Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Обучение семейной психотерапии

Короткие программы

Семинары

Повышение квалификации

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Специалистам и абитуриентам / Короткие программы / Полипрофессиональный практикум (ФАН) / Содержание программы

Содержание программы



Семинар №1 Психическое развитие ребенка. Биологические и системные (семья и общество) аспекты формирования навыков (Марченко Анна)

«Мама ребенку 16 лет: «Не пользуйся ножом… разучишься откусывать»

О чем семинар?

Мы изучим «жизненный цикл» каждого навыка, от начала его формирования до момента сложного взаимодействия с другими формирующимися навыками. Рассмотрим практические примеры нарушений сроков развития, искаженного развития и распада навыков под влиянием различных причин (социальные причины, психические нарушения), а также научимся составлять план реабилитации с опорой на «сохранные зоны» в развитии ребёнка. Остановимся на вопросах взаимодействия с семьей, потренируемся в переводе жалоб родителей на профессиональный язык, поговорим о сотрудничестве в сообществе специалистов, помогающих ребенку.

Зачем специалисту нужен этот семинар?

Цель семинара - максимальная практическая направленность на решение конкретных задач развития ребенка на стыке смежных дисциплин (педагогики, дефектологии, психиатрии, семейной терапии и т.д.)

Как мы будем работать на семинаре?

Лекционные фрагменты, демонстрация и разбор клинических случаев, «мозговой штурм» участников группы.


Семинар №2 Навык моторики и свободного движения (Рассушина Алиса)

"Движение - жизнь"

О чем семинар?

И родителей, и специалистов болезненно интересуют вопросы: держит ли головку - переворачивается - ползает - пошел? Но что потом?

А тем временем мальчишки все реже играют в футбол, волейбол, баскетбол. Девчонки больше не прыгают через резиночку и скакалку во дворе, самая популярная профессия - IT специалист. То, что раньше развивалось естественно, теперь требует дополнительного внимания.

Однако моторика - это основа для развития всех последующих навыков, не только в раннем младенчестве, но и в дошкольном, школьном и подростковом возрасте. Каким образом моторное развитие связано с формированием более сложных навыков? Как образ тела влияет на самооценку и творческую выразительность? С какого возраста формируются мышечные зажимы и чему они мешают? Об этом, о роли семьи и многом другом поговорим на семинаре.

Зачем специалисту нужен этот семинар?

Разговоры с родителями и детьми о моторном развитии обычно очень сложны, т.к. всем участникам такой беседы (включая специалиста) это кажется понятным и даже банальным. Откуда же столько неуклюжих, моторно неловких, расторможенных или тучных детей? Да, специалисту нужно уметь быть интересным и зажигательным в работе с ребенком, имеющим нарушения развития моторной сферы, знать как мотивировать родителей и быть катализатором изменений в семье.

Как мы будем работать на семинаре?

Слушателей ждут практические упражнения для разных ситуаций и возрастов. Двигательные игры для детей с особенностями в развитии. Видеоразборы моторных особенностей и нарушений. Обсуждения и комментарии специалистов. Составление наглядной матрицы о влиянии моторики на формирование других навыков.


Семинар №3 Навык самообслуживания (Нечаева Ирина)

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»

Что мы будем обсуждать на семинаре?

Предмет обсуждения - навык самообслуживания, из чего он складывается, когда формируется и как связан с эмоциональным интеллектом, моторным развитием, социализацией и речью.

Окружая любимых чад заботой, безопасной средой и комфортом, родители не задаются вопросом: "Зачем ребенку нужен навык самообслуживания в мире, где липучки заменили шнурки, трикотаж победил рубашки с пуговицами, автоматы моют-стирают-пылесосят, а свежеприготовленная еда приезжает на дом за считанные минуты?" Родители верят, что придет время, и зубы будут чиститься без напоминаний, кровать убираться, а посуда мыться. Но проходят года, само не получается, и на помощь зовут специалистов.

Чем полезен специалисту этот семинар?

На семинаре мы не только разберем в каком возрасте какие компоненты навыка должны быть сформированы, но и посмотрим на его развитие с позиции семейной терапии и полипрофессионального подхода. Поразмышляем о том, что кроме конфликтов, получает семья вместе с бытовой беспомощностью ребёнка и зачем создаёт условия для ее закрепления? Отдельное внимание уделим влиянию родительских противоречий на задержку развития навыка у ребенка и разберём стратегии работы с этими противоречиями. Слушатели расширят и систематизируют знания о навыке самообслуживания, получат инструменты, повышающие компетентность родителей в передаче навыка детям.

Как будем работать на семинаре?

Слушателей ждет много тренировочных упражнений, в первую очередь, сфокусированных на эффективной работе с членами семьи.


Семинар №4 Навык социализации (Мацук Мальвина)

«Мама ребенку 16 лет: «Не пользуйся ножом…я уже все порезала»

О чем этот семинар?

Пожалуй, о самом важном жизненном навыке человека – адаптации к обществу. Успешная социализация – это эффективное освоение навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе: речевых, познавательных, коммуникативных, эмоционально-волевых, двигательных. А возможна ли благополучная социализация, если какие-то из этих навыков «проседают»? Как помочь ребенку, не чувствующему уместность своего поведения или не опознающего дистанцию в контакте? Как помочь семье, если ребенку тяжело влиться в общество? Может ли благополучно социализироваться ребенок, если его родители сами испытывают сложности в социализации или избыточно опекают ребенка?

Чем полезен семинар для специалиста?

Специалисты, работающие с детьми и родителями, узнают критерии успешной социализации на каждом возрастном этапе; изучат особенности формирования социальных навыков в семейном контексте; ознакомятся со способами развития «проседающих» социальных компетенций.

С чем и как будем работать на семинаре?

Выстроим логику становления навыков социализации с точки зрения возраста и влияния различных социальных институтов. А также – подберем инструментарий для развития и закрепления навыков социальной адаптации на каждом возрастном этапе с раннего детства до юности. Работа в рабочих группах практики, разбор случаев, тренировка компетенций в беседе с родителями.


Семинар №5 Навык безопасности (Фокина Анна)

Почему у семи нянек дитя без глаза 

или где стелить соломку?

О чем семинар?

Мы будем обсуждать формирование культуры безопасного поведения. Что такое безопасность? Когда тревога родителей о безопасности может проявиться страхами и фобиями у детей? Обсудим, где эта грань, и на что, в каком возрасте важно обращать внимание. Обсудим, как помочь родителям формировать безопасное поведение у ребенка. Ответим на вопросы: какие бывают опасные для жизни и здоровья ребенка ситуации и какие особенности поведения ребенка и подростка характерны для данных ситуаций (от выбора удобной обуви до самостоятельной организации эвакуации)? Обязательно поговорим о системных (семейных) смыслах опасного поведения ребенка (подростка) и семейной профилактике проблемного поведения.

Зачем специалисту этот семинар?

Специалисту (независимо от места его работы) необходимо знать различное отношение детей и взрослых к вопросам безопасности, уметь развивать желание и потребность детей узнавать о безопасном поведении в разных ситуациях, уметь научить детей и подростков предвидеть опасность и не бояться обращаться за помощью к взрослому, если уже что-то произошло. Специалисту важно знать семейные аспекты формирования безопасного поведения и уметь разговаривать с родителями о безопасности детей, а также мотивировать членов семьи на беседу с ребенком.

Как мы будем работать на семинаре?

На семинаре специалистов ждет анализ статистики и разбор различных жизненных ситуаций (могут быть предложены аудиторией). Будет представлен случай работы с семьей. Подготовим (соберем) багаж техник и приемов для работы с запросом о навыке безопасности.


Семинар №6 Эмоционально-волевые навыки. Как "уметь себя вести" и чувствовать себя естественно? (Рассушина Алиса)

"От улыбки станет мир светлей"

Что мы будем обсуждать на семинаре?

Как объяснить маленькому ребенку про безопасное выражение агрессии? Как помочь дошкольнику преодолеть тревожность? Что делать первоклашке, если очень радостно, но нельзя выпрыгивать из-за парты? Как «заставить» себя готовить скучную домашку в 6 классе? Как научиться сдавать экзамены и «остаться в живых»? Как взрослые накладывают свое лекало на развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка, и чем это чревато в дальнейшем развитии?

Зачем специалисту нужен этот семинар?

Чем больше у профессионала инструментов и методик для осознания собственных чувств, тем эффективнее можно помогать детям осознавать и понимать переживания, с которыми они сталкиваются. А когда ребенок понимает, может выразить и хочет объяснить свое состояние взрослому, тем проще взрослому помочь ребенку с решением его трудностей, проблем и особенностей. Специалисту важно уметь использовать «входные ворота» в разговор и коррекцию эмоционально-волевой сферы и через взаимодействие с ребенком, и через работу с родителями.

Как будет организован семинар?

В первую очередь, это - невероятно увлекательный семинар. Мы попробуем множество игр, движений, рисунков и даже напишем стихотворение. Разберем примеры, в каком возрасте сильнее проявляется та или иная эмоция. Заполняя матрицу, обнаружим, как развитие эмоционально-волевой сферы помогает в формировании других навыков (социализации, коммуникации, познавательной деятельности, нравственного поведения).

Соберем копилку идей и практических приемов для помощи родителям.


Семинар №7 Навык речевой. Развитие, формирование и утрата речи (Масютина Маргарита)

«Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить,

и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами»

Что мы будем обсуждать на семинаре?

«Мой ребенок не говорит» - одна из самых частых причин обращения к специалистам. Что такое речевая среда и как сделать ее максимально развивающей для ребенка? Мы рассмотрим, как формируется языковая система в разных социальных условиях, какие системные и индивидуальные факторы оказывают положительное и отрицательное влияние на развитие речевой деятельности, зафиксируем реперные точки развития речи и маркеры речевых нарушений; обсудим зоны ближайшего развития, развивающую среду и целенаправленные занятия от рождения до 18 лет. 

Зачем специалисту нужен этот семинар?

Семинар адресован не логопедам, а многим специалистам помогающих профессий (впрочем, и для логопедов тема зазвучит совсем по-новому). Мы предлагаем посмотреть на хорошо знакомое и повседневное явление - речь - с точки зрения системной терапии. В ходе семинара слушатели освоят стратегию оценки уровня речевого развития как одного из компонентов психического развития ребенка, разберутся, в каком возрасте, что можно и нужно рекомендовать родителям и/или делать специалисту, чтобы минимизировать риск отклонений в речевом развитии, получат «конструктор» рекомендаций для родителей.

Как мы будем работать на семинаре?

Теоретическая часть (лекционные фрагменты, книги, статьи) предлагаются для самостоятельного изучения и будет доступна до начала курса. На семинаре мы разбираем реальные кейсы, решаем практические задачи, отвечаем на сложные вопросы, систематизируем знания, развиваем умения, формируем профессиональные компетенции в области работы с ребенком и всей семьей.


Семинар №8 Навык познавательной деятельности (Грященко Анна)

«Познание начинается с удивления и любопытства»

О чем семинар?

Контакт с собой и с окружающим миром могут ли влиять на успешность обучения? Конечно! Ведь за этим контактом скрываются наши память, внимание, восприятие и т.д..В целом, семинар о взаимоотношениях мозга ребенка и процесса познания, а также о развитии этих отношений под влиянием возраста, окружающей среды и качества развития других навыков (речи, моторики, коммуникаций). На семинаре рассмотрим навык познавательной деятельности как единую функциональную систему и познакомимся с нейропсихологическим подходом оценки качества познавательного навыка (Что делать, если недоступна нейродиагностика?).

Зачем специалисту нужен этот семинар?

Для успеха в работе важно рассматривать когнитивные способности ребенка в системе, тогда специалист выявляет реальные причины проблем и видит реальные пути их решения. Даже, если специалист – НЕ нейропсихолог J

Как мы будем работать на семинаре?

Вместе решаем практические задачи, а в итоге - создадим коррекционную программу для развития познавательного навыка ребенка.


Семинар №9 Коммуникативный навык (Мацук Мальвина)

Ребенок 5 лет: «Мама, отойди, я плачу не тебе, а бабушке»

О чем этот семинар?

О том, как ребенок осваивает коммуникацию в совокупности с целой системой иных навыков: речевых, познавательных, социальных, эмоционально-волевых и двигательных. Именно с нарушениями формирования коммуникативных навыков бывает связана пестрая палитра симптомов и, на первый взгляд, именно с ними, родители обращаются к специалисту: детская агрессия и буллинг, тревожность и депрессия, сложности в учебе или отказ от посещения школы, эмоциональная изоляция и речевые нарушения, задержка или опережение психо-сексуального развития и многое другое. За этим разнообразием проявлений часто маскируется неумение ребенка общаться, выбирать адресата своих действий и обращений, рефлексировать и корректировать свое поведение.

Чем полезен семинар для специалиста?

Семинар решает одну из основных задач психологической работы с ребенком и семьей: помощь в становлении комфортного и продуктивного общения ребенка со сверстниками и взрослыми через призму системного подхода - с диагностикой «в объеме» и широким спектром интервенций.

С чем и как будем работать на семинаре?

Познакомимся с принципами и техниками работы с детьми со сложностями в общении и их семьями; выстроим логику развития коммуникативных навыков с точки зрения возраста, связи с другими навыками и влияния семьи на процесс их формирования; подберем инструментарий для развития и закрепления коммуникативных навыков на возрастных этапах с раннего детства до юности. Разбираем конкретные случаи и тренируем техники системного подхода в упражнениях с симулированными семьями.


Семинар №10 Навыки, сопровождающие эротическое и сексуальное поведение или реализацию (Родионова Анна)

«Секс – это не просто вид деятельности. Это идея.»

Что мы будем обсуждать на семинаре?

Психо-сексуальное развитие детей и подростков. В норме и патологии. Большинство родителей не могут и/или не умеют говорить с детьми об эротике и сексе. Исходя из этого, специалист формирует навык поведения в сексуальной области не только у ребенка, сколько у его родителей и семьи в целом, как бы приглашая семью познакомиться с новой культурой общения.

Чем полезен семинар для специалиста?

Семинар предлагает специалистам сформировать собственный навык семейной консультации по вопросам детской и подростковой сексуальности, что часто вызывает затруднение у специалистов помогающих профессий.

Как мы будем работать на семинаре?

На семинаре будет много практики – демонстрация работы с семьей, разбор клинических случаев и практических задач, тренинг для специалистов.


Семинар №11 Психосексуальное развитие и формирование навыка эротического поведения у детей (Нечаева Ирина)

«Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:

«Что такое – хорошо, и что такое - плохо?»

Что мы будем обсуждать на семинаре?

Родители хотят для своих детей наилучшей жизни: чтобы они знали чего хотят и могли это достигать, чтобы выросли хорошими людьми, самостоятельно мыслили, избегали опасных соблазнов и не сильно жаловались в будущем психологу на детские травмы. На семинаре рассмотрим непростые вопросы внутренней борьбы потребностей и влияние этой борьбы на все сферы жизни ребенка и семьи. Мы затронем возрастные стадии формирования морали и в дополнение к семинару №6 разберем, что такое сила воли. Подумаем, где ребёнку найти силы для противостояния лени, цифровым соблазнам и химическим зависимостям. Задумаемся, как семейная атмосфера, бытовой комфорт и цифровая реальность влияют на формирование таких личностных качеств ребёнка, как ответственность, эмоциональная стабильность, критическое мышление и устойчивость к стрессу.

Чем полезен этот семинар для специалиста?

В структуре обращений родителей по поводу подростковых проблем лидирует проблемное (или как часто его называют – асоциальное) поведение – игровая зависимость, суицидальные проявления и селфхарм, наркотики и промискуитет. На семинаре специалисты узнают несколько стратегий оказания помощи семье, в которой ребенок страдает от низкой самооценки или не верит в собственные силы, «хочет только в телефоне торчать и больше ничего не делать», не проявляет должного уважения к пожилым или женщинам, хамит в транспорте и злоупотребляет физической силой.

Как мы будем работать на семинаре?

Слушателям предстоит соприкоснуться со своей толерантностью в упражнениях, тренировать устойчивую позицию равновесия в рабочих группах практики, учиться слушать подростка и семью. Кроме этого, как всегда – разбор клинических случаев и копилка техник системного подхода.


Семинар №12 Интеграция. Формирование навыков с пользой для жизни. «Цепочки» формирования навыка. Дрессура или творчество? (Фокина Анна)

«Раз ступенька, два ступенька – будет лесенка»

Что мы будем обсуждать на семинаре?

Любой навык, которым владеет человек, по своей сути является «цепочкой» из последовательных действий, при этом не важно профессиональный это навык или бытовой. Важно, что навыком эта «цепочка» становится тогда, когда каждое звено доведено до автоматизма. Нередко родители и специалисты сталкиваются со сложностями, когда тот или иной навык у ребенка не формируется или не закрепляется, а бывают случаи, что и распадается в силу определенных обстоятельств. Взгляд АВА-корректора: счего начать формирование навыка? Сколько звеньев в цепочке может быть в каждом возрасте? Как усложнить уже имеющийся навык? Как правильно оказывать и убирать подсказки во время формирования навыка? «Мы с ребенком учились мыть руки: дома все получается, а в школе –нет» - как обобщать навыки? Какие вспомогательные средства можно использовать для формирования «цепочек»?

Об этом и многом другом поговорим на семинаре по интеграции практических приемов,направленных на формирование навыков у ребенка в норме и при патологии.

Чем полезен семинар для специалиста?

Семинар полезен для педагогов, психологов, врачей. Мы посмотрим на каждодневные рутины с точки зрения пользы для жизни нейротипичного и нейроотличного ребенка и его семьи. Специалисты познакомятся с практическими инструментами прикладного анализа поведения для формирования любого навыка.

Как мы будем работать на семинаре?

Теория, которую слушатели уже успели получить на предыдущих семинарах, будет вплетена в практические упражнения и тренинг. Поучимся разбивать цепочки на звенья. Узнаем, как отслеживать динамику в формировании навыков. Разберем различные виды подсказок при обучении ребенка «цепочкам». Уделим время навыку специалиста давать обратную связь родителям и обучать членов семьи.

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: