ИИСТ / Институт / Представители в регионах / Казахстан / Астана / А-ПдП-1/2023 / Учебно-тематический план
Учебно-тематический план
Семинар №1 Основы психиатрии
Понятие психического расстройства. Симптом-синдром-болезнь. Организационные вопросы профильной помощи детям и взрослым с психическими расстройствами и нарушениями поведения/ юридические вопросы/ стигма/ компетенции/ классификация психических расстройств. Особенности, факторы и закономерности детского развития.
Открытая работа с семьей (демонстрация сессии) и клинический разбор.
Семинар №2 Ранний возраст/ развитие/ аутизм
Онтогенез и его возрастные периоды. Этапы развития и особенности нервно-психического реагирования на каждом из них. Варианты дизонтогенеза. Ретардация психического развития. Клиника, диагностика, реабилитация. Демонстрация клинических случаев. Искаженное развитие (аутизм, атипичный аутизм, эндогенный процесс). Клиника, диагностика, реабилитация. Демонстрация случаев.
Семинар № 3. Расстройства пищевого поведения (РПП)
Основные виды РПП (анорексия и булимия), их диагностические критерии, критерии направления на госпитализацию, работа в бригаде врач-психиатр/ педиатр/ психолог/родители. Мифы и предубеждения об РПП, делающие работу опасной. Основные подходы к лечению, работа с питанием (система «правило трех»), работа с семьей и модель Модсли. Работа с семейным контекстом, построение системных гипотез, открытая работа с семьей (демонстрация сессии).
Семинар №4. Депрессия и суицидальное поведение
Особенности депрессии у подростков. Суицидальное и самоповреждающее поведение. Диагностика суицидального риска. Организационные и юридические вопросы консультирования семей с темой суицидального поведения. Кризисные протоколы для клиентов/семей и другая документация в работе с клиентами с суицидальным поведением (чек-листы действий в кризисе, планы безопасности). Основные теоретические модели (диатез-стресс подход, концепция психической боли Э.Шнейдмана, когнитивный подход и понятие безнадежности Бека, интерперсональная теория Joiner, интегративная мотивационно-волевая модель O'Connor, трехшаговая модель Klonsky. Мишени работы (КБТ, ДБТ, Схема-терапия, терапия, основанная на ментализации) и задачи работы с семьёй ребёнка/подростка с суицидальным поведением в рамках системного подхода.
Открытая работа с семьей (демонстрация сессии) и клинический разбор.
Семинар №5. Профилактика нарушений психосексуального развития и гендернойидентичности
Профилактика нарушений гендерной идентичности у подростков. Основные понятия и термины. Стандарты и классификации. Современный взгляд на диагностику и помощь в контексте новой идентичности подростка. Риски, сопровождающие нарушения психосексуального развития, поведения и здоровья. Помогающие подходы. Поддержка детей, подростков и их семей. Признаки языка профессионала.
Открытая работа с семьей (демонстрация сессии) и клинический разбор.
Семинар №6. Работа психолога (специалиста) с душевнобольными и их родственниками
Шизофрения и эндогенная депрессия. Особенности коммуникации в семье с больным шизофренией и эндогенной депрессией. Соотнесение психопатологических феноменов с общими характеристиками семейной системы (границы семьи, особенности коммуникаций, иерархия, разделение на подсистемы и т.д.). Особенности терапевтического контракта. Техники психологической помощи. Позиция специалиста.
Семинар №7 Зависимость. Применение метода расстановки в работе с зависимостью
Эффективная помощь зависимым и созависимым требует комплексных решений. Метод семейных системных расстановок дает возможность посмотреть на ситуацию клиента сразу со многих точек зрения и проводить интервенции на разных уровнях – внутриличностных процессов, поведенческих и коммуникационных паттернов, семейных структур, трансгенерационных переплетений, социального контекста и культурно-обусловленных мифологем. Направленность на повышения уровня дифференциации, эстетически-ритуальный аспект метода и возможность работы в безопасном пространстве терапевтической группы создают дополнительные терапевтические эффекты. Работа методом семейных системных расстановок может быть интегрирована в общий терапевтический процесс на разных его этапах.
|