Для слушателей программы по детско-родительскому системному консультированию.
Голдина Екатерина.
"Возможности рисунка в консультационной и психотерапевтической работе с детьми и взрослыми"
"Рисунок стоит тысячи слов." Восточная мудрость.
Термин "арт-терапия" ввёл английский художник А. Хилл в сороковых годах прошлого века. В литературе встречаются также названия "терапия искусством" , "креативная терапия", "терапия творческим самовыражением", "артпедагогика". Сегодня метод рассматривается как оздоровительный , коррекционный , профилактический, и направлен на укрепление психического здоровья, повышение адаптационных способностей личности, группы , коллектива. В англоязычных странах арт-терапия рассматривается в контексте пластических искусств, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Часть специалистов рассматривает визуальную терапию узко, имея ввиду только рисунки, другие используют интегративные формы арт-терапии. Детские психотерапевты рассматривают арт-терапию в качестве средства эмоционального воспитания и образования.
Первоначально необходимость использования рисования обосновывалась представлениями психоанализа , согласно которым любой конечный продукт творчества расценивался как индикатор бессознательных процессов психики (страхов, конфликтов, фантазий, воспоминаний детства), где творчество выступало как процесс психической структуризации и самоорганизации.
Большое влияние на арт-терапию оказала гуманистическая психология, согласно которой, создание художественных произведений стимулирует активность, экспериментирование и развитие личности. Главным при этом считается внутренний поиск способа самовыражения , а не акцент на проблемах.
Искусство является уникальным способом передачи человеческого опыта. Юнг полагал, что на протяжении всего своего существования люди сталкивались с одними и теми же кризисными ситуациями, и поэтому психика сформировала "внутренние решения" этих проблем. Эти "бессознательные решения" нередко находят своё выражение в фантазиях, снах, художественном творчестве, в том числе в рисунках.
Специалисты полагают ,что заключённые в рисунке, созданном в присутствии терапевта, "личные смыслы" и переживания, могут быть раскодированы и осознаны как самим художником, так и терапевтом, который призван помочь автору понять содержание и символику собственного творчества. Такое отношение к изобразительному продукту отразилось в психологическом феномене "проективный рисунок", и , соответственно, в диагностических проективных методах и методиках. Если в процессе терапии человека побуждают к рисованию с целью установления коммуникации - это "терапевтический рисунок".
В конце 1950-х Х. Квятковская (Kwiatkowska, 1977) в США начала использовать изобразительные техники с целью диагностики и психотерапии в работе с семьями . Она наблюдала за процессом создания членами семьи совместных рисунков. Рисунки позволяли увидеть особенности взаимодействия членов семья и ее функционирование в качестве системы. Кроме того действовали терапевтически и укрепляли общие семейные отношения.
В России изобразительное творчество, в первую очередь рисование, традиционно использовалось в психиатрии (Бурно Е. М. 1989; Хайкин Р. 1992). В настоящее время арт-методы применяют в самых разных областях медицины, социальной работы, образования, с детьми и подростками с трудностями в обучении и социальной адаптации (Копытин А. И. 1999, 2001); для исследования внутрисемейных проблем и детско-родительских отношений (Эйдемюллер Э.Г. 1996; Абрамова Г.С. 2001).
Рисунок хорошо зарекомендовал себя в работе с клиентами с трудностями вербализации: в детской психотерапии; с людьми, перенёсшими травму. Рисунок, за некоторыми исключениями, практически не имеет противопоказаний. Использование рисунка в семейном консультировании , и комбинирование его с другими подходами на разных этапах терапии, пригодится специалисту для решения следующих задач:
- предоставление материала для интерпретаций и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования;
- облегчения процесса понимания и осознания своих эмоциональных реакций — конкретных проявлений скрытых проблем. Обойти цензуру сознания с помощью зрительных образов, и тем самым, ускорить прогресс психотерапии. Рисунок защищает от непосредственной конфронтации с эмоционально нагруженной информацией;
- обеспечение социально приемлемого выхода эмоциям гнева, страдания, страха , чувства разлуки и утраты , другим негативным чувствам. Рисунок , как и другие виды творческого самовыражения, относительно безопасный способ разрядки напряжения;
- обеспечение возможности работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Рисунок -универсальный невербальный инструмент прояснения установок , утилизации негативных эмоций и освобождения;
- налаживание отношений между специалистом и клиентом , между членами семьи на семейной сессии . Участие в рисовании членов семьи способствует получению совместного позитивного опыта, помогает сделать коммуникацию более успешной, создает атмосферу симпатии, взаимного принятия;
- облегчение доступа к ресурсам личности, группы. Рисунок помогает актуализировать и обогатить опыт , связанный с успешным решением проблем , развить способность к независимому функционированию. Рисунок, средство фиксации опыта, которое находится за пределами повседневности. Изобразительная деятельность, как и игра, свободна от принятых в обычной жизни форм поведения, она предполагает экспериментирование, нахождение принципиально новых стратегий, форм поведения , развивает гибкость или адаптивность.
Диагностические и терапевтические возможности использования рисунка в семейном консультировании.
- Рисунок возможно комбинировать с техниками семейной терапии и техниками других подходов, моделируя инструкции к заданиям в соответствии с задачами конкретной сессии и терапии, с возрастом , опытом клиента , запросом и т.д.
- Рисунок как инструмент помощи в определении запроса и целей консультации, для исследования детского опыта, связанного с отношениями с ближайшими родственниками, изучения родительского влияния. Анализ формальных и содержательных аспектов рисунка , символика цвета, символика образов предоставляет информацию для формирования начальных ,рабочих гипотез .
- Рисунок это документ, долговременная и полезная запись, к которой можно возвращаться. Рисунок может служить регистратором изменений в процессе терапии, он заключает в себе много значений, определяемых уровнем психического развития и жизненным опытом клиента.
- Рисунок облегчает преодоление защитных механизмов семьи, или отдельных её членов.
- Диагностический потенциал совместного рисунка: наблюдение за процессом рисования предоставляет возможность увидеть модели коммуникации семьи, роли, союзы, защитные механизмы. Дисфункциональные семейные паттерны, которые можно идентифицировать на основе анализа рисунков:"пареинтефикация", "триангуляция", "слияние,отчуждение", "семейное расщепление", "псевдовзаимность", "семейное искажение".
- Рисунок как интервенция (инструмент изменения). В процессе совместной работы происходит "перекодировка ", разрыв патологических связей, удержание состояния на качественно новом уровне. Совместный рисунок помогает создавать и закреплять у членов семей изменения характера коммуникаций, новые поведенческие стереотипы, испытать новые конфигурации в относительно безопасной среде.
- Символические аспекты изобразительной продукции и невербальная коммуникация семьи в процессе рисования дают материал, для формирования терапевтической метафоры.
- Рисунок стабилизирует, помогает сохранять семье равновесие в период перемен. Художественная экспрессия (процесс) утилизирует аффекты, авторы получают удовольствие, а результат рисования- картинка, приносит удовлетворение, помогает обрести чувство самоконтроля. Выполнение рисунка, как домашнего задания, поддерживает у семьи ощущение непрерывности терапии.
Цель семинара - знакомство и практическое освоение изобразительных техник применительно к работе терапевта.
Оптимальное количество участников - 12 человек - дает возможность отработать в парах и малых группах использование различных художественных материалов, процедуру применения техник, возможность комбинирования их с техниками семейной терапии и других подходов , обеспечивает разнообразие личного опыта и обратную связь.
Основные формы работы:
- отработка базовых элементов арт-терапевтических техник , практических упражнений в индивидуальном формате ,в режиме диады, группы ,в качестве клиента и терапевта;
- получение опыта работы с различными художественными материалами при выполнении рисунков участниками ;
- получение опыта использования совместного рисунка на примере симулированной семьи , реконструкция случая работы с семьёй .
- знакомство с алгоритмом проведения занятия по методу серийного рисунка (юнгианский подход).
Предполагаемые результаты, которые получат участники семинара:
- Знакомство с необходимым для применения метода объёмом представлений о возможностях рисунка. Знакомство с особенностями применения рисунка в краткосрочном консультировании, коррекционной работе с детьми, с детско-родительской диадой ,в семейной терапии.
- Знакомство с диагностическим и терапевтическим потенциалом изобразительных техник. Различия в применении психодиагностических рисуночных методик от арт-терапевтических техник.
- Знакомство с общими принципами использования рисунка в терапии (принятие , безоценочность, уважительное отношение к любой художественной продукции клиентов ), с правилами интерпретации с учётом контекста (отсутствие интерпретации, отсроченность, недирективность, направленность, адресность).
- Принципы работы терапевта использующего рисунок : "активное наблюдение", "включённость", "отзеркаливание когнитивного суждения ребёнка", "использование новых формулировок", "селективное использование вопросов", "вербализация" чувства , которое содержится в высказывании или рисунке", "использование своих чувств", "использование эффективных ограничений", "подкрепление желательного поведения".
- Знакомство со структурой арт-терапевтической сессии: настрой, актуализация визуальных ощущений, индивидуальная изобразительная работа, этап вербализации. Моделирование инструкции к заданию(занятию) в зависимости от запроса клиента, задач конкретной сессии, задач терапии.
- Знакомство с юнгианским подходом (серийное рисование) , позволяющего специалисту обеспечить "безопасное" пространство, материалы и средства для помощи детям , подросткам, а также их родителям (диалог со своим "внутренним ребёнком").
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару.
- Аллан Дж. "Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках" М. 2006
- Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методики арт-терапии" М. 2002
- Венгер А.Л."Психологическое консультирование и диагностика" Практическое руководство" М. 2001
- Дилео Дж. "Детский рисунок. Диагностика и интерпретация" М. 2002
- Сильвер Р. "Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о ребёнке" СПб 2009
- ЛебедеваЛ.Д."Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий" СПб 2003
- Джиннот Х. "Игровая психотерапия с детьми" М. 2005.
- Романова Е.С. "Графические методы в практической психологии" СПб. 2002
- Оклендер В."Окна в мир ребёнка." Руководство по детской психотерапии"М. 2003
- Маховер К. "Проективный рисунок человека" М. 2000
- Бернс Р. С., Харвард К. "Кинетический рисунок семьи "М. 2000
- Собчик Л.Н."Модифицированный восьмицветный тест Люшера" МЦВ метод цветовых выборов. СПб. 2002
- Остер Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии" М. 2001
- Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д.,Грабенко,Т.М."Практикум по креативной терапии"СПб 2003
- Лебедева Л.Д.,.Никонорова Ю.В, Н.А. Тараканова "Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии." Речь СПб. 2006
- Эйдемюллер Э. Г. Добряков И.В., НикольскаяИ.М." Семейный диагноз и семейная психотерапия" СПб. 2003
- "Игровая семейная психотерапия" под редакцией Шефера Ч. и Кэри Л. СПб 2001
|