|
|
|
ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Детское и детско-родительское системное консультирование с основами психиатрии (ДРО) / Содержание семинаров (ДРО)
Содержание семинаров (ДРО)
Содержание семинаров программы ДРО
Семинар №1 и №2. Основы системного консультирования детей и родителей
Ведущая: Ольга Щедринская
- Основные положения и принципы системного подхода. Закон гомеостаза и развития. Демонстрация принципа циркулярности. Стадии жизненного цикла семьи. Роли, границы, иерархия и другие особенности семьи как системы.
- Пересечения между системным подходом и теорией привязанности. Позитивное переформулирование проблемного поведения ребенка.
- Уровни рассмотрения сложностей: возрастные особенности; особенности ментального здоровья, системные аспекты.
- Цели и задачи первичной консультации. Этапы и логика работы. Социальная фаза, исследование проблемы, построение гипотез, обсуждение целей и задач терапии, формулирование гипотез и домашних заданий.
- Контакт с детьми различных возрастных групп.
Семинар №3 и №4. Семья ребенка с ментальными нарушениями
Ведущая: Анна Марченко
- Место психогенных расстройств в классификация психических расстройств.
- Психогенные расстройства, реактивные состояния и неврозы. Неврозы и неврозоподобные состояния. Возрастные особенности психопатологии. Системные неврозы.
- Системные аспекты и ментальные нарушения. Особенности структурных и коммуникативных параметров. Феномен триангуляции. Достоинства и ограничения различных форматов работы с детьми и родителями. Интеграция международного опыта.
Семинар №5 и №6. Про детей, но без детей. Особенности родительского консультирования
Ведущая: Ольга Щедринская
- Построение эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями).
- Профессиональная позиция специалиста в детско-родительском и детском консультировании. Зоны ответственности и компетентности. Работа в команде со смежными специалистами. Ориентация на формирование компетентной позиции у родителей ребенка и членов его семьи. Информирование и просветительская деятельность в работе детского психолога.
- Преодоление барьеров в контакте между родителями и специалистом.
- Явный и скрытый запрос, уровень мотивации и другие факторы, влияющие на процесс и результат взаимодействия.
- Компетенции специалиста, необходимые для организации комплексной поддержки семьи "сложного" ребенка.
- Специфика сопровождения семьи ребенка с ментальными нарушениями и особенностями развития.
Семинар №7 и №8. Контакт с ребенком и техники
Ведущая: Ольга Щедринская
- Контакт, запрос и рабочий альянс - специфика консультирования детей, подростков и их родителей.
- Контакт с ребенком и контакт с остальными членами семьи через призму нейтральности.
- Влияние личной и семейной истории терапевта на установление контакта с детьми.
- Типовые» барьеры и сложности на начальном этапе контакта с родителями.
- Возраст, особенности развития и другие факторы, влияющие на контакт с ребенком в терапевтическом процессе.
- Место игры и творчества в работе с детьми и родителями.
- Игровой практикум - расширение «копилки» терапевта для работы с детьми в индивидуальном, семейном и групповом форматах.
- Повышение эффективности консультирования детей и подростков в онлайн формате.
Семинар №13 и №14. СДВГ и готовность к школе
Ведущая: Елена Федулова
- Биологические, социальные и педагогические аспекты СДВГ.
- Этиология и патогенез.
- Критерии и постановка диагноза.
- Принципы дифференциальной диагностики.
- Тип семейной системы, стиль родительского воспитания.
- Коррекция проявлений гиперактивности, импульсивности, неустойчивого внимания.
- Роль нейропсихологической коррекции.
- Вовлечение родителей в психокоррекционную деятальность.
- Особенности и методы фиксации результатов психологической и коррекционной работы.
Семинар №15 и №16. Отказ от школы
Ведущая: Анна Марченко
- Феномен отказа от школы: причины, гипотезы, диагностика. Запрос семьи, запрос от социальных структур и образовательных учреждений.
- Специфика работы с немотивированными и мало мотивированными клиентами.
- Место диагностики при построении плана коррекционных мероприятий.
- Деятельность специалистов, работающих в рамках психо-коррекционных мероприятий с семьей.
- Критерии оценки динамики состояния и достижения результатов.
- Социальная адаптация – как конечная цель комплекса коррекционных воздействий.
- Федеральные, региональные и локальные нормативные акты в работе психолога, педагога и врача.
Семинар №17 и №18. Self Harm
Ведущая: Анастасия Ильина
- Как современная наука понимает селфхарм и какие стратегии работы предлагает психологам. Теории возникновения селфхарма.
- Дифференциальная диагностика: Разграничение самоповреждающего поведения (NSSI) и суицидального.
- Оценка уровня риска. Первичное выявление и алгоритм обследования детей и подростков с несуицидальным самоповреждением.
- Функциональный анализ селфхарма. Изучение целей и мотивов селфхарма. Виды и формы самоповреждений. Психические нарушения и НССП.
- Практические протоколы работы. Доказательные подходы в психотерапии НССП. План беседы. Стратегии профилактики самоповреждений.
- Создание «Плана безопасности» и «Карты экстренной помощи» совместно с подростком.
- Мишени для работы с селфхармом. Навыки регуляции эмоций. Сотрудничество с врачом-психиатром
- Работа с семьей. Психообразование родителей. Роль семьи в появлении селфхарма у подростков и молодежи. - Проблемы помощи подросткам с селфхармом. Эффективная родительская коммуникация
- Этика и самоподдержка специалиста.
- Профилактика выгорания, работа с контрпереносом и собственной тревогой.
Семинар №21 и №22. Аутизм
Ведущие: Зинаида Савинкова, Елена Федулова
- Расстройства аутистического спектра: исторический контекст и современные представления.
- Принципы и методы диагностики РАС глазами врача и психолога.
- Стадии принятия родителями особенностей и состояния ребенка с отклоняющимся развитием.
- Сложности специалиста, консультирующего родителей: этический, юридический и организационный пласт.
- Адаптационные механизмы в семейной системе.
- Специфика прохождений кризисных этапов и стадий жизненного цикла семьи в случае, если родители воспитывают ребенка с отклонениями в развитии (в частности - РАС).
- Родительские ассоциации, группы поддержки, интегративные лагеря и другие формы сопровождения ребенка с отклоняющимся развитием.
- Основопологающие принципы и ценности в коррекционной работе: гуманизм, системность, реалистичность, непрерывность, индивидуально-дифференцированный подход.
- Современные подходы и методы поддержки и развития ребенка с РАС.
- Обучение навыкам самообслуживания.
- Активизация невербального диалога (диалогические игры) и стимуляция речи.
- Развитие разделенного внимания.
- Включение в совместную деятельность.
- Формирование позитивного опыта коммуникации.
- Преимущества и возможности АВА терапии.
|