Дорогие коллеги,
Ниже вы найдете список критериев и параметров, на которые опираются в своем анализе супервизоры ИИСТ при проведении семинаров супервизии в групповом формате в Базовом курсе по системной семейной терапии.
По каждому пункту существует разделение на 3 категории, в зависимости от того, как были продемонстрированы те или иные навыки, компетенции или особенности профессиональной позиции.
Мы надеемся, что понимание этих универсальных критериев будет полезно вам не только при подготовке к семинарам супервизии, но и для рефлексии и анализа любых своих сессий с клиентами с целью профессионального роста.
Блок 1. Подготовка к супервизии
Подготовка к супервизии: представление случая письменно (РКС, генограмма и описание случая, ОС)
- Случай не описан
- Случай описан непоследовательно, неясно, часть документов отсутствует
- Случай представлен в полном объеме, четко, корректно, грамотно
Подготовка к супервизии: представление случая устно
- Случай представлен скудно или избыточно, неясно, оценочно
- Случай описан с некоторым избытком или недостатком информации, не вполне последовательно, с достаточным уважением к клиентам
- Случай представлен в необходимом и достаточном объеме, последовательно, уважительно
Подготовка к супервизии: запрос (задача) на супервизию
- Запрос не сформулирован
- Запрос представлен формально или небрежно
- Запрос детализирован, отражает попытки обобщения собственного опыта
Семья приглашена в составе, соответствующем требованиям к супервизии и логике терапии
- Состав семьи не соответствует требованиям (супервизия №1) к супервизии и логике терапии
- Логика приглашения семьи (состав) обоснована, но аргументы не системны
- Логика приглашения семьи (состав) обоснована, аргументы системны
Блок 2. Содержание работы
Готовность и соответствие пространства, инвентаря, качества видеозаписи* и внешнего вида консультанта (супервизируемого) к работе на супервизии
- Не подготовлены / Качество видеозаписи не позволяет оценить работу
- Частично учтены и подготовлены / Качество видеозаписи удовлетворительное
- Полностью учтены особенности семьи в подготовке инвентаря, пространства и внешнего вида / Видеозапись высокого качества
Прояснение проблемы и запроса семьи
- Информации недостаточно, запрос не сформулирован, проблема не прояснена
- Информация собрана частично, запрос сформулирован не четко, проблема прояснена частично
- Информации достаточно, запрос ясен, проблема понятна
Понимание случая
- Системная гипотеза не сформирована, план работы не намечен, задачи сотрудничества не ясны или не реалистичны
- Есть попытка формирования системной гипотезы и плана работы, согласованы сравнительно реалистичные и достижимые задачи сотрудничества
- Сформулирована системная гипотеза и план работы, с семьей согласованы задачи сотрудничества
Логика использования интервенций
- Интервенции не соответствуют логике терапии, не осознаны
- Интервенции частично соответствуют логике терапии, трудности в аргументации их применения
- Выбор интервенций осознанный и соответствует логике терапии
Демонстрация практических навыков (качество интервенций)
- Объяснение, исполнение и интеграция пропущены или выполнены небрежно, хаотично
- Объяснение, исполнение и интеграция выполнены частично. Качество корригируется супервизором.
- Объяснение, исполнение и интеграция выполнены качественно
Временные границы работы
- Грубо не соблюдены, вмешательством супервизора не корригируются
- Корригируются вмешательством супервизора
- Соблюдены самостоятельно
Структура сессии
- Сессия не упорядочена, без четкой структуры и этапов, логика не прослеживается
- Сессия не в полной мере последовательна и структурирована, логика прослеживается частично
- Сессия логично выстроена, хорошо структурирована, соблюдена этапность
Сложные темы, эмоционально-заряженные реакции и критические ситуации в работе с семьей
- Игнорирование сложных тем и критических ситуаций; вмешательством супервизора не корригируется
- Затруднение или выборочное реагирование на сложные темы и критические ситуации; вмешательством супервизора корригируется
- Сбалансированная реакция на сложные темы и критические ситуации
Контакт с семьей
- Не установлен контакт с некоторыми членами семьи (или со всей семьей)
- Установлен несбалансированный контакт с некоторыми членами семьи, рабочий альянс сформирован не в полной мере
- Со всеми членами семьи установлен контакт и сформирован рабочий альянс
Блок 3. Позиция специалиста
Навыки саморегуляции (до, во время и после работы)
- Нестабильность; нет навыка рефлексии; приемы самопомощи не результативны
- Относительно устойчивое состояние; навык рефлексии частично представлен; приемы самопомощи относительно эффективны
- Устойчивость, навык рефлексии сформирован; приемы самопомощи эффективны
Обсуждение с клиентами гипотез, интервенций и логики терапии
- Диалог отсутствует.
- Диалог не в полной мере продуктивный, частично понятен клиентам. Итоги обсуждения не интегрируются в терапию.
- Диалог продуктивный, открытый, подлинный, свободный, на понятном для клиентов языке. Действия гибко корректируются по итогам обсуждения.
Позиция нейтральности
- Отсутствует (к персонам и/или темам); вмешательством супервизора не корригируется
- Частично проявлена нейтральность (к персонам и/или темам); вмешательством супервизора отчасти корригируется
- Проявлена позиция профессиональной нейтральности
Реалистичность целей, задач терапии, оценки своих возможностей, сильных и слабых сторон, действий и их уместности
- Недостаточная
- Умеренная
- Достаточная
Этические вопросы (А) - профессиональная позиция:
- Дефицит уважения, бережности, ответственности; злоупотребление терапевтическими отношениями; иное* (*материал разбирается на семинаре)
- Недостаточный уровень уважения, бережности, ответственности
- Достаточный уровень уважения, бережности, ответственности
Этические вопросы (Б) - осознанность
- Риски не замечены; не предпринимаются усилия по их снижению/предотвращению; вмешательством супервизора ситуация не корригируется
- Риски частично замечены, предпринимаются некоторые усилия по снижению/предотвращению этических рисков; частично интегрируются в работу рекомендации супервизора по вопросам этики
- Риски замечены; реакция осознанная, чуткая, своевременная
Особенности восприятия процесса супервизии (включая группу и супервизора)
- Супервизия как "экзамен/испытание". Реакция и/или демонстрация беспомощности, сверхзависимости, избегания, нападения, защиты; отвержение/обесценивание идей и обратной связи
- Супервизия как "обязанность". Минимальная заинтересованность в контакте; избирательность восприятия идей и обратной связи
- Супервизия как возможность для развития и роста. Заинтересованность в контакте и поддержке, открытость к идеям и обратной связи
Блок 4: Ко-терапия (если работа проводится парой специалистов)
Согласованность действий и позиций в ко-терапевтической паре
- "Лебедь, рак и щука" (рассогласованность, результат деструктивный, обсуждение противоречий неэффективно)
- "Лиса и журавль" (недостаточная согласованность, результат сомнительный, обсуждение не в полной мере интегрируется в работу)
- "Симфонический оркестр" (слаженное, гармоничное, продуктивное взаимодействие)
|