Версия для печати - вернуться на сайт
 

Правила прохождения супервизий 1 и 2 для региональных обучающихся (Базовый курс)

 

Супервизия №1.

Организационные вопросы и правила:

  • Супервизия каждого участника продолжается 1час 45 минут, включая 10-15 минут представление случая и запрос к супервизорам, 1 час – работа с семьей, 30-35 минут – разбор. Между сессиями перерыв 15 мин.
  • Перед началом работы супервизору предъявляется РКС.
  • У терапевтов есть возможность советоваться с супервизорами по ходу работы. 
  • Семинар супервизии может быть засчитан при посещении ВСЕХ учебных дней, предъявлении своей работы и выполнении всех требований.
  • В тех случаях, когда работа под супервизией не может быть засчитана (принята), супервизором или педагогическим советом Института рекомендуется личная терапия или дополнительная супервизия. Выполнение данных дополнительных условий (в случае незачета или условного зачета работы) явялется обязательным для допуска к следующей супервизии. При невыполнении в срок этих заданий, супервизию необходимо будет пересдавать (платно, в т.ч. для студентов льготной  и бесплатной форм обучения).
  1. Умение быть в контакте с котерапевтом.
  2. Приход семьи на сессию.
  3. Умение найти контакт со всеми членами семьи.
  4. Обязательное использование терапевтами циркулярных вопросов.
  5. Включение в интервью всех членов семьи.
  6. Умение сформулировать рабочую гипотезу (до или после работы).
  7. Решение процедурных вопросов по ходу работы.
  8. Соблюдение границ работы
  9. После завершения супервизии терапевт анализирует и составляет письменный мини-отчет: «Что я понял(-а), узнал(-а) о себе в результате супервизии? Что - из своей работы, а что - из работ других терапевтов?». Отчет отправить в течение месяца после супервизии с помощью специальной формы. Отчет является неотъемлемой частью семинара супервизии. Минимальный объем - 1 страница А4.


Супервизия №2.

Организационные вопросы и правила:

1. На каждую работу отводится 1 час 15-20 минут. Между работами пауза – 10-15 минут. 5 минут предварительный разговор о предстоящей работе. 50-60 минут – работа с семьей. 15-20 минут – разбор.
2.  Сетка супервизии составляется с шагом 1 час 30 минут. Если количественный состав группы небольшой, то сетка м.б. составлена с шагом до 2-х часов.
3.  Посещение всех дней семинара обязательно. Семинар супервизии может быть засчитан при посещении ВСЕХ учебных дней, предъявлении своей работы и выполнении всех требований.
4.  На вторую супервизию желательно приглашается семья, которая уже находится у вас в работе (т.е. не первая встреча), если первая встреча не является предметом супервизии (запросом к супервизору).
5. Членов семьи на сессии может быть любое количество (один или несколько).
6. Работать можно как с ко-терапевтом, так и без него.
7. У терапевтов есть неограниченная возможность советоваться с супервизорами или с группой по ходу работы. При этом нужно уметь ответить на вопрос, почему именно в этих точках терапевт обратился к супервизору или группе.
8.  В тех случаях, когда работа под супервизией не может быть засчитана (принята), супервизором или педагогическим советом Института рекомендуется личная терапия, дополнительная супервизия или дополнительные семинары. Выполнение данных дополнительных условий (в случае незачета или условного зачета работы) явялется обязательным для допуска к следующей супервизии. При невыполнении в срок этих заданий, супервизию необходимо будет пересдавать (платно, в т.ч. для студентов льготной  и бесплатной форм обучения).
9.Перед началом каждой работы терапевт сдает супервизору:
А) РКС (максимально заполненную, по возможности),
Б) ЗАПРОС терапевта к супервизору в письменном виде,
В) генограмму клиентской семьи.
  1. Сохраняются требования к первой супервизии. (Умение быть в контакте с котерапевтом. Приход семьи на сессию. Умение найти контакт со всеми членами семьи. Обязательное использование терапевтами циркулярных вопросов. Включение в интервью всех членов семьи. Умение сформулировать рабочую гипотезу (до или после работы). Решение процедурных вопросов по ходу работы. Соблюдение границ работы). 
  2. Кроме циркулярного интервью в работе должны быть использованы еще хотя бы 2-3 техники системной семейной психотерапии (например, скульптура, «дочки-матери», позитивное переформулирование, домашнее задание, стратегический диалог, разметка границ, «соломенная башня» и др.). 
  3. Супервизоры наблюдают за работой терапевтов с группой. Терапевты должны уметь: а)   привлекать группу при необходимости для оформления домашнего задания; б)   уметь привлечь  группу для обратной связи клиентам; в) уметь обращаться к группе, замечать состояние (энергию) группы и  реагировать на группу при необходимости. 
  4. Терапевт создает атмосферу доверия, безопасности и сотрудничества. Умеет проявлять эмпатию (находится в контакте с тем, что для клиента важно). Порождает надежду (показывает, что может что-то предложить семье и способствовать изменениям). 
  5. Терапевт концептуализирует случай в системных гипотезах. (Умеет формулировать системные гипотезы. Может назвать конкретные моменты сессий или диагностические признаки, на основании которых выдвигается та или иная гипотеза. Видит случай с позиций разных перспектив (направлений работы). Может объяснить  стратегию продвижения. 
  6. Кроме требования, отмеченного в п. 2) супервизор за использованием техник: адекватность применения; процедурный аспект; мотивирование клиентов. 
  7. От терапевта ожидается профессиональная гибкость (широкий диапазон терапевтических умений: от «отзеркаливания» до конфронтации). 
  8. Терапевт соблюдает нейтральность (не вступает в коалиции, не навязывает собственные ценности). Не вступает в отношения переноса-контрпереноса (признаками последнего могут быть: занимает материнскую позицию по отношению к клиентам, опасается поднимать особые темы на сессии, сверхвовлечен и т.д.)
  9. Терапевт подготовлен к работе с особыми темами терапии (кризисы, зависимости, психические заболевания, сексуальные проблемы, приемные семьи и т.д.). 
  10. Терапевт умеет работать в ко-терапии (если работает в паре). (Согласованность ролей. Способность обсуждать свои действия в присутствии клиентов. Использование «рефлексирующей команды»). 
  11. Взаимодействие с супервизором.
    • Открытость в противовес  защитной позиции (признаками которой могут быть: выключает супервизора и группу из процесса взаимодействия с клиентами, защитная эмоциональная реактивность и т.д.).
    • Самостоятельность в противовес  зависимости и сверхадаптированности к мнению супервизора. Самостоятельность, естественно, не исключает творческого взаимодействия в контакте терапевт-супервизор в процессе работы.
Не забудьте также, что, как и после первой супервизии, после завершения второй супервизии терапевт анализирует и составляет письменный мини-отчет: «Что я понял(-а), узнал(-а) о себе в результате супервизии? Что - из своей работы, а что - из работ других терапевтов?».Отчет отправить в течение месяца после супервизии с помощью специальной формы. Отчет является неотъемлемой частью семинара супервизии. Минимальный объем - 1 страница А4.

Напоминаем вам, что для получения бонус часов, необходимо заполнить пункты 1.7 или 1.8 на титульном листе РКС.

 
Далее вашему вниманию предлагаются вопросы Джея Хейли к супервизируемым.
Эти вопросы есть в голове и у супервизоров Института.
  1. Оформляет ли терапевт ситуацию интервью таким образом, что семья знает кто такой терапевт, в чем состоит особенность терапевтической ситуации и почему задаются определенные типы вопросов?
  2. Организует ли терапевт ситуацию так, что работа может быть выполнена, например, эффективно откликаясь на сопротивление детей или хаотические взаимодействия? 
  3. Является ли терапевт достаточно не морализирующим, чтобы члены семьи могли говорить о своих проблемах? 
  4. Показывает ли терапевт гибкость, меняя свой подход, когда один из способов сбора информации не работает? 
  5. Демонстрирует ли терапевт диапазон поведения от «отзеркаливания» до конфронтации.
  6. Избегает ли терапевт преследования своих персональных интересов, не релевантные семейным проблемам?
  7. Способен ли терапевт использовать позицию эксперта, в то же время выражая незнание, когда это необходимо? 
  8. Избегает ли терапевт предложение решений до того, как проблема прояснена? 
  9. Кажется ли терапевт знающим, когда поддержать инакомыслие среди членов семьи, а когда их успокоить? 
  10. Избегает ли терапевт принятия стороны кого-то из членов семьи против другого или одной фракции против другой (например, ребенок против родителей)? 
  11. Избегает ли терапевт быть слишком личностно сильно вовлеченным в семью? 
  12. Избегает ли терапевт быть слишком профессиональным и отстраненным от семьи? 
  13. Стремится ли терапевт, чтобы все члены семьи участвовали в интервью? 
  14. Показывает ли терапевт, что он может выдержать неприятный материал или сильные чувства членов семьи? 
  15. Собирает ли терапевт информацию о важных членах семьи, не присутствующих на сессии? 
  16. Изучает ли терапевт вопрос о вовлеченности других социальных агентств в работу с семьей? 
  17. Мотивирует ли терапевт членов семьи на изменения? Порождает ли он надежду и желания сделать усилия? 
  18. Показывает ли терапевт семье, что он может что-то предложить им и способствовать изменениям?

 
Телефон: +7 (495) 772 0021
www.familyland.ru