ИИСТ / Статьи / Когда вести ребенка к психологу?
Когда вести ребенка к психологу?
Все дети, как и их родители в свое время, проходят определенные стадии развития.
Повышенная тревожность, приступы агрессии, ночные кошмары, проблемы с одноклассниками – все эти свойственные многим детям трудности могут стать предвестниками серьезных проблем, от которых может спасти лишь своевременное обращение за помощью к специалисту.
Что стоит за плохим поведением ребенка?
Ребенок может не соответствовать идеалу благополучного ребенка, он может доставлять хлопоты окружающим – но при этом проблема не всегда будет заключаться в нем самом.
Иногда скверное поведение ребенка, появление у него плохих привычек и даже его самочувствие могут являться симптомом семейного разлада. Это можно объяснить неосознанными попытками ребенка объединить родителей и вернуть в семью мир и покой.
В этом случае ребенок накапливает все семейные трудности внутри себя и находит единственные возможные для него пути их преодоления. Обращение за помощью к детскому психологу поможет разобраться в ситуации и вовремя начать терапию.
Нельзя забывать о том, что за одним и тем же поведением могут стоять разные проблемы.
Если ребенок дошкольного возраста каждый вечер перед сном ведет себя неуправляемо, это может говорить о боязни темноты или проблемах в детском саду. Но, возможно, подобное поведение вызвано недостатком внимания со стороны родителей или отсутствием ритуала отхода ко сну.
Родителям порой бывает невозможно самостоятельно разобраться в головоломке причин.
Контроль над ситуацией
Сегодняшних родителей нельзя назвать неинформированными. Они читают книги о воспитании детей, посещают лекции, но теряются во множестве разнообразных, и порой противоречивых, советов и чувствуют себя неуверенно.
Вся эта неуверенность обязательно передастся детям и скажется на взаимоотношениях в семье. Порой ребенку может требоваться разговор по душам с кем-то, не принадлежащим к семье. Ребенку важно, чтобы его рассматривали как самостоятельную личность.
Родители, занятые своими делами, часто не видят, что их ребенок меньше веселится, стал рассеянным, не таким активным. Если школьный педагог или педиатр встревожены состоянием ребенка – к ним необходимо прислушаться. Их беспокойство может быть напрасно, но лучше не игнорировать эти моменты. Однако впадать в панику, услышав жалобу в адрес ребенка, не стоит.
Следует обратиться за разъяснением, прежде всего, к нему самому и спокойно расспросить о подробностях.
Если речь идет о школьной потасовке, нужно узнать, кто в ней участвовал, что это за дети, кто следил за дракой, в каком состоянии находятся отношения внутри класса. Это даст родителям возможность понять мотивы поведения ребенка. Ими могут быть сложности в отношениях с одноклассниками или реакция на психологическое давление.
Прояснить все поможет детский психолог. Он же поможет определить объективные пути выхода из конфликтной ситуации.
Внимание к переменам
Заниженная самооценка ребенка, неуверенность в себе, повышенная тревожность также требуют внимания родителей. Но и идеальное поведение может скрывать за собой неблагополучие.
Это не значит, что поводом для визита к психологу может стать все что угодно. Родителей должны беспокоить резкие перемены в поведении ребенка.
Такими могут являться внезапные истерики у прежде жизнерадостного ребенка, превращение его неконфликтной личности в маленького бунтаря.
Еще одним сигналом, требующим обращения за помощью психолога, может являться стабильность появившихся проблем. Они не исчезают и грозят укорениться в характере ребенка.
Так, разовые плохие отметки не имеют значения для оценки успеваемости школьника.
Встревожить должна ситуация, при которой ребенок в течение длительного времени не интересуется учебой вообще.
Если ребенок сам предлагает сходить на прием к специалисту, ему нужно пойти навстречу. Однако такое случается обычно у детей подросткового возраста.
Очень часто родители теряются и не обращаются к психологу в школе, где учится ребенок, боясь обвинений в собственной несостоятельности.
Но только психолог может помочь отделить зерна от плевел – различить проблемы, обусловленные психическим развитием ребенка, небольшие преходящие сложности и то, что нельзя исправить без его вмешательства.
Даже если у родителей нет никаких сложностей с воспитанием ребенка, и его поведение не вызывает вопросов ни у них самих, ни у школьных учителей, посещение психолога вместе с ребенком предупредит возникновение многих и многих проблем.
Источник: школа "Дашенька" - услуги детского психолога в Долгопрудном.
|