами внутреннего распорядка. Просим аккуратно и полностью указывать свои контактные данные.

В течение недели Вам на электронную почту придет письмо с подтверждением регистрации в качестве абитуриента.

Б) Второй этап: письмо-подтверждение будет содержать важную информацию и подробные инструкции для продолжения процесса регистрации. Вам надо будет прислать сканы требуемых документов* для формирования личного дела и выполнить вступительное задание (в виде мотивационного письма или очной встречи с сотрудником института). Все это необходимо сделать за 7 дней, и прислать документы ответным электронным письмом.

В случае возникновения любых трудностей или вопросов на любом этапе регистрации и оформления документов, пожалуйста, пишите нам на почту familyland@yandex.ru или звоните по телефону (495)772-00-21.

* На втором этапе необходимо представить в виде сканов, в формате .jpeg или pdf следующий пакет документов:

  • Диплом о высшем образовании / зачетная книжка и/или студенческий билет (для студентов)
  • Документ, подтверждающий смену фамилии (в случаях, если представленные документы оформлены на разные фамилии)
  • Другие документы о профессиональном образовании (свидетельства, удостоверения, дипломы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании) по желанию поступающего (указать)

Перед регистрацией, пожалуйста, внимательно прочитайте:

1. Договор-ОФЕРТУ об оказании платных образовательных услуг (группы МСК-220АБ)
2. Правила внутреннего распорядка обучающихся
3. правила сертификации
4. часть «Идеология» в разделе «Институт» на нашем сайте
5. ответы на часто задаваемые специалистами и абитуриентами вопросы
6. Расписание на 2020 учебный год

Старт программы - 16 октября 2020

Для того, чтобы стать участником группы, необходимо заполнить регистрационную форму по этой ссылке.

 
Телефон: +7 (495) 772 0021
www.familyland.ru