«СУПЕРВИЗИЯ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ »
(программа профессиональной переподготовки, 580 часов)
Программа «Супервизия в практике психологического консультирования и психотерапии» является практически ориентированной программой профессиональной переподготовки врачей, преподавателей психологии и психологов, в том числе клинических, возрастных, школьных и других специалистов, имеющих высшее медицинское или психологическое образование, с освоением нового вида деятельности – супервизии и получением новой квалификации – супервизор.
Цель учебной программы - профессиональная переподготовка с освоением нового вида деятельности – супервизии и получением новой квалификации – супервизор.
Задачи программы:
- Профессиональный рост и повышение профессиональной компетентности специалиста, оказывающего консультационные и психотерапевтические услуги, в том числе, имеющего большой стаж и опыт практической работы.
- Обучение в сфере оказания профессиональной помощи психологу/консультанту/врачу-психотерапевту со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества работы и профилактики эмоционального выгорания.
- Получение слушателями теоретических знаний и практических навыков работы супервизора в различных формах и моделях.
- Приобретение умения анализировать наиболее характерные ошибки и трудности, с которыми сталкивается специалист в процессе консультирования и психотерапии, развитие способности к рефлексии и самонаблюдению.
- Систематизация и освоение слушателями основных приемов практического ведения консультативной работы (в индивидуальном, семейном и групповом форматах) в зависимости от решения клинических или иных практических задач.
- Развитие у слушателей стремления к самосовершенствованию, систематическому профессиональному росту на всех этапах становления специалиста, формирование установки на приоритет качества оказываемых услуг.
Супервизия может быть рассмотрена как особый вид производственной практики, представляющий собой специфическую форму профессионально-педагогического сопровождения вхождения в профессию или приобретение практикующим специалистом новых компетенций. Супервизия заключается в осуществлении обучающимися профессиональной практической деятельности в определенной области психологии под руководством уполномоченного квалифицированного и более опытного коллеги. Одновременно, обучение процессу супервизии является формой повышения квалификации для опытного практикующего специалиста.
Актуальность данного курса определяется необходимостью развития и совершенствования системы профессионального роста психологов-консультантов. Теоретических знаний не достаточно для начала профессиональной деятельности психолога-консультанта, важен опыт применения теории во взаимодействии с клиентом/пациентом, а также опыт профессионального роста и развития, знание и применение способов профессиональной поддержки психологов-консультантов, профилактики эмоционального выгорания. Поэтому специфику данной программы составляет рассмотрение исключительно практических аспектов супервизии психологического консультирования через призму изученной на смежных курсах теории.
Институт супервизии необходимое условие сохранения «профессиональной формы» людей, помогающих профессий. С развитием системы психологической помощи населению, возросла роль супервизии, так как улучшение качества психологической помощи обеспечивается развитием института супервизии. Супервизия является одним из ключевых факторов роста и профессионального развития специалиста помогающей профессии, и в то же время – одним из самых важных средств от «профессионального выгорания». Супервизия необходима на всех этапах профессионального и карьерного роста – и для начинающих специалистов в самом начале консультативной практики, и для опытных консультантов. Супервизия организует возможность обмена опытом, поддерживает культуру наставничества и развивает профессиональное сообщество.
Кроме того, ориентация современных государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности «клиническая психология» (ФГОС-3) предусматривает большое количество учебных часов на такие дисциплины, как «супервизия психологическая», «супервизия (распределенная)», «квалификационная супервизия», что в ряде образовательных организаций ВПО не обеспечено кадрами преподавателей, владеющих супервизией, и не подкреплено у преподавателей этим видом практической деятельности – супервизией психологического консультирования и психотерапии. Подобное противоречие снижает качество подготовки молодых специалистов и их готовность к практике.
Новизна и практическая значимость программы
Супервизия является международно принятым стандартом обучения специалистов помогающих профессий и практикуется в организациях образовательной сферы, системы здравоохранения, социальной сферы, в психологическом и организационном консультировании.
При обучении используются как традиционные формы работы (лекции, семинары), так и новые актуальные формы обучения (демонстрация работы с реальными семьями, обратившимися за консультацией, проектная работа, моделирование, мастер-классы, видео-презентации, супервизия и т.д.), что позволяет существенно оптимизировать аудиторную нагрузку, создать во время занятий положительный психологический климат, высокую мотивацию на изучение материала и атмосферу креативности, а главное – через практическую деятельность продемонстрировать слушателям специфику и преимущества тех или иных методов и форм работы.
Уникальной особенностью программы является то, что в процессе обучения слушатели имеют возможность получить супервизию и научиться процессу дачи супервизии для всех основных форм работы, используемых в консультировании – индивидуальной, семейной и групповой.
Учебно-методическая концепция
Последовательность освоения материала – приобретение теоретических знаний и опыт наблюдения; собственная практика работы под супервизией и разбор сложных случаев; обучение процессу дачи супервизии с анализом концепций и стратегий ведения сессии позволяет слушателю осваивать материал по мере роста уровня компетентности и профессионализма. Данная последовательность важна для формирования модели поддержки и взаимовыручки в профессиональном сообществе, мотивирует к обмену опытом и является необходимой для сохранения мотивации к постоянному развитию и повышению компетентности в профессии.
Программа предусматривает большое количество ролевых игр и упражнений, ситуаций моделирующих консультативный и психотерапевтический процессы. Во время ролевой игры, тренингов и семинарских занятий слушатели могут не только отработать практические навыки ведения консультации (или группы), но также научиться анализировать типичные сложности и ошибки и учиться искать более эффективные стратегии. Опыт собственного представления случая для супервизии позволяет совершенствовать практические навыки ведения консультации в безопасной среде при поддержке опытного педагога. Участие слушателей в открытых психотерапевтических сессиях с разбором позволяет интериоризировать теоретические знания и формирует навык анализа клинического случая (возможно с применением дистанционных технологий).
На практических занятиях активно используется работа в микрогруппах с последующим общим обсуждением. Работа со специальной литературой, практическая апробация рассматриваемых приемов и рекомендаций, создание презентаций и докладов, защиты проектов и другие творческие задания помогают слушателям формировать навыки публичной работы в профессиональной среде.
Значительное количество авторских разработок к программе позволяет обеспечить слушателей большим количеством информационных материалов и практических пособий, а кадровый потенциал АНО «ИИСТ» позволяет реализовывать программу в группах малого наполнения или индивидуально.
Теоретические разделы курса рассматривают историю супервизии, ее ключевые модели и формы, современные методические разработки и концепции.
Содержание основной части практических занятий программы составляют демонстрационные сессии с применением разных моделей супервизии, направленные на отработку умений и навыков анализа профессиональной деятельности психолога-консультанта/врача-психотерапевта, формулирование гипотез о причинах трудностей, возникающих в консультативном процессе, и совместная работа по их разрешению.
На начальных этапах обучения, слушатели наблюдают работу и супервизию опытных специалистов – как при помощи просмотра видеозаписей, так и в режиме реального времени, присутствуя на открытых психотерапевтических сессиях с последующим разбором и анализом. В середине процесса обучения, во время прохождения стажировки, слушатели приобретают опыт собственной работы под супервизией квалифицированного преподавателя. Супервизия проводится в очном и заочном форматах, на материалах индивидуального и семейного консультирования, а также ведения групповых занятий различной направленности. На последнем этапе обучения слушатели, которые имеют опыт практической консультативной работы более 5 лет и успешно прошедшие предыдущие этапы обучения в данной программе, начинают обучение процессу дачи (проведения) супервизии начинающим специалистам – наблюдая работу опытного супервизора, работая в паре с опытным супервизором и получая супервизию супервизии во время стажировки.
Адресность программы
Современный подход к оказанию помощи семье и ребенку предусматривает профессиональную работу специалистов различного профиля. Работа консультанта включает в себя как задачи психологического просвещения, психогигиены и первичной психопрофилактики, так и задачи вывода семьи из тяжелого кризиса. В связи с этим данная программа представляет интерес для работников организаций системы образования, социальной защиты, здравоохранения, специалистов местных органов власти и других специалистов, осуществляющих помощь семье, взрослым и детям.
Формы проведения производственной практики (профессиональной супервизии) по принятому стандарту:
- Супервизия может проводиться в индивидуальной и групповой форме.
- Трудоемкость занятий по индивидуальной супервизии должна составлять не менее 30% от общего числа времени, отведенного на все виды супервизии.
- При групповой супервизии число студентов/слушателей в группе не должно превышать 8-10 человек.
Программа подготовлена в соответствии с законом №273-ФЗ «Об оразовании» и составлена с учетом государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), указанных в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ (В ред. Приказа Минобрнауки России от 15.11.2013 № 1244) и Рекомендациями для учреждений дополнительного профессионального образования «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», подготовленными Министерством образования Российской Федерации совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Супервизия в практике психологического консультирования и психотерапии»
Цель: профессиональная переподготовка специалистов в области практического психологического консультирования и психотерапии в индивидуальном, семейном и групповом форматах с освоением нового вида деятельности – супервизии и получением новой квалификации – супервизор.
Категория слушателей: врачи, преподаватели психологии, психологи, в том числе, клинические, возрастные и школьные психологи, преподаватели психологии и другие специалисты, имеющие высшее медицинское или психологическое образование. К блокам IV и V допускаются слущатели, имеющие опыт практической работы с пациентами/клиентами более 5 лет.
Срок обучения: 580 часов.
Форма обучения: очно-заочная, без отрыва от производства с частичным использованием дистанционных технологий.
№ п\п |
Наименование блоков и разделов |
Всего часов |
В том числе: |
Формы контроля |
Лекции |
Практические
семинарские занятия |
Самостоятельная работа |
|
БЛОК 1. Теоретические основы супервизии |
I. |
Теоретические основы и современные модели супервизии |
|
10 |
4 |
5 |
Доклад |
II |
Условия получения поддержки и супервизии специалистом помогающей профессии. Профилактика эмоционального выгорания у специалиста. |
|
8 |
30 |
2 |
Тестирование |
|
БЛОК 2. Практика консультативной работы под супервизией. Стажировка №1. |
III |
Наблюдение за работой опытного консультирующего специалиста (психотерапевтические сессии c клиническим разбором и анализом) (возможно с использованием дистанционных технологий) |
|
|
60 |
20 |
Заполнение отчетных форм |
IV |
Стажировка №1 – практика консультативной работы под супервизией опытного преподавателя (возможно с использованием дистанционных технологий) |
|
|
80 |
20 |
Супервизия,
Заполнение отчетов
|
|
БЛОК 3. Cупервизия в консультировании и психотерапии. |
V |
Супервизия в психологическом консультировании. Трудности и ошибки в консультировании, требующие супервизорского вмешательства |
|
6 |
14 |
16 |
Социальный проект |
VI |
Супервизия в системном подходе |
|
6
|
14 |
6 |
Реферат |
VII |
Супервизия в консультировании детей и родителей |
|
3 |
3 |
10 |
Презентация по книге |
VIII |
Супервизия в индивидуальной психокоррекции и психологическом сопровождении семей детей с отклонениями в развитии и семей пациентов с заболеваниями психической сферы. |
|
6 |
4 |
10 |
Презентация по книге |
IX |
Супервизия сложных случаев в психологическом консультировании |
|
6 |
4 |
1 |
Решение ситуационных задач |
X |
Супервизия руководства (ведения) группы |
|
5 |
5 |
1 |
Собеседование |
|
БЛОК 4. Обучение супервизии |
XI |
Личность супервизора. Обучение и развитие супервизора |
|
6 |
8 |
2 |
Тестирование |
XII |
Супервизорские группы, команды и структуры |
|
4 |
2 |
1 |
Собеседование |
XIII |
Работа с терапевтом во время супервизии. Фазы супервизии. (Возможно дистанционно) |
|
6 |
3 |
1 |
Собеседование |
XIV |
Развитие политики и практики супервизии в организации |
|
6 |
2 |
8 |
Эссе/Защита творческого задания |
|
БЛОК 5. Практика супервизии. Стажировка №2. |
XV |
Наблюдение за работой опытного супервизора (возможно дистанционно) |
|
|
40 |
16 |
Заполнение отчетных форм |
XVI |
Стажировка №2: Практика работы в паре с опытным супервизором |
|
|
50 |
16 |
Заполнение отчетных форм |
XVII |
Квалификационная супервизия (супервизия супервизии) |
|
|
35 |
8 |
Эссе/защита творческого задания |
XVIII |
Итоговая аттестация |
|
|
|
4 |
Экзамен |
|
Итого: |
580 |
72 |
358 |
150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Супервизия в практике психологического консультирования и психотерапии»
№ п\п |
Наименование блоков разделов |
Всего часов |
В том числе: |
Формы контроля |
Лекции |
Практические семинарские занятия |
Самостоятельная работа |
|
Блок 1. Теоретические основы супервизии |
I. |
Теоретические основы и современные модели супервизии |
|
10
|
4
|
5 |
Доклад |
1. |
Теоретические основы супервизии . |
|
5 |
2 |
|
|
2. |
Современные модели супервизии |
|
5 |
2 |
|
|
II. |
Условия получения поддержки и супервизии специалистом помогающей профессии. Профилактика эмоционального выгорания у специалиста. |
|
8 |
30 |
2 |
Тестирование |
1. |
Условия организации супервизии и поддержки для специалиста |
|
5 |
15 |
|
|
2. |
Симптомы эмоционального выгорания у специалиста. |
|
3 |
15 |
2 |
Тестирование |
|
БЛОК 2. Практика консультативной работой под супервизией. Стажировка №1. |
III |
Наблюдение за работой опытного консультирующего специалиста -психотерапевтические сессии c клиническим разбором и анализом (возможно с использованием дистанционных технологий) |
|
|
60 |
20 |
Заполнение отчетных форм |
1. |
Психотерапевтические сессии с клиентом (семьей) в системном подходе. Наблюдение за работой опытного специалиста. |
|
|
40 |
10 |
Заполнение отчетных форм |
2. |
Групповая психотерапия. Наблюдение за работой опытного специалиста. |
|
|
10 |
5 |
Заполнение отчетных форм |
3. |
Коррекционная работа с детьми и родителями. Наблюдение за работой опытного специалиста. |
|
|
10 |
5 |
Заполнение отчетных форм |
IV |
Стажировка №1 – практика консультативной работы под супервизией опытного преподавателя (возможно с использованием дистанционных технологий) |
|
|
80
|
20 |
Супервизия (демонстрация очной работы с семьей/ группой) . Заполнение отчетов. |
1. |
Супервизия. Демонстрация очной консультативной работы с семьей (клиентом) в присутствии группы. |
|
|
60 |
14 |
Заполнение отчетов |
2. |
Супервизия. Демонстрация ведения группы (коррекционно-развивающей, тренинговой, психотерапевтической) |
|
|
10 |
3
|
Заполнение отчетов |
3. |
Супервизия. Коррекционная работа с детьми и родителями. |
|
|
10 |
3 |
Заполнение отчетов |
|
БЛОК 3. Супервизия в консультировании и психотерапии. |
|
V |
Супервизия в психологическом консультировании. Трудности и ошибки в консультировании, требующие супервизорского вмешательства |
|
6 |
14 |
16
|
Социальный проект |
1. |
Тактические сложности в психологическом консультировании. Трудности установления контакта. |
|
3 |
|
|
|
2. |
Стратегические сложности в психологическом консультировании. Трудности заключения контракта на терапию и построения алгоритма помощи клиенту (семье) |
|
3 |
3 |
|
|
VI |
Супервизия в системном подходе. |
|
6 |
4 |
6 |
Реферат |
1. |
Основные положения системного подхода и фокус внимания супервизора |
|
4 |
2 |
|
|
2. |
Техники консультирования в системном подходе |
|
2 |
2 |
|
|
VII |
Супервизия в консультировании детей и родителей |
|
3
|
3
|
10 |
Презентация по книге
|
1. |
Этические, юридические и организационные вопросы детского и детско-родительского консультирования |
|
2 |
|
|
|
2. |
Цели и задачи в консультировании детей и родителей |
|
1 |
|
|
|
3. |
Особенность позиции терапевта и супервизора в консультировании детей и родителей. |
|
|
3 |
|
|
VIII |
Супервизия в индивидуальной психокоррекции и психологическом сопровождении семей детей с отклонениями в развитии и семей пациентов с заболеваниями психической сферы. |
|
6
|
4
|
10 |
Презентация по книге
|
1 |
Специфика консультирования семей пациентов с заболеваниями психической сферы разного возраста |
|
3 |
2 |
|
|
2 |
Алгоритм и формы сопровождения семьи ребенка с особенностями развития и специфика супервизионного процесса (в т.ч. в интеграции этих форм) |
|
3 |
2 |
|
|
IX |
Супервизия сложных случаев в психологическом консультировании |
|
6 |
4 |
2 |
Решение ситуационных задач |
1 |
Супервизия в психотерапии зависимостей |
|
2 |
1 |
|
|
2 |
Семья в кризисе. Острое горе, социально-опасное поведение, суицидально-опасное поведение. Роль и ответственность супервизора. |
|
4 |
3 |
|
|
X |
Супервизия руководства (ведения) групп |
|
5 |
5 |
1 |
Собеседование |
1 |
Фокус внимания групповой супервизии. «Трудные клиенты» в групповой работе. |
|
3 |
2 |
|
|
2 |
Этапы работы группы и задачи супервизии на разных этапах. |
|
2 |
3 |
|
|
|
БЛОК 4. Обучение супервизии |
|
XI |
Личность супервизора. Обучение и развитие супервизора |
|
6
|
8
|
2 |
Тестирование |
1. |
Условия обучения супервизии |
|
2 |
|
|
|
2. |
Роль личной и семейной истории в формировании специалиста |
|
2 |
6 |
|
|
3. |
Этические вопросы супервизионного процесса |
|
2 |
2 |
|
|
XII |
Супервизорские группы, команды и структуры |
|
4 |
2 |
1 |
Собеседование |
1. |
Специфика групповой супервизии. Балинтовские группы |
|
2 |
0 |
|
|
2 |
Ко-терапия |
|
2 |
2 |
|
|
XIII |
Работа с терапевтом во время супервизии. Фазы супервизии. (Возможно дистанционно) |
|
6 |
3 |
1 |
Собеседование |
1. |
Навыки супервизорской интервенции |
|
3 |
2 |
|
|
2. |
Фазы супервизии и особенности контакта между супервизором и супервизируемым |
|
3 |
1 |
|
|
XIV |
Развитие политики и практики супервизии в организации |
|
6 |
2 |
8 |
Эссе/Творческое задание |
1. |
Профессиональный рост консультанта и политика организации в области суперизии. Внутренняя и внешняя супервизия |
|
6 |
2 |
|
|
|
БЛОК 5. Практика супервизии. Стажировка №2. |
|
XV |
Наблюдение за работой опытного супервизора (возможно дистанционно) |
|
|
40 |
16 |
Заполнение отчетных форм |
1. |
Супервизия в индивидуальном и семейном консультировании. |
|
|
30 |
|
|
2. |
Супервизия групповой работы терапевта (консультанта). |
|
|
10 |
|
|
XVI |
Стажировка №2: Практика работы в паре с опытным супервизором |
|
|
50 |
16 |
Заполнение отчетных форм |
1. |
Супервизия в индивидуальном и семейном консультировании. Практика работы в паре с опытным супервизором. |
|
|
30 |
|
|
2. |
Супервизия групповой работы терапевта (консультанта). Практика работы в паре с опытным супервизором |
|
|
20 |
|
|
XVII |
Квалификационная супервизия (супервизия супервизии) |
|
|
35 |
8 |
Эссе/Творческое задание |
XVIII |
Итоговая аттестация |
|
|
|
4 |
Экзамен |
|
Итого: |
580 |
72 |
358 |
150 |
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Освоение программы “Супервизия в практике психологического консультирования и психотерапии” обеспечивает формирование новых компетенций и совершенствование существующих – определенных государственным стандартом по направлению подготовки (специальности) 030401 “Клиническая психология”. Новый вид профессиональной деятельности (супервизия консультативной и психотерапевтической деятельности) позволяет обеспечить выполнение профессионального стандарта и трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт психолога в социальной сфере, медицинского психолога и врача-психотерапевта.
Освоение данной программы направлено на формирование у слушателей следующих новых профессиональных компетенций (ПК):
- владение навыками супервизии педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся в процессе обучения (ПК-20), супервизии консультативной и психотерапевтической деятельности.
- владение навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды (ПК-13).
- владением основными методами руководства: постановки и распределения задач, делегирования и контроля, обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений (ПК- 25);
- готовностью к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК- 28);
- способностью и готовностью к взаимодействию со специалистами лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье (ПСК- 4.11).
Изучение данной программы направлено на совершенствование и качественное изменение у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
1. Общекультурные компетенции:
- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4).
2. Профессиональные компетенции:
- умение выявлять и анализировать информацию о потребностях обследуемого лица и заказчика услуг с помощью беседы, интервью, метода анамнеза и других психологических методов (ПК-6).
- владение необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности (ПК-9);
- умение выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства, самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик (ПК-10);
- умение осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития (ПК-11);
- умение описывать и анализировать процесс и результаты вмешательства, формулировать рекомендации по результатам проведенного обследования (ПК-12);
- владение знаниями и содержанием основных нормативно-правовых документов и этических принципов в экспертной психологической практике (ПК-14).
В результате освоения программы слушатель должен:
Знать:
- организационные, правовые и этические принципы работы психолога в консультировании и психотерапии
- фундаментальные теоретико-методологические концепции развития личности, психопатологии и психотерапии
- общие и специфические цели и методы основных психотерапевтических направлений классической и современной теории психотерапии и психологического консультирования;
- психологические закономерности и механизмы психологического воздействия, общие и специальные факторы эффективности психотерапевтического процесса;
- основные стратегии психопрофилактики, реабилитации, психотерапии у всех возрастных категорий
- базовые подходы и модели супервизий консультативной деятельности; правила проведения и требования к специалисту, работающему в данной области; теоретические основы супервизии психологического консультирования
Уметь:
- самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи,
- составлять программы психотерапевтической и консультативной работы на основе, гуманистического, системно-семейного и других подходов;
- применять методы клинико-психологической оценки патологических симптомов, защитных механизмов и копинговых стратегий личности с целью выбора конкретных программ психологического воздействия;
- использовать методы психотерапии и психологического консультирования в работе с индивидами, семьями, группами, учреждениями;
- самостоятельно планировать и проводить исследование по оценке динамики личности в психотерапевтическом процессе и эффективности психотерапевтического вмешательства.
- предъявлять случай для супервизии и клинического разбора
- исследовать и анализировать индивидуальную ситуацию профессионального развития психолога-консультанта;
- формулировать гипотезы относительно причин проблем супервизируемого
- осуществлять супервизию
Владеть:
- основными приемами клинико-психологической диагностики (клиническое интервью, проективные методы, опросники) для оценки эффектов и эффективности психотерапии и консультирования;
- основными техниками создания и поддержания рабочего альянса в психотерапевтических отношениях;
- способами совершенствования системы саморегуляции и предотвращения синдрома профессионального сгорания психотерапевта и консультанта;
- приемами психотерапевтической работы и психологического сопровождения лиц, находящихся в ситуациях стресса;
- основными методами индивидуальной, групповой психокоррекции и психотерапии.
- основными методами проведения супервизии случая с индивидуальной, семейной и групповой работе и техниками и стратегиями профессиональной поддержки супервизируемого
КАЛЕДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Занятия проходят в группах малого наполнения (до 5 человек), часть занятий проходит со слушателями индивидуально и предполагают индивидуальный календарный график обучения. Расписание занятий размещено на официальнос сайте АНО «ИИСТ».
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 5 основных блоков, разделенных на 18 разделов. Три блока (№1, №3 и №4) содержат разделы об основных теоретических положениях и концепциях супервизии; два блока (№2 и №5) рассчитаны на прохождение стажировки и освоение большого объема практических навыков на семинарских занятиях.
Блок 1: Теоретические основы супервизии
- Теоретические основы и современные модели супервизии
- Условия получения поддержки и супервизии специалистом помогающей профессии. Профилактика эмоционального выгорания у специалиста.
Блок 2: Практика консультативной работой под супервизией. Стажировка №1.
- Наблюдение за работой опытного консультирующего специалиста (психотерапевтические сессии и клиническим разбором и анализом)
- Стажировка №1 – практика консультативной работы под супервизией опытного преподавателя
Блок 3: Место супервизии в консультировании и психотерапии.
- Супервизия в психологическом консультировании. Трудности и ошибки в консультировании, требующие супервизорского вмешательства
- Супервизия в системном подходе
- Супервизия в консультировании детей и родителей
- Супервизия в индивидуальной психокоррекции и психологическом сопровождении семей детей с отклонениями в развитии и семей пациентов с заболеваниями психической сферы.
- Супервизия сложных случаев в психологическом консультировании
- Супервизия руководства (ведения) группы
Блок 4: Обучение супервизии
- Личность супервизора. Обучение и развитие супервизора
- Супервизорские группы, команды и структуры
- Работа с терапевтом во время супервизии. Фазы супервизии.
- Развитие политики и практики супервизии в организации
Блок 5. Практика супервизии
- Наблюдение за работой опытного супервизора
- Стажировка №2: Практика работы в паре с опытным супервизором
- Квалификационная супервизия (супервизия супервизии)
- Итоговая аттестация (экзамен)
Программа «Супервизия в практике психологического консультирования и психотерапии» рассчитана на 580 часов (430 аудиторных часов, из которых 72 часа - лекционные занятия и 358 часов – практические занятия (практикумы, семинары, стажировка, супервизия), 150 часов самостоятельной работы).
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ и КОНТРОЛЯ
Контроль: предполагает промежуточный контроль по итогам изучения каждого раздела программы и итоговой аттестации в форме экзамена и квалификационной супервизии.
В Приложениях представлены некоторые виды промежуточных и итоговых форм контроля.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
1/ Рекомендованная литература для освоения программы:
- Бернс Б. Грюнвальд, Гарольд В.Макаби. Консультирование семьи. Практическое руководство М: «Когито-центр», 2004
- Булюбаш И. Основы супервизии в гештальт-терапии. М., 2003
- Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. – СПб., 2001, - 304 с.
- Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и клиентами в гуманистической терапии. – М., 1998.
- Винокур В.А., Кремлева О.В., Кулаков С.А., Токарев Н.А., Токарева Л.А, Эйдемиллер Э.Г. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми: Учебное пособие. – СПБ Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998
- Городнова М.Ю. Актуальные вопросы теории и практики супервизии врачей-психотерапевтов и медицинских психологов (в парадигме гештальт-терапии) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 6 (17). – URL: http://medpsy.ru
- Городнова М.Ю., Александрова Н.В. Проблемы супервизии в детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии // Материалы всероссийской науч.-практ. конф. с междун. участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании» Москва, 24-25 ноября, 2011 г. – С. 207-214.
- Джейкоб Д., Дональд П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций: руководство для преп. психодинамич. психотерапии и психоанализа. – СПб: Б.С.К., 1997. – 235 с.
- Долгополов Н. «Функциональная модель супервизии в гештальт-терапии». Москва, 1994год. Стр. 22-43.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., 2002, –204
- Кочюнас, Р.. Психологическое консультирование и групповая психотерапия - М. : Трикста : Академ. Проект, 2008. - 464 с.
- Кулаков С.А. Практикум по cупервизии в консультировании и психотерапии/ С. А.Кулаков. -СПб.: Речь, 2002. -238 с.:a-табл.. -М.: Когито-Центр, 2004. -415 с.
- Кулаков С.А, Эйдемиллер Э.Г. Супервизия как метод обучения и контроля за учебной деятельностью на цикле «Психология и психотерапия семьи»// Семейная психология и психотерапия 2000г, №2 с.71-81.
- Лейн Д., Миллер Э. Детская и подростковая психотерапия, СПБ 2001
- Мастерство психологического консультирования. / Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. – СПб. : Речь, 2006.
- Мэй Р. Исскуство психологического консультирования. – М., 1997.
- Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – Воронеж: НПО Модэк, 1999.
- Николс М., Шварц Р.. Семейная терапия. Концепции и методы. М. «Эксмо» 2004
- Погодин И.А. Психотерапия , фокусированная на диалоге [Электронный ресурс] :учеб. Пособие.-/И.А.Погодин .-М.:Флинта, 2010. - 140с. Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103819
- Павлов, И.С. Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса[Текст] М.: Академический проект, 2012. – 514 с.-URL: http:biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137621
- Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика [Текст] : учеб.пособие: рек. УМО/ Е. Т. Соколова. -4-е изд., стер.. -М.: Академия, 2010. -368 с.
- Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования/ С.В. Петрушин. -М.:ПЕР СЭ , 2003. -143 с.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. 1996
- Резник Р., Эстрап Л. Супервизия: совместное усилие / пер. С.С. Харина [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=108
- Ричардсон Р. Сила семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. - СПб.: Акцидент, Ленато, 1994.
- Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М., 1999.
- Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. –М., 2000. – 264с.
- Соловейчик М. Я., Супервизия / Мастерство психологического консультирования. Под ред. Бадхена А. А., Родиной А. М. – СПб.: Европейский дом, 2002г.
- Уильямс Э. Вы – супервизор…: Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. М.: «Независимая фирма «Класс», 2001.
- Файн С., Глассер П. Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия. М. «Когито-центр» 2003
- Франкл В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. СПб.: «Ювента», 1999. 256с.
- Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2003.
- Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции .учеб. пособие для вузов. М., 2008.
- Черников А.В. Семейная терапия. Классика и современность. М.,2005
- Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии М, 1997
- Шлиппе А., Швайтцер Й., Учебник по системной терапии и консультированию. ИКСР, 2011
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 579 с.
2/ Материально-техническое обеспечение программы:
Использование отдельной аудитории, оснащенной всем необходимым для практических занятий, демонстрационных сессий с семьями.
Мультимедийный комплекс (компьютер, монитор, проектор, экран, камера, микрофон), программное обеспечение.
3/ Кадровое обеспечение программы:
Все препоадаватели имеют высшее специальное образование по профилю деятельности, дополнительное образование в области системного подхода и супервизии, опыт практического консультирования более 15 лет.