|
|
ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Детское и детско-родительское системное консультирование с основами психиатрии (ДРО) / Содержание семинаров (ДРО)
Содержание семинаров (ДРО)
Содержание семинаров программы ДРО-14
Семинар №1. Основы системного консультирования детей и родителей
Ведущая: Ольга Щедринская
- Основные положения и принципы системного подхода. Закон гомеостаза и
- развития. Демонстрация принципа циркулярности. Стадии жизненного цикла
- семьи. Роли, границы, иерархия и другие особенности семьи как системы.
- Пересечения между системным подходом и теорией привязанности. Позитивное
- переформулирование проблемного поведения ребенка.
- Уровни рассмотрения сложностей: возрастные особенности; особенности
- ментального здоровья, системные аспекты.
- Цели и задачи первичной консультации. Этапы и логика работы. Социальная фаза,
- исследование проблемы, построение гипотез, обсуждение целей и задач терапии,
- формулирование гипотез и домашних заданий.
- Контакт с детьми различных возрастных групп.
Семинар №2. Семья ребенка с ментальными нарушениями
Ведущая: Анна Марченко
- Место психогенных расстройств в классификация психических расстройств.
- Психогенные расстройства, реактивные состояния и неврозы. Неврозы и
- неврозоподобные состояния. Возрастные особенности психопатологии. Системные неврозы.
- Системные аспекты и ментальные нарушения. Особенности структурных и коммуникативных параметров. Феномен триангуляции. Достоинства и ограничения различных форматов работы
- с детьми и родителями. Интеграция международного опыта.
Семинар №3. Родительское консультирование. Поддержка семьи при нарушениях ментального здоровья у детей
Ведущая: Ольга Щедринская
- Построение эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями). Профессиональная позиция специалиста в детско-родительском и детском консультировании. Зоны
- ответственности и компетентности. Работа в команде со смежными специалистами. Ориентация на
- формирование компетентной позиции у родителей ребенка и членов его семьи. Информирование и
- просветительская деятельность в работе детского психолога.
- Преодоление барьеров в контакте между родителями и специалистом.
- Явный и скрытый запрос, уровень мотивации и другие факторы, влияющие на процесс и результат взаимодействия.
- Компетенции специалиста, необходимые для организации комплексной поддержки семьи "сложного" ребенка.
- Специфика сопровождения семьи ребенка с ментальными нарушениями и особенностями развития.
Семинар №4. СДВГ
Ведущая: Елена Федулова
- Биологические, социальные и педагогические аспекты СДВГ.
- Этиология и патогенез.
- Критерии и постановка диагноза.
- Принципы дифференциальной диагностики.
- Тип семейной системы, стиль родительского воспитания.
- Коррекция проявлений гиперактивности, импульсивности, неустойчивого внимания.
- Роль нейропсихологической коррекции.
- Вовлечение родителей в психокоррекционную деятальность.
- Особенности и методы фиксации результатов психологической и коррекционной работы.
Семинар №5. Дислексия/дисграфия
Ведущая: Маргарита Масютина
- Диагностика дислексии и дисграфии.
- Фонематическая, аграмматическая, семантическая, мнестическая, оптическая дислексия.
- Возрастые различия в проявлении симптомов.
- Организация учебного процесса для детей с дислкесией и дисграфией.
- Методы профилактики вторичных нарушений, включая школьную дезадаптацию.
- Возможности коррекции.
- Сотрудничество между специалистами с разным базовым образованием.
Семинар №6. Страхи, Тревожность, Навязчивости
Ведущая: Анна Марченко
- Классификация тревожных расстройств.
- Возрастные различия в проявлении страхов.
- Принципы психологической поддержки семьи и ребенка со страхами, навязчивостями и повышенным уровнем тревоги.
- Вляние семейной динамики на формирование страхов и фобий.
- Место симптоматического поведения в семейной системе.
- Исследование циркулярных последовательностей.
- Построение гипотез.
- Алгоритм и варианты построения плана коррекционных мероприятий.
- Обучение родителей методам поддержки ребенка с тревожностью и страхами.
Семинар №7. Дети и смерть
Ведущая: Ольга Щедринская
- Системный взгляд на терапию горя.
- Модель семейной резильентности Фромы Волш.
- Острое горе семьи с детьми: основные задачи.
- Установки, осложняющие проживание горя и влияющие на правила и коммуникацию в семье.
- Возрастные особенности и реакции детей на утрату.
- Факторы, осложняющие горе у детей и подростков.
- Почему взрослым сложно говорить с детьми о смерти, и чем может помочь специалист (алгоритм).
- Использование техник и игр: как, когда, зачем, какие?
- Этические дилеммы в работе с горем и детьми.
Семинар №8. Отказ от школы
Ведущая: Анна Марченко
- Феномен отказа от школы: причины, гипотезы, диагностика. Запрос семьи, запрос от социальных структур и образовательных учреждений.
- Специфика работы с немотивированными и мало мотивированными клиентами.
- Место диагностики при построении плана коррекционных мероприятий.
- Деятельность специалистов, работающих в рамках психо-коррекционных мероприятий с семьей.
- Критерии оценки динамики состояния и достижения результатов.
- Социальная адаптация – как конечная цель комплекса коррекционных воздействий.
- Федеральные, региональные и локальные нормативные акты в работе психолога, педагога и врача.
Семинар №9. Психопатоподобный синдром и другие личностные расстройства
Ведущая: Анна Марченко
- Ключевые темы и интервнеции в работе консультанта при работе с личностными расстройствами.
- Системный контекст поведенческих нарушений в темах академической неуспеваемости, лжи, воровства, агрессии у детей и подростков.
- Системные причины для образования конфликтных ситуаций и пути решения.
- Восстановление иерархии в семейной системе.
- Введение системы гласных правил и тема открытой коммуникации в семье.
- Критерии качества и безопасности работы специалиста.
- Профилактика выгорания.
Семинар №10. Аутизм. Взгляд психиатра и психолога
Ведущие: Зинаида Савинкова и Елена Федулова
- Расстройства аутистического спектра: исторический контекст и современные представления.
- Принципы и методы диагностики РАС глазами врача и психолога.
- Стадии принятия родителями особенностей и состояния ребенка с отклоняющимся развитием.
- Сложности специалиста, консультирующего родителей: этический, юридический и организационный пласт.
- Адаптационные механизмы в семейной системе.
- Специфика прохождений кризисных этапов и стадий жизненного цикла семьи в случае, если родители воспитывают ребенка с отклонениями в развитии (в частности - РАС).
- Родительские ассоциации, группы поддержки, интегративные лагеря и другие формы сопровождения ребенка с отклоняющимся развитием.
- Основопологающие принципы и ценности в коррекционной работе: гуманизм, системность, реалистичность, непрерывность, индивидуально-дифференцированный подход.
- Современные подходы и методы поддержки и развития ребенка с РАС.
- Обучение навыкам самообслуживания.
- Активизация невербального диалога (диалогические игры) и стимуляция речи.
- Развитие разделенного внимания.
- Включение в совместную деятельность.
- Формирование позитивного опыта коммуникации.
- Преимущества и возможности АВА терапии.
Семинар №11. Профилактика нарушений сексуального развития у детей
Ведущая: Марина Бебчук
- Психосексуальное развитие, поведение и здоровье, сравнительно возрастные особенности.
- Вопросы нормы и патологии, сравнительно-возрастной аспект.
- Основы системного понимания случая.
- Сексуальная грамотность.
- Некоторые варианты нарушений психосексуального развития, поведения и здоровья.
- Вопросы профилактики.
- Границы сотрудничества между специалистами – психиатр, сексопатолог, психолог, хирург.
- Организационные, этические и юридические вопросы консультирования по вопросам детской сексуальности.
- Позиция семьи и школы.
Семинар №12. Интеграция
Ведущие: Ольга Щедринская и Анна Марченко
- Обобщение пройденного материала.
- Трениг практических навыков.
- Супервизия случаев из практики слушателей.
- Практика оформления отчетной документации и рекомендаций для родителей и педагогов.
- Анализ кейсов для определения возможных путей коррекционной работы с ребенком и семьей.
|