Содержание семинаров Базового курса
Семинар №1
Исторические аспекты системного подхода. Понятие семейной системы. Основные характеристики и структурные параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, подсистемы. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, перевернутая иерархия и т.д.
Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Задачи первого контакта.Мотивирование членов семьи на участие в терапии. Вовлечение в терапию отсутствующих членов семьи. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей. Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений.
Избранные техники: циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов.
Семинар №2
Построение гипотез. Развитие системных гипотез. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии.
Коммуникативный аспект в семейной системе.
Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла.
Избранные техники.
Семинар №3
Понятие «сопротивление» в системном подходе.
Основные школы и направления системного подхода.
Трансгенерационная модель консультирования. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий и семейные мифы.
Семинары №4 - 6
«Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Генограмма. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»). Знакомство с методом системных расстановок.
Семинар №7
Избранные техники: «Семейная реконструкция». Цели и области применения, техника и правила. Личность семейного терапевта как клинический инструмент.
Семинар №8
Теория систем М. Боуэна. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы.
Семинар №9
Эмпирический подход. Системная терапия, ориентированная на переживания и опыт (К. Витакер, В. Сатир). Избранные техники: «скульптура» и «дочки-матери»
Семинар №10
Структурная школа (С.Минухин).
Семинар №11
Стратегическое направление (П. Вацлавик, Дж.Хейли, К. Маданес, М.с. Палацолли, Дж. Нардоне).
Семинар №12
Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с медицинской, психоаналитической и системной точек зрения. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, часть циклической модели взаимодействий и способ стабилизации семейной системы.
Избранные техники: домашнее задание, ко-терапевтическое взаимодействие.
Подготовка к супервизии. Разбор случаев. Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Участие членов семьи в терапии, структура сессии, завершение терапии.
Промежуточный зачет.
Семинар №13
Супервизия №1 (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями. (Обязательное представление
случая).
Семинары №14 - 15
Современные направления системного подхода.Краткосрочная терапия, ориентированная на решение. Нарративный подход.
Семинар №16
Частные вопросы: консультирование семьи по направлению органов опеки и попечительства, состоящих на учете (внутришкольный, КДН и ЗП). Особенности психологической работы на дому у семьи. Основы безопасности. Правила взаимодействия с контролирующими организациями.