Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
Контакты
Карта сайта
Оплата
 
Институт    Клиентам    Специалистам и абитуриентам     Студентам ИИСТ    Библиотека    Календарь     
 
 
Обучение семейной психотерапии

Системно-феноменологическая терапия и консультирование

Короткие программы

Повышение квалификации

Семинары

Практикумы

Научная жизнь

Ответы на часто задаваемые специалистами и абитуриентами вопросы

 
Версия для печати
  ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Научная жизнь / Публикации / Проблемы в мегаполисе

Проблемы в мегаполисе


  • Проблемы в мегаполисе

Некоторые пути решения в системном подходе психологических проблем семей в мегаполисе.

Бебчук М.А.

Кафедра психиатрии и медицинской психологии РГМУ,

Институт интегративной семейной терапии

 

 

Согласно многочисленным статистическим данным экономический спад в нашей стране приостановлен, однако социально-психологические последствия кризиса до сих пор проявляются в жизни российских семей. Это находит отражение в постоянном омоложении возраста детской токсикомании, в росте числа уходов детей из дома и детских (подростковых) суицидальных попыток, учащении психической патологии и психосоматических заболеваний у детей, а также в других проявлениях неблагополучия в семейной сфере.

 

Каждая семья справляется по-своему с последствиями социально-психологического кризиса, однако семьи, проживающие в мегаполисе, еще испытывают давление большого города.

Перечислим только малую часть проблем, с которыми сталкиваются семьи, живущие в мегаполисе:

·         Много времени уходит на работу и дорогу, и, как следствие, мало времени остается на дом, семью, детей.

·         Женщина работает часто наравне с мужчиной (по занятости на рабочем месте, по уровню ответственности , по доходу, по статусу).

·         Недостаток присутствия родителей дома и широкие предложения рынка труда, приводят к появлению дома «замещающих» родителей фигур: няни, гувернантки, домохозяйки, шофера, что в свою очередь, также отдаляет родителей от детей.

·         Большое количество предложений по организации досуга и свободного времени освобождает родителей от необходимости  творчески подходить к организации праздников или выходных для своих детей, а, значит, семья теряет свою уникальную атмосферу, традиции и правила.

·         Наличие большого круга специалистов помогающих профессий (психологов, педагогов, воспитателей и т.д.) и предложений поступающих от них  формирует у родителей миф, что специалисты лучше справятся с проблемами ребенка в семье. Утрачивается навык разговоров с бабушками и бесед с родителями.

·         Этому также способствует подмена СМС-общением живого разговора или хотя бы «висения на проводе» городского телефона.

·         Высокая стоимость жизни в мегаполисе, часто приводит к поиску способов экономии и, в частности, к раздельному отдыху с детьми.

С точки зрения системного подхода: город – большая система, чем – семья. Следовательно, семьи, являясь частью целого (города), вынуждены приспосабливать свои правила функционирования к системе более высокого ранга (городу). Многое из перечисленного меняет формы внутрисемейной коммуникации и структуру современных семей, живущих в мегаполисе, (внешние и внутренние границы, роли, иерархию, правила). Причем эти изменения происходят при жизни 1-2 поколений.

Представляется важным отметить, почему мы называем жизнь в мегаполисе – давлением. Каждая семья, переходя от одной стадии жизненного цикла к другой, проживает свой нормативный кризис, в рамках которого происходят структурные и коммуникативные изменения (работа Закона Развития). Несвоевременные изменения, продиктованные внешними воздействиями (городом), могут углубить нормативный или привести к внеочередному кризису, на преодоление которого ресурса семьи может не хватить. Не исключено, что в этом случае семья обратиться за помощью к специалисту (а как было отмечено выше, предложений достаточно). Семья попадает в «ловушку», т.к. предполагается, что специалист «сможет сделать что-то такое, что мы (семья) выйдем из тупика».  Парадокс заключается в том, что специалист, честно работая, будет подталкивать семью к изменениям, т.е.будет вновь способствовать работе «Закона Развития». Системные семейные психологи и психотерапевты помнят в этот момент о «Законе Гомеостаза» и стратегия их работы будет направлена на поиск стабильности, возврат к своим семейным границам, к свойственным данной семье правилам и мифам.

 

 

Общеизвестно, что многие отклонения в здоровье и развитии детей являются следствием нарушения функционирования семьи. Изучение  семей, обратившихся за помощью в Институт интегративной семейной терапии и в Детскую психиатрическую больницу №6 г. Москвы в связи с психологическими трудностями и проблемами у детей, позволило сделать вывод, что:

 

1. Широкий круг расстройств у детей и подростков может быть напрямую связан с проблемами в структуре семейных взаимоотношений. Конфликт в семье при этом будет отражаться в детской проблематике. Такие дети, после прохождения курса медикаментозного лечения в больнице и выписанные в удовлетворительном состоянии, через короткий промежуток времени вновь попадают к психиатрам с имеющимися ранее проблемами. Это связано с возвращением в неблагоприятную семейную ситуацию, где проблемы ребенка закрепляются семьей. Таким образом, симптоматика ребенка поддерживается и усиливается в результате семейной дисфункции.

2. Болезнь  ребенка (или любое проблемное поведение, такое как академическая неуспеваемость, бродяжничество или непослушание) всегда влияет на  семейные отношения, приводя к вторичным изменениям семейной структуры, что, в свою очередь, может поддерживать и закреплять симптоматику  ребенка. Уже одно то, что у ребенка возникли проблемы, которые заставили обратиться  родителей к специалистам, дестабилизируют семью. После того, как попытки решить проблемы внутри семьи терпят крах, члены семьи испытывают чувство вины, утрачивают уверенность в себе, оказываются дезориентированными. Если на этом этапе семья получит адекватную психологическую помощь, возможно, проблематика ребенка не будет прогрессировать и он останется социально адаптированным.

3. Включение родителей в помощь своему ребенку способствует не только формированию ответственного родительства, но и реально играет огромную роль  в процессе дальнейшей реабилитации ребенка.

Мы исходим из того, что психологию ребенка невозможно оценить вне контекста семьи, как и невозможно без участия семьи оказывать комплексную профилактическую и реабилитационную помощь детям с широким кругом проблем или расстройств. В первую очередь, такая помощь адресована семьям, в которых воспитываются:

·         дети-инвалиды по психическим заболеваниям,

·         дети, имеющие отклонения в психическом здоровье или развитии, в том числе те, кто ранее лечился или проходит лечение в настоящее время в психиатрической больнице (суицидальное поведение, депрессии, страхи, тики, энурез и др.);

·         дети, имеющие некоторые острые или хронические соматические расстройства;

·          дети с нарушениями поведения (ложь, воровство, злоупотребление токсическими средствами), с трудностями адаптации в школе и проблемами успеваемости (гиперактивность, невнимательность, инфантилизм);

а также:

·         семьям со сложностями в детско-родительских отношениях;

·         семьям с приемными детьми;

·         многодетным семьям;

·         неполным семьям.

 

 

Кроме того, именно для таких семей вопросы экономии при планировании семейного бюджета занимают немаловажное место, поэтому нами была  выбрана форма палаточного лагеря, как наиболее оптимальная.

 

 

 

«Психологический семейный палаточный лагерь-интенсив» - особая форма работы Института интегративной семейной терапии, позволяющая семьям самым  экономичным способом совместить проведение летнего отпуска родителей вместе с детьми на природе и получение специализированной психологической помощи в концентрированном варианте.

 

Лагерь-интенсив как форма коррекционной работы позволяет:

1. улучшить детско-родительские отношения;

2. сформировать навыки «ответственного родительства»;

3. найти решения в супружеских конфликтах;

4. обучить ребенка работать в коллективе и отвечать за результат своего труда;

5. найти семье ресурсы, на которые она может опираться за пределами палаточного лагеря, т.е. в городской жизни.

Для решения этих задач, каждый ребенок и семья в целом, приехавшие на «интенсив», ежедневно работают с системным семейным психологом (под супервизией)  и принимают участие в групповых тренингах.

Используемые на занятиях техники могут быть условно разделены на две группы:

1.      Техники собственно системного подхода, в том числе авторские разработки (домашнее задание, семейная скульптура, циркулярное интервью, системная семейная расстановка, генограмма, «реконструкция» семейной истории, работа с семейными реликвиями, семейным альбомом, семейной «Поваренной книгой»).

2.      В рамках системного профессионального мировоззрения в качестве техник м.б. использованы упражнения, задания, эксперименты из психодинамического, экзистенциально-гуманистического и когнитивно-поведенческого направлений.

Большое внимание уделяется работе с больничными семьями, дети из которых проходят медикаментозное лечение в Детской психиатрической больнице № 6 г. Москвы. Работа направлена на изменение поведения и переживаний не только пациента, но и других членов семьи. Цель терапии при этом - найти альтернативы и пути решения проблем пациента,  используя ресурсы  семьи. Применение семейной терапии имеет практическое значение, потому что семья может внести существенный вклад в преодоление психических расстройств у детей и подростков. Кроме этого, дети проходят трудотерапию в рамках обеспечения жизнедеятельности палаточного лагеря и принимают участие в однодневных пеших походах.

Инфраструктура лагеря является достаточно сложной и включает в себя воспитателей-психологов, семейных психологов, врачей, работников хозяйственного блока (повара, охрана, транспорт).

Жизнь семей в лагере организована таким образом, что есть время «побыть в своих границах» и есть время (необходимость, условия) вспомнить о своих функциональных семейных ролях, когда мужчины рубят дрова или рыбачат, а женщины чистят грибы или перебирают ягоды. Психотерапевтический процесс в лагере построен так, что при ежедневной и двукратной терапии у членов семей остается время для подготовки домашних заданий и на ассимиляцию происходящего.

 

 

На настоящий момент Институтом интегративной семейной терапии было проведено 7 выездных летних психологических семейных лагеря длительностью по 10 дней:  «Таруса»  в Калужской области (2001г.), «Волга» в Тверской области (2002г.), «Мещера» в Рязанской области (2003г.), «Угра» в Калужской области  (2004г.), «Суздаль» во Владимирской области (2005г.), «Рязань» в Рязанской области (2006г.), «Кашин» в Тверской области (2007).

 

У нас есть опыт сотрудничества по организации подобного лагеря в 2002г. с «Комитетом по делам семьи и молодежи» г. Москвы (в то время - председатель г-жа И.Муравьева). Комитет обратился к нам с просьбой провести целенаправленную работу с многодетными семьями, получившими путевки от Комитета в пансионат «Лисицкий бор» Тверской области.

По результатам работы лагерей в адрес Института через Департамент здравоохранения г. Москвы и Префектуру ЮЗАО поступали благодарственные письма от семей - участников «интенсивов».

В 2005 г наш Институт получил первое место в конкурсе «Лучшие российские программы для семьи» за разработку и практическое внедрение комплексной Программы помощи семьям, частью которой является организация  летних палаточных лагерей. 

 
 
Лицензия 77Л01 №0007170, рег.№036364, от 23 июля 2015г.    Телефон: +7 (495) 772-0021    Е-mail: