Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
Контакты
Карта сайта
Оплата
 
Институт    Клиентам    Специалистам и абитуриентам     Студентам ИИСТ    Библиотека    Календарь     
 
 
Расписание учебных групп

Учебные материалы

Сертификация, документы, правила прохождения супервизии и отчетные формы

Интенсивы

Практика семейного консультирования для студентов программы "Системное семейное консультирование и семейная психотерапия"

Формы для отправки отчётной документации

 
Версия для печати
  ИИСТ / Студентам ИИСТ / Учебные материалы / Системное семейное консультирование и семейная психотерапия (социально-психологическая помощь семье и ребёнку) / ("Базовый курс по системному семейному консультированию и семейной психотерапии" ) / Методические материалы - 3 курс / Эмоционально фокусированная терапия супругов, часть 4

Эмоционально фокусированная терапия супругов, часть 4


 Эмоционально фокусированная терапия супругов (Emotionally Focused Couple Therapy)

Часть 4.

Сью Джонсон и Лесли Гринберг «Руководство для психотерапевтов»


Текст переведен, подготовлен и предоставлен для студентов и выпускников ИИСТа:
Черниковым А.В. (профессор Института практической психологии и психоанализа, председатель Экспертного совета Общества семейных консультантов и психотерапевтов).
Текст обработан и подготовлен для размещения на сайте ИИСТа: Бебчук М.А

 

Глава 4. Преодоление трудностей и тупиков в ЭФТ терапии.
 
Тупики присущи всем типам терапии и могут вызывать сильную фрустрацию, как у клиентов, так и у терапевтов. Однако, терапия, в которой происходит продуктивное преодоление возникающих трудностей, ведет к более прочному терапевтическому альянсу и более глубоким изменениям в жизни клиентов  по сравнению с относительно «гладким процессом».
Что может служить сигналом о возникающей трудности в терапии?
  1. Изменения не происходят.
  2. Терапевт чувствует себя на стороне одного из клиентов или борется с другим.
  3. Один из супругов не вовлечен в терапевтический процесс.
  4. Терапевт потерял фокус работы и отклоняется в другую терапевтическую модель.
  5. Терапевт чувствует безнадежность или сомнения в жизнеспособности супружеских взаимоотношений.
 
Обычные причины тупиков в ЭФТ:
  • Слабый терапевтический альянс с одним или с обоими партнерами.
  • Супруги или сам терапевт не имеют глубокого понимания повторяющегося стереотипа отношений в паре.
  • Эмоции, которые запускают цикл, не полностью доступны, исследованы и обсуждены.
  • Один или оба партнера избегают чувств уязвимости по причине предшествующих травм привязанности.
  • Один или оба супруга имеют мало опыта  пребывания в безопасных взаимоотношениях и плохо понимают, на что это может быть похоже.
  • Терапевт сам имеет мало опыта пребывания в безопасных отношениях.
  • Терапевт не понимает модель ЭФТ или часть этой модели, как ее применять и что делать в процессе терапии.
  • У терапевта возникают трудности с базовыми интервенциями, такими как усиление, точная эмпатия, подтверждение, реструктурирование через разыгрывание или управление общим процессом терапии.
  • Терапевт испытывает трудности в работе с сильными эмоциями.
  • Терапевт полон сомнений или не имеет твердой убежденности в излечивающий потенциал терапии.
  • Терапевт застрял в супружеском цикле, попав в ловушку присоединения к обвинениям одного из партнеров, и видит другого супруга дисфункциональным персонажем. Или терапевт погружен и присоединился к чувству безнадежности кого-то в паре. 
 
В ЭФТ выделяются несколько методов работы с терапевтическими тупиками. Они включают в себя:
 
a) Открытое обсуждение тупика. Терапевт никогда не обвиняет в тупике клиентов. Он обозначает это как «мы застряли» и просит клиентов поделиться своими соображениями на этот счет. Терапевт задает себе и клиентам вопросы типа «почему важно делать то, что вы делаете?», «что еще нам необходимо учесть в этом процессе?» и т.д.
 
b) Подтверждение позитивного смысла сопротивления. Например, терапевт просит клиента: «могли бы вы сказать вашей жене о том, как одиноко вы себя чувствуете» и получает в этом отказ. Тогда терапевт стремится понять позитивное намерение, присущее сопротивлению клиента.
Терапевт: Это очень трудно для вас, не так ли?
Клиент: О, да я не чувствую себя достаточно в безопасности.
Терапевт: Тогда скажите ей «Я должен защитить себя, это слишком рискованно для меня сейчас быть открытым».
 
c) «Нарежьте это потоньше». Для понимания тупика терапевт возвращается к детальному исследованию цикла, рассматривая его на многих уровнях. Самым поверхностным слоем является поведение (преследование, атака, отстранение, умиротворение и т.д.).  Следующий слой – это восприятие себя и партнера. Терапевт рассматривает то, как партнеры видят намерения друг друга, интерпретируют смысл их действий. На следующем слое лежат вторичные эмоции, которые обычно доступны для наблюдения (такие как ревность, гнев, разочарование).  И, наконец, на самом глубоком уровне – первичные эмоции (страх, боль, одиночество). Затем терапевт объединяет эти уровни в технике прочерчивания и отражения циклов взаимодействия.
 
d) Использование историй о других парах в аналогичных обстоятельствах. Например, в паре, где муж отказывался признавать боль жены и ее одиночество
Терапевт: Это в некоторой степени напоминает мне работу с одной супружеской парой. Мужу было довольно трудно поверить, что жена расстроена и что у них серьезные проблемы в отношениях. Некоторое время спустя жена подала на развод. Они прошли через очень болезненный бракоразводный процесс, включающий в себя суды и установление опеки над детьми. Когда я видел его несколько месяцев спустя он сказал: «Я очень сожалею, что не воспринял тогда ее слова серьезно». Вы некоторым образом напоминаете мне эту пару, я правда не уверен в чем именно.
Не злоупотребляя этим методом и используя его в правильное время, терапевт может помочь паре продвинуться дальше.
 
e) Исследование истории отношений привязанности. Встречаясь с сопротивлением к самораскрытию и предъявлению себя партнеру с уязвимой стороны, терапевт обращается к травмам отношений в паре (измены, отсутствие поддержки в ключевые моменты, такие как болезнь, смерть родственника, рождение и уход за ребенком). Кроме этого терапевт обращается к травмам привязанности в родительских семьях. Исследуя историю привязанности, терапевт может помочь найти отношения, характеризующиеся безопасной привязанностью и которые могут послужить моделью. Например, жена, которая испытывает сложность в смягчении своего критицизма, так как недостаточно доверяет мужу, вспоминает о безопасных отношениях со своей бабушкой. После небольшого разговора о бабушке, терапевт просит жену представить, что бы сказала ее бабушка о текущей ситуации между супругами и как бы она предложила ее изменить. Клиентка после долгой паузы и, очевидно испытывая сильные эмоции, говорит: «Она бы сказала, что я должна попробовать ему поверить, он сейчас сильно изменился. В конце концов, нельзя все время жить старой болью. Надо двигаться вперед…»
 
f)   Индивидуальные сессии. Одна или две индивидуальные сессии могут быть очень полезны для преодоления тупика в терапии. Когда индивидуальная сессия проводятся с одним из партнеров, полезно предложить ее и второму для сохранения нейтральности и баланса. На индивидуальной сессии терапевт может обсудить с клиентом те сложные чувства, о которых он(она) не рискует говорить при партнере. Может быть затронуты особенно болезненные темы отношений с родителями или сексуальности. С помощью терапевта клиент может сконструировать более сострадающий, позитивный взгляд на себя в тех или иных обстоятельствах. Обсудив индивидуально эти чувства, клиент может в дальнейшем рискнуть их затронуть в совместном разговоре. Индивидуальные встречи полезны также для усиления недостаточного терапевтического альянса с кем-то из супругов. Если один из партнеров не нравится терапевту и вызывает у него отрицательные чувства, то индивидуальная встреча может помочь большему его принятию и восстановлению нейтральности. Очень важно, однако, не проводить серию индивидуальных встреч, так как фокус на парной работе в этом случае размывается и довольно сложно бывает вернуться именно к супружеской терапии.
 
g) Наблюдение за своей работой. Видео или аудиозапись собственных терапевтических сессий обычно предоставляет огромное количество информации для размышления. В приложении 6 представлен список вопросов терапевта самому себе для оценки своей работы.
 
 
h) Супервизия.
 
Джонсон описывает 4 наиболее часто возникающих тупика в работе начинающих терапевтов по модели ЭФТ. 
 
1) Не происходит снижения интенсивности конфликта. 
Пара продолжает ссориться, спорить и обмениваться негативными действиями в адрес друг друга. Когда это происходит, супруги и терапевт могут легко потерять надежду и веру в эффективность терапии. Этот тупик часто связан с неспособностью терапевта контролировать сессию и не допускать развития негативной эскалации на приеме. От терапевта требуется уверенность в своем праве прерывать непродуктивный процесс, подтверждать переживания супругов и сохранять нейтральность. Ему важно установить доверительный контакт с каждым из партнеров, ясно обозначить их паттерн и получить доступ к первичным чувствам, запускающим цикл. Терапевту также следует принять во внимание наличие травм супружеских отношений, провоцирующих недоверие к партнеру или травм отношений с родителями, ведущих к трудности регулирования аффекта, интенсивного страха боли, насилия и заброшенности. В этом случае процесс терапии замедляется и включает в себя работу с этими травмами.
 
2) Отстраняющийся супруг не вовлекается в отношения. В этом виде тупика отстраняющийся партнер продолжает ощущать для себя слишком большую опасность в осознании собственных эмоций или включенности в отношения с супругом. Отстраняющийся может также продолжать тактику умиротворения партнера, не признавая собственного возмущения ее(его) действиями. В этой точке терапевту важно противостоять собственному искушению отрицательной оценки отстраняющегося супруга и постараться создать для него большую безопасность. Терапевту нужно также используя технику подтверждения признать, что это вызывает возрастающее негодование обвинителя, но помочь ей(ему) увидеть последствия этого гнева приводящее к дальнейшему уходу из контакта отстраняющегося. Еще одна крайность – это защита терапевтом отстраняющего от обвинителя и вступление с ним в коалицию.
 
3) Не происходит смягчения критичного супруга. В этот момент отстраняющийся партнер, как правило, уже вовлечен в отношения, но обвинитель не меняет свою позицию, продолжая жесткую критику и обесценивание супруга. Снова терапевт может поддаться импульсу негативной оценки одного из супругов, в данный момент - обвинителя, как сопротивляющегося партнера, отступить от модели ЭФТ или потерять надежду на изменения. Более эффективно предполагать, что обвинитель боится, что изменения, произошедшие в отстраняющемся партнере недолговечны, и испытывает их на прочность. Ей(ему) сложно увидеть партнера по новому из-за собственных страхов заброшенности, отвержения и т.д. Терапевт подтверждает наличие этих страхов и помогает передать их партнеру вместо обвинений в его адрес. Терапевту также следует помнить о возможном влиянии на эту ситуацию травм отношений.
 
4) Не происходит обобщения и переноса опыта терапии в реальную жизнь. Этот менее часто встречающийся тупик состоит в том, что супруги демонстрируют изменения взаимодействий на сессиях, но не продолжают их за пределами терапевтической комнаты. На следующую сессию они приходят все в том же состоянии, что и были на предыдущей. Этот тупик может происходить на любой стадии терапии, но более распространен на стадиях снижения конфликта и смягчения обвинителя. Подобное застревание в терапии может быть обусловлено множеством причин, включая например, то, что пара не воспринимает их опыт как повторяющийся стереотип отношений. Они могут проигрывать этот цикл многие годы, и им может быть сложно от него отойти. У кого-то из партнеров может быть ригидное убеждение, что второй не собирается о нем заботиться, имеет любовные отношения на стороне. В паре может быть нераспознанное ранее насилие или зависимость от химических веществ. Для преодоления этого тупика терапевту полезно задать себе ключевой вопрос о том, почему паре важно делать то, что они делают? Каково позитивное намерение их сопротивления? Признавать его смысл и далее обсуждать это с супругами.
Хотя эти типы застреваний могут быть трудны в их преодолении, сохранение терапевтом терпения, нейтральности и готовность над ними работать, используя базовые техники и принципы ЭФТ, дают возможность эффективно реализовывать данную модель терапии.
 
Литература по эмоционально фокусированной терапии:

1. Emotionally Focused Therapy for Couples by Leslie S. Greenberg PhD and Susan M. Johnson EdD (Mar 23, 2010)
2. The Practice of Emotionally Focused Couple Therapy: Creating Connection (Basic Principles Into Practice Series) by Susan M. Johnson (Aug 1, 2004)
3. The Emotionally Focused Therapist Training Set: Becoming an Emotionally Focused Couple Therapist: The Workbook by Susan M. Johnson, Brent Bradley, James L. Furrow and Alison Lee (Sep 7, 2005)
4. Emotionally Focused Couple Therapy with Trauma Survivors: Strengthening Attachment Bonds (The Guilford Family Therapy Series) by Susan M. Johnson EdD (Jan 18, 2005)
5. Clinical Handbook of Couple Therapy, Third Edition by Alan S. Gurman Phd, Neil S. Jacobson Phd, Alan S. Gurman and Neil S. Jacobson (Jul 3, 2002)
6. Emotion-Focused Couples Therapy: The Dynamics of Emotion, Love, and Power by Leslie S. Greenberg and Rhonda N. Goldman (Feb 2008)
7. Learning Emotion-Focused Therapy: The Process-Experiential Approach to Change by Robert Elliott, Jeanne C. Watson, Rhonda N. Goldman, Leslie S. Greenberg
8. Emotion-Focused Therapy: Coaching Clients to Work Through Their Feelings by Leslie S. Greenberg
 
 

 

 
 
Лицензия 77Л01 №0007170, рег.№036364, от 23 июля 2015г.    Телефон: +7 (495) 772-0021    Е-mail: